9 июля
Память свят. Феодора, епископа Едесского121
Св.Феодор родился в Едессе (крупный город в Римской Месопотамии). По поводу времени его жизни ведутся научные споры. Его появление на свет было ознаменовано чудом. Пяти лет мальчика отдали в учение. Однако, несмотря на побои и внушения, он оказался неспособным к нему. Однажды в воскресный день, когда Феодор заснул, спрятавшись под святым престолом, ему было видение отрока блистательной красоты. Отрок повелел Феодору стать монахом, давая в руки пастырский жезл. С этого дня учение стало даваться ему с необыкновенной легкостью, он сразу же запоминал все, чему его обучали, и благополучно завершил курс риторики и философии.
В восемнадцать лет святой лишился родителей. Он отдал половину имущества сестре на приданое, свою часть раздал бедным и отправился паломником в Святую Землю. Со слезами поклонившись Гробу Господню, источнику нашего спасения, он принял иноческий постриг в монастыре Святого Саввы.
По истечении двенадцати лет, проведенных под духовным руководством игумена Иоанна, он получил благословение удалиться в уединенное место на некотором расстоянии от монастыря. Более двадцати лет пребывал он в безмолвии, словно Ангел, свободный от всех забот о плотских нуждах: св. Феодор вкушал лишь немного хлеба, спал два часа и всю ночь, до третьего часа дня, оставался неподвижным – молитвенный столп, отражающий нападения дурных помыслов.
Однажды в Великую Четыредесятницу патриарх Антиохийский прибыл к патриарху Иерусалимскому. В то время, когда оба они были в святом городе, туда прибыли послы из Едессы, прося поставить им епископа. Патриарх избрал блаженного Феодора, которому, несмотря на сопротивление и слезы, пришлось подчиниться.
Прибыв в Едессу122, он сразу же направился в собор наставлять народ. На протяжении своего епископского служения он проповедовал слово Господне и учил паству добродетели благодаря великой мудрости, обретенной годами лишений и аскезы. Немало трудов положил он на борьбу с ересями, весьма распространенными тогда в тех краях. Его разоблачения были настолько сильны, что еретики, не находя достойных возражений и пылая смертельной ненавистью, подослали к нему убийц. Однако нечестивых разбил паралич. Тогда еретики решили сжечь собор – и опять были наказаны. Те, кто устремился к собору, желая предать его огню, сгорели сами, настигнутые вырвавшимся изнутри пламенем.
После этого еретики подкупили мусульманские власти, чтобы они отняли у Церкви имущество, завещанное ей верующими. Святой попросил халифа аль-Мамуна о встрече ради восстановления справедливости123. Прибыв в Багдад, он узнал, что правитель тяжело болен раком и ему осталось жить лишь несколько дней. Святой приготовил ему лекарство, куда насыпал пыль со святого Гроба Господня, – вскоре халиф выздоровел. Он созвал всех сановников на большой пир в честь своего благодетеля, которому преподнес дары, достойные царя. Когда халиф спросил святого о причине прибытия в столицу, Феодор поведал о бесчинствах, учиненных эмирами против христиан Едессы. Правитель тотчас отправил посланцев с приказанием возвратить имущество христианам и изгнать еретиков, отказавшихся обратиться в истинную веру.
Во время пребывания святого в столице халиф признался ему, что не хотел бы более разлучаться с ним ни в земной жизни, ни в небесной. Св. Феодор отвечал, что между ними находятся врата, которые их разделяют и войти в которые сарацин отказывается. Затем епископ вынул из-за пазухи маленькое Евангелие, говоря, что именно в нем заключены врата, ведущие в жизнь вечную. Слова епископа достигли сердца аль-Мамуна, и он попросил святого почитать ему Евангелие и переписать Символ веры. Через некоторое время халиф был тайно крещен Феодором вместе с тремя своими приближенными из знати и в крещении получил имя Иоанн.
Видя все возрастающие успехи святого мужа, иудеи и сарацины возненавидели его. Начальник синагоги предложил устроить во дворце открытые прения о вере с христианами. Епископ принял вызов и опроверг его лживые доказательства. Тогда иудея поразила немота, что вызвало обращение в истинную веру многих присутствовавших на дискуссии персов и сарацинов124.
Когда закончилась зима, правитель призвал к себе Феодора и дал ему много золота и серебра, чтобы тот передал их храму Гроба Господня и монастырям Палестины. Как только святой отправился исполнять это поручение, халиф приказал собрать весь народ на ипподроме и там открыто признался в своей вере в Святую Троицу и в Господа нашего Иисуса Христа, показав крест, который носил на шее. После мимолетного оцепенения сарацины набросились на него, убили трех служителей, пытавшихся разнять их, и мечами и копьями пронзили халифа, который предал душу Христу.
Вернувшись к пастырским заботам в Церкви Едессы, св. Феодор при этом не прекратил подвижнической жизни: он вкушал пищу раз в неделю, всю ночь бодрствовал, так что Господь наделил его силой исцелять больных, стекавшихся к нему со всей Сирии. Видя эти чудеса, многие мусульмане приняли веру святого епископа. Через три года после смерти халифа Феодор, чувствуя, что пришло и его время покинуть земную жизнь, простился со своим народом и возвратился в лавру Святого Саввы. Там святой отыскал келью – свидетельницу его первых битв и в ней через три недели отошел ко Господу125 .
* * *
Приведенное здесь «Житие св. Феодора» приписывается его племяннику Василию Эмесскому. Однако, возможно, следует отождествить св. Феодора с Феодором Авукарой (Абу-Куррой), который также родился в Едессе. Он был монахом монастыря Святого Саввы, избран епископом гор.Харрана, а затем посвятил себя апологетическим сочинениям на греческом, арабском и сирийском языках. Ученик св. Иоанна Дамаскина, он был горячим борцом за Православие против иудаизма, ислама, христологических ересей и иконоборчества. Особенно прославился он спором с армянскими монофизитами (817). Он умер ок.825 г. в возрасте ста четырех лет. Хотя не во всех списках арабских Синаксарей он поминается под своим истинным именем, некоторыми авторами он упоминается наравне с великими православными исповедниками. Кроме того, св. Феодору Едесскому приписывается сотница глав, входящая в «Добротолюбие», но на самом деле являющаяся компиляцией фрагментов сочинений ряда более древних авторов. Ср.: Griffith S. Н. The ‘Life of Theodore of Edessa: History, Hagiography, and Religious Apologetes in Mar Saba Monastery in Early Abbasid Times // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the fifth century / Ed. Patrich. Louvain, 2001. P. 147–170.
Занятая арабами в 640 г., Едесса в то время была монофизитской митрополией. Но не исключено, что там сохранилось православное меньшинство.
Мы приводим здесь арабскую версию, более правдоподобную, поскольку аль-Мамун правил в Багдаде с 813 по 833 г., время, которое соотносится с остальным рассказом. В греческом тексте упоминается халиф Моавия, правивший в Дамаске в конце VII в. История не сохранила памяти о каком-либо аббасидском халифе, обратившемся в христианство, но тем не менее следует отметить сходный эпизод, последовавший за спором с раввином в присутствии халифа. Эпизод этот содержится в сохранившемся лишь на грузинском языке «Житии св. Иоанна Едесского», жившего во время правления Харун ар-Рашида (785–809).
Исторически доказано, что Феодор Абу-Курра участвовал в богословском диспуте против мусульманских мудрецов, состоявшемся в Багдаде при халифе аль-Мамуне.
См.статью о св. Михаиле Савваите [23 м.]. Его «Мученичество» включено в «Житие св. Феодора». Однако грузинская версия «Мученичества» свидетельствует, что он не был ни его родственником, ни его учеником и умер ок. 691 г.