Октавий (аннотация АВ)
«Октавий» (41 глава) – это сочинение, написанное Марком Минуцием Феликсом в память своего друга, недавно умершего христианина Октавия, в распространенной в то время форме философских диалогов. Книга датируется второй половиной II – первой половиной III в.
Автор ставит целью убедить в истинности христианства образованных читателей из язычников. Отсюда в «Октавии» нет богословского обоснования христианства, отсутствуют цитаты из Священного Писания, а имеются неоднократные ссылки на Платона и на произведения многих греческих и латинских авторов.
В начале диалога язычник Цецилий высказал все обвинения против христиан, которые были распространены в то время – это трудность богопознания, необходимость отечественной религии, чудовищность нравов и учения христиан. Далее Цецилий переходит к прямым обвинениям христиан – в преступлениях и извращениях, якобы совершающихся в христианских собраниях.
Октавий опровергает все сказанное выше - он призывает к исследованию себя самих и всего мира, указывая на разум, данный человеку, которого не имеют животные. Он говорит о Боге, высказывая взгляды, общие христианским писателям того времени: «Бог – Отец всех вещей, не имеет ни начала, ни конца...» (гл. 18) и др. С таким мнением о Боге сходятся высказывания наиболее глубоких философов. Переходя к возражениям против обвинений христиан в различных преступлениях, Октавий говорит о том, что все подобные обвинения – только басни, изобретенные демонами.
Октавий доказывает, что христиане вовсе не так несчастны, как думал Цецилий. «Что мы по большей части слывем бедными – это не позор для нас, а слава, потому что душа как расслабляется от роскоши, так укрепляется от умеренности» (гл. 36).
По окончании речи наступает молчание, которое прерывает Цецилий: «Мы оба победили; …ибо Октавий победил меня, а я одержал победу над заблуждением… Я исповедую Провидение, покоряюсь Богу и признаю чистоту религиозного общества, которое отныне будет и моим» (гл. 40).