Слово против иудеев и обличение с начала их непокорности и неверия (аннотация АВ)
В полемическом трактате «Слово против иудеев и обличение с начала их непокорности и неверия» (24 главы) прп. Никита Стифата опровергает иудейские воззрения и убеждает их в истинности христианского учения. Автор критикует «жестокосердие» и «неверие» иудеев, используя многочисленные ссылки на пророческие тексты Ветхого Завета, чтобы показать, что Бог отверг их ритуалы и служение из-за их непокорности и нежелания верить Ему.
Центральная часть сочинения посвящена апологии тайны Боговоплощения, которая является камнем преткновения для иудейского понимания. Преподобный Никита отвечает на их возражения против возможности рождения Бога от жены, Его становления человеком и страданий.
Автор указывает на всемогущество Божие. Если Бог присутствует во всем творении, тем более Он может обитать в человеческой природе, сотворенной по Его образу. Используя примеры человеческого разума, слова и духа, прп. Никита объясняет, как невыразимое и бестелесное Слово Божие может быть рождено от Отца и воплотиться, подобно тому, как человеческое слово становится видимым в письменах.
Преподобный приводит ряд ветхозаветных чудес (руно Гедеона, неопалимая купина, жезл Аарона, сотворение Евы из ребра Адама), утверждая, что эти события, требующие веры для их принятия, служили прообразами и предзнаменованиями неизреченного Боговоплощения и непорочного рождения Христа от Девы.
Автор также раскрывает Божественные цели Воплощения: спасение человеческого рода, объединение иудеев и язычников в единый народ Божий, вознесение человеческой природы на небеса и поражение дьявола, обманувшего первого Адама. Особое внимание уделяется Пресвятой Богородице Марии как «Второй Еве», через Которую пришло благословение и жизнь, вместо проклятия и смерти, привнесенных первой Евой.
В завершающей части трактата прп. Никита Стифат обращается к иудейским возражениям против почитания икон, объясняя различие между идолом и иконой и приводя пример почитания херувимов в скинии. Он призывает иудеев оставить ветхозаветные обряды, которые были лишь тенью будущих благ, и принять таинства Нового Завета, в первую очередь Евхаристию (Тело и Кровь Христовы), как истинный источник жизни.
Перевод сочинения выполнен игуменом Дионисием (Шлёновым).
