Ответ папы Николая I на второе послание патриарха Фотия (Epistula 12/86) (аннотация АВ)
«Ответ папы Николая I на второе послание патриарха Фотия» (Epistula 12/86) датировано 18 мая 862 года. Послание является важным источником для понимания начального этапа так называемой «Фотиевской схизмы» и нарастающего конфликта между Римским и Константинопольским престолами.
В своем послании папа Николай I последовательно отстаивает позицию Римской Церкви:
1. Примат Римского престола. Николай I начинает с утверждения Римской Церкви как «главы всех Церквей» (omnium ecclesiarum caput), основанной на апостоле Петре, и подчеркивает ее роль как источника правоты и порядка в церковных установлениях, подкрепляющих все соборы.
2. Осуждение неканонического избрания свт. Фотия. Папа категорически отвергает доводы святителя о законности его возведения на патриарший престол из мирян. Он опровергает приведенные им исторические прецеденты:
- избрание свт. Нектария объясняется исключительной необходимостью (отсутствие православных клириков из-за ереси) и не должно становиться нормой;
- избрание свт. Тарасия, по мнению папы, изначально было «чрезвычайно самонадеянным» и противным апостольским постановлениям, и было принято папой Адрианом I лишь для противодействия иконоборчеству;
- избрание свт. Амвросия Медиоланского приводится как пример Божественного, а не человеческого вмешательства, сопровождавшегося чудесами, что отличает его от случая свт. Фотия.
3. Защита патриарха Игнатия. Папа Николай I обвиняет святителя в «похищении кафедры» при живом и законном патриархе Игнатии, называя это деяние «прелюбодейством». Он настаивает на том, что Рим не признает низложения Игнатия без достоверных доказательств его вины и, следовательно, не признает свт. Фотия законным патриархом до справедливого осуждения Игнатия.
4. Вопрос о канонах и обычаях. Папа выражает недоверие заявлениям святителя о незнании или непринятии Римских канонов и Сардикийского собора, подчеркивая, что постановления первого престола обязательны для всех. Он отвергает апелляцию патриарха Фотия к различиям в обычаях, если эти обычаи противоречат вселенскому каноническому авторитету, каким он считает практику возведения мирян в епископы.
5. Легаты и расследование. Римский папа также выражает возмущение по поводу препятствий, оказанных его легатам в Константинополе, утверждая, что им было отказано в возможности объективного расследования дела Игнатия, что лишь усиливает подозрения Рима.
