Слово 2-е на четверодневного Лазаря (аннотация АВ)

В сочинении прп. Исихия Иерусалимского «Слово 2-е на четверодневного Лазаря» (10 глав) раскрывается роль воскрешения Лазаря в домостроительстве спасения.

Характерной особенностью экзегетических текстов прп. Исихия является использование фиктивных диалогов. В данной проповеди с речью выступает ад, который, увидев, что Лазарь покидает преисподнюю, выражает свое негодование: «Ад же внизу, отдавая мертвеца, наверное, кричал: «Кто есть Сей, Который голосом, будто спящих, восставляет мертвых из гробов?.. Кто есть Сей, Который вырвал у меня всех моих мертвецов для того, чтобы они устроили хоровод? Видно, исчез жезл моей тирании над людьми. Обветшала моя тюрьма смерти… Торжествует надо мной четверодневное тело… Отныне попран я, когда вместе с погребальными пеленами убегает от меня умерший. Кто теперь будет бояться меня, побежденного гниющим мертвецом и ставшего как бы неким охранником сданных на хранение покойников?» (гл. 5).

Чтобы сделать повествование Священного Писания предельно доступным, прп. Исихий использует разные методы. Лежащего во гробе Лазаря он сравнивает с банковским вкладом, сданным на хранение, его погребальные пелены – с печатями: «Ибо Лазарь был только как бы некоей ценностью, помещенной в гроб на хранение, как золото, которое возвращается назад вместе с печатями, с которыми оно было положено» (гл. 6). По гласу Спасителя Лазарь «выскакивает» из гроба, «как пришпоренный конь»: «Как конь, ударяемый по условному знаку, так и мертвый по гласу Владыки тут же начал выпрыгивать из гроб» (гл. 4).

Стоит отметить, что преподобный указывает на значение Таинства Евхаристии: «Люблю это место Церкви, собирающей для меня сей духовный пир, ибо пиршество Божией Церкви есть это собрание, напояемое Таинственной Чашей, питаемое Животворящим Агнцем» (гл. 1).