11 июня
Память двухсот двадцати двух новомучеников Китайских593
В конце XIX в. в Китае существовало тайное общество боевых искусств «Армия справедливости и согласия»594, членов которого европейцы называли «боксерами». В 1900 г., при поддержке вдовствующей императрицы Ци-Ши, известной своей неприязнью к иностранцам, ихэтуани начали гонения на христиан, которых считали ответственными за все несчастья, поразившие Китай. 10 июня на улицах Пекина было прочитано воззвание, призывающее язычников истребить христиан и угрожающее наказаниями тем, кто решится их укрыть. На следующую ночь члены организации прошли с зажженными факелами по всем районам города. Всех православных христиан, которых ихэтуани смогли найти, задерживали в их собственных домах и мучили, чтобы заставить отречься от Христа. Многие верующие не выдержали пыток и воскурили ладан перед идолами, чтобы спасти свою жизнь, а другие мужественно исповедали веру и претерпели страшные мучения. «Боксеры» сожгли их дома и вывели из города, где в языческом храме им вспороли животы, отрубили головы или предали смерти в огне.
Православный законоучитель Павел Ван умер с молитвой на устах. Учительница Русской миссии Ия Вен была дважды мучима и с радостью исповедала веру во Христа. Восьмилетнему мальчику Иоанну отрубили руки и изрезали грудь. Когда мучители спросили у него, больно ли ему, он ответил, улыбаясь: «Нетрудно пострадать за Христа». «Боксеры» отрубили Иоанну голову и сожгли его останки.
О. Митрофан Ци-Чунь, первый китайский священник, поставленный св. Николаем Японским [3 фев.] и неустанно служивший миссии в течение пятнадцати лет, был убит вместе с большинством из тех семидесяти христиан, женщин и детей, которые спрятались у него дома после поджога зданий Русской миссии. «Боксеры» пришли к нему и, найдя о. Митрофана сидящим во дворе, изранили его грудь ударами ножа. Его жене Татиане и двадцатитрехлетнему сыну Исаие отрубили головы.
Во время пыток священника его второму сыну, семилетнему Иоанну, отрезали пальцы ног, нос и уши. Однако ребенок не почувствовал никакой боли. Когда мучители назвали его сыном демона, он отвечал: «Я верующий в Бога, а не ученик бесов!»
Невеста Исаии, девятнадцатилетняя Мария, пришла в дом о. Митрофана, желая умереть с семьей своего жениха. Когда ихэтуани окружили дом, она помогла другим спастись, перебравшись через стену. Потом девушка предстала перед осаждавшими дом и обвинила их в беззаконном убиении невинных людей. Не решившись ее убить, они повредили ей руки и глубоко ранили в ноги. Когда христианку уговаривали спешно бежать, она ответила: «Я родилась рядом с Церковью Пресвятой Богородицы, здесь я и умру!» Вернувшись, ихэтуани убили Марию.
Среди этих блаженных мучеников были также потомки жителей русского Албазина, которые принесли свет Христов в Пекин в 1685 г. Климент Кюи-Кин, Матфей Хаи-Цюан, его брат Вит, Анна Чуй и множество других христиан, не испугавшихся убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), смело вышли навстречу мучениям и смерти, молясь Господу просветить их гонителей и простить им грехи. Во время этих кровавых событий из тысячи человек, составлявших Русскую миссию в Пекине, погибло триста. Из них двести двадцать две души удостоились нетленного мученического венца.
* * *
Их почитание было утверждено Русской Православной Церковью, определившей совершать 10 июня литургию в память об усопших, а 11 июня – торжественную литургию в честь мучеников.
По-китайски «Ихэтуань». Члены этого общества упражнялись в единоборствах и носили амулеты, призванные защитить их от пуль.