Прошение о христианах (аннотация АВ)
Сочинение Афинагора Афинского «Прошение о христианах» адресовано императорам Марку Аврелию Антонину и Люцию Аврелию Коммоду. Апология написана в конце 176 г. или в первой половине 177 г. Поводом к ее составлению послужило общее тяжелое положение христиан.
Апология заключает в себе 37 глав и по содержанию разделяется на введение (1–3), две части (4–30 и 31–36) и заключение (37).
Во введении Афинагор, подобно мч. Иустину, высказывает пожелание, чтобы христиане подвергались осуждению не за одно только имя, но на основании строгого расследования их образа жизни. Христиан обвиняют в трех преступлениях: в безбожии, тиестовских вечерях (поедание человеческого мяса) и эдиповских кровосмешениях.
Первая часть апологии (4-30) особенно подробно опровергает упрек в атеизме. Христиане не безбожники, прежде всего потому, что они признают Единого Бога. Христиане почитают также и Сына Божия, и Духа Святого, и множество Ангелов. Обвинение в атеизме опровергается также нравственным учением христиан, которое учит любви к врагам, незлобию. Они признают, что Бог наблюдает за родом человеческим и в будущем воздаст за человеколюбивую и скромную жизнь несказанными благами.
Доказав, что христиане не безбожники, Афинагор переходит к критике язычества. Изображения богов – произведения человеческих рук. Создатель вселенной не имеет нужды ни в крови, ни в дыме, ни в благоухании цветов и курений. Афинагор также говорит, что чудеса, приписываемые идолам, необходимо возводить к демонам. Демоны привлекают язычников к идолам, потому что они привязаны к крови жертв и ею услаждаются.
Во второй части (31–36) апологет более кратко опровергает два других обвинения против христиан: эдиповские кровосмешения и тиестовские вечери. Христиане верят в будущее воздаяние и, следовательно, не могут допустить ничего безнравственного. В частности, против обвинения в кровосмешениях говорит высоконравственная жизнь христиан: они считают грехом даже смотреть на женщину с вожделением; жену каждый имеет только для деторождения, которое служит и мерой воздержания; многие же и вовсе ведут безбрачную жизнь, надеясь так теснее соединиться с Богом. Против обвинения в людоедстве, Афинагор говорит о том, что христиане не хотят даже смотреть на человекоубийство (например, на гладиаторских играх); они запрещают вытравлять младенца в утробе матери; никто не допустит этого и ввиду наказаний по воскресении.
В заключении Афинагор ожидает справедливости по отношению к людям, которые молятся за власть императоров.