Амбигва 37. Письмо шестое (аннотация АВ)

В настоящей публикации представлены два сочинения прп. Максима Исповедника – «Амбигва 37» и «Письмо шестое» (подробный разбор евангельского изречения Иисуса Христа в Гефсиманском саду).

1. «Амбигва 37» является частью «Трудностей к Иоанну», входящих в состав сочинения прп. Максима Исповедника «О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия» (около 628-630 гг. или до 633-634 г.).

Прп. Максим анализирует высказывание свт. Григория Богослова: «А теперь почти чревоношение, и скачи, если не как Иоанн во чреве, то как Давид при упокоении Киота». Он предлагает интерпретацию образов пророка Иоанна Крестителя и царя Давида как символов духовного пути.

Пророк Иоанн предстает как образец неизменности в добродетели и познании Бога, начиная с утробы матери и до самой смерти. Он – символ покаяния, бесстрастия, созерцания, а также Предтеча и креститель. Для верующих – это пример пути непрерывного преуспевания в добродетели и познании, без отступлений.

Царь Давид символизирует путь падения и восстановления. Он представляет собой образ деятельной жизни (пастух, царь, воин), но его жизнь отмечена моментами слабости и отступления от Бога. Однако через покаяние он возвращает себе радость и благодать. Для верующих – это пример пути падений и восстаний через покаяние, с постоянным усилием возвращения к добродетели и познанию.

В сочинении прп. Максим приводит развернутую теорию о 10-ти тропах (способах) созерцания Писания, которые можно свести к единому логосу, и поясняет, как эту теорию можно применить к образам святых Иоанна и Давида. Он указывает на то, как различные аспекты жизни каждого из них (род, достоинство, место) позволяют более глубоко понять их символическое значение.

2. «Письмо шестое» (около 628 г.) содержит анализ слов Иисуса Христа во время моления в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).

Прп. Максим полемизирует теми, кто видит в этих словах проявление слабости или противостояние человеческой воли Христа Божественной воле Отца. Он утверждает, что эти слова выражают совершенное согласие и покорность воле Отца. Человеческая воля Христа, обоженная через воплощение, находится в полном согласии с волей Отца. При этом он подчеркивает, что наличие двух воль и двух действий, соответствующих двум природам, не противоречит единству Христа. Спаситель, будучи одновременно и человеком, и Богом, добровольно принимает на себя страдания ради исполнения Божественного замысла.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.