О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Иконийскому (аннотация АВ)
Трактат «О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Иконийскому» (30 глав) написан по просьбе друга святителя Василия Великого св. Амфилохия, епископа Иконийского, около 375 года по поводу изменений, допущенных св. Василием в заключительном славословии. Тогда обычно заканчивали молитвы и песнопения славословием «Отцу чрез Сына во Святом Духе». Эту формулу принимали и ариане, и духоборцы, так как она допускала возможность изъяснения ее в смысле их учения о тварном подчинении Сына и Духа. Чтобы сделать такие ссылки невозможными, св. Василий стал предпочтительно употреблять славословие «Отцу с Сыном и со Святым Духом». Нераздельное единство Лиц Пресвятой Троицы очевидно из единства Их действия в творении, где Отец – Причина предначинательная, Сын – Причина зиждительная и Дух Святой – Причина совершительная: «Представляй Трех – повелевающего Господа, созидающее Слово и утверждающего Духа». Трактат ставит своей задачей доказать, что Сыну и Святому Духу принадлежит равная честь с Отцом, так как Они одного естества с Ним.
Композиционно сочинение делится на 3 части.
Первая часть (гл. 1-8) носит полемический характер. Основной оппонент автора – арианин крайнего толка, в образе которого легко угадывается Евномий.
Вторая часть (гл. 10-27) представляет собой живой спор с воображаемым противником, под которым подразумевается Евстафий Севастийский. В 27 главе свт. Василий выступает с защитой значения Предания: «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского Предания, приняли мы втайне. Но и те, и другие имеют одинаковую силу для благочестия...». На возражение будто бы славословие «со Духом» не засвидетельствовано и не изложено в Священном Писании, св. Василий отвечает: «Почитаю правилом апостольским – держаться и не изложенных в Писании преданий».
Третья часть (гл. 28-30) построена в виде наставительной беседы автора с любимым учеником. В заключительной главе св. Василий изображает печальное состояние Церкви, подобной кораблю, подвергшемуся страшной буре. Оно является следствием неуважения к отеческим правилам, происков еретиков, соперничества клириков, которое хуже открытой войны.
Из соображений икономии свт. Василий Великий избегает применения по отношению к Святому Духу понятия «единосущный», предпочитая «равночестный», и открыто не называет Святого Духа Богом, чтобы не отпугнуть колеблющихся. В трактате выражен идея единоначалия в Святой Троице, а также рассматривается вопрос об источниках христианского вероучения.