28 июля
Память свщ. мч. Николая Пономарева, диакона (1918), прп. мч. Василия(Эрекаева),иеромонаха, прп. мцц. Анастасии (Камаевой) и Елены (Асташикиной),инокинь, мчч. Арефы Еремкина, Иоанна Ломакина, Иоанна Милешкина, Иоанна Сельманова и мчц.Мавры Моисеевой (1937). Память св. Дросиды, брошенной после мучений в золотоплавильную печь391. Память прп. Ирины Хрисовалантской392
Память прп. Ирины Хрисовалантской
Св.Ирина жила в IX в. в Каппадокии и происходила из богатой и знатной семьи. Когда после смерти императора-иконоборца Феофила (842) регентшей стала Феодора, она велела искать по всей империи супругу для своего сына, императора Михаила III (842–867). Придворные посланники, заметив красоту и благородный характер Ирины, привезли ее в Константинополь вместе с сестрой, которая впоследствии вышла замуж за кесаря Варду, брата Феодоры. Проезжая мимо горы Олимп в Вифинии, Ирина посетила прп. Иоанникия Великого [4 н.], который приветствовал ее и предсказал, что она станет игуменьей Хрисовалантского монастыря. Промысл помешал ее браку с императором, и с легким сердцем, исполненная радости, Ирина раздала все свое имущество и удалилась в Хрисовалантский393 монастырь в Константинополе, основанный патрикием Никитой (Николаем) у цистерны Аспара, в месте, которое отличалось чистым воздухом, вдали от суеты и шума.
При монашеском постриге блаженная вместе с волосами отрезала все привязанности, связывавшие ее с миром. Она ревностно предалась аскетическим подвигам, зная, что по мере ослабления тела внутренний человек обновляется и приближается к Богу (см.Кор 4:16). Одеваясь в одно платье, которое она меняла раз в год, и питаясь только хлебом и водой, Ирина с радостью исполняла все послушания, никогда не споря и не ропща. От постоянного сокрушения ее сердце радовалось, а лицо светилось. Подобно плодородной земле, она произрастила обильный урожай добродетелей. На всех сестер Ирина смотрела как на цариц и считала себя их служанкой, вызываясь на самые тяжелые работы, чтобы услужить им. Ее уста произносили лишь слова Писания и святых отцов. Всего через год жизни в монастыре она, прочитав «Житие св. Арсения» [8 м.], молившегося от захода солнца до утра, стала подражать ему. С Божией помощью инокиня постепенно приучила себя оставаться на ногах с воздетыми в молитве руками весь день и всю ночь. Она с таким разумением старалась подчинить тело своей устремленной к Богу душе, что все бесовские козни оказывались тщетными. Когда диавол напоминал ей о славе и удовольствиях оставленной ею жизни, она исповедовала эти мысли игуменье, усиливала подвиги – и лукавые помыслы сразу же оставляли ее.
После смерти игуменьи св. Ирина против своей воли стала ее преемницей и была посвящена св. патриархом Мефодием [14 ин.]. Вспомнив пророчество св. Иоанникия и считая, что ее долг состоит в том, чтобы не искать того, что ей нравится, а сноситъ немощи бессильных (Рим.15,1), она отныне жила, как земной Ангел, продлевая свои посты, проводя целые ночи в молитве и творя бесчисленные поклоны. Всем этим она стяжала благоволение Божие и удостоилась такой мудрости, что могла вести многие души по пути спасения. Она просила сестер считать ее не госпожой, а одной из них, поставленной для того, чтобы им служить. Мягкостью и терпением Ирина учила их во всем следовать духу Евангелия. Чтобы отказ от мира не был лишь видимостью, сестры, отвергнув суетные желания славы и уважения, должны были хранить не только девство, но и кротость – добродетель, превосходящую наше естество и даруемую Христом тому, кто с верой просит ее. Каких бы успехов они ни достигли, она советовала сестрам считать их даром Божиим, постоянно оставаясь в сокрушении и творя дела милосердия. Она запрещала сестрам молиться о своем здоровье, уча их, что ничто так не полезно для души, как принятая с благодарностью болезнь.
Получив от Ангела дар прозорливости, святая стала в монастыре пророком Божиим. Немного отдохнув после утренней службы, игуменья призывала к себе сестер по одной и, являя глубокое понимание их душевного состояния, помогала монахиням хранить себя чистыми и незапятнанными пред Богом, обнаруживая их самые потаенные мысли. Вскоре ее добродетели и мудрость, с которой она руководила общиной, стали известны во всей столице. Самые разные люди, бедные и богатые, простые и знатные, стали приходить к ней за советом и просить ее молитв. Преподобная всех учила необходимости покаяния и обращения к Богу, которыми мы всегда можем снискать Его милость.
Укрепляемая благодатью, св. Ирина непрерывно возрастала в подвиге и чистой молитве. Весь Великий пост до Пасхи она обходилась без хлеба и вкушала лишь немного овощей один раз в неделю. Ночные бдения стали для нее столь же естественны, как для других людей сон. Все ночи она проводила с воздетыми к небу руками, погруженная в священное созерцание. Иногда она оставалась в таком положении по два дня подряд или даже по целой неделе, так что одной из учениц приходилось помогать ей опускать онемевшие руки.
Как-то ночью одна инокиня, выглянув во двор, увидела св. Ирину на молитве чудесным образом поднявшейся над землей, а два огромных кипариса, росших во дворе, склонили свои вершины и не выпрямлялись до тех пор, пока святая не осенила их крестным знамением.
Ночная молитва подвижницы была невыносима для бесов, поэтому они ночами нападали на святую с удвоенной силой. Однажды один из них бросил в святую горящей ветошью. Одежда Ирины сразу же загорелась, но она даже не заметила этого и полностью бы сгорела, если бы одна из монахинь, разбуженная запахом горящей плоти и одежды, не сломала дверь в ее келью. Среди густого дыма она с удивлением увидела преподобную, стоявшую, как обычно, на молитве. Когда она толкнула игуменью, пытаясь сбить пламя, Ирина опустила руки и с упреком сказала: « Зачем ты лишаешь меня такой радости, врываясь сюда? Передо мной стоял Ангел и плел мне венец из нетленных цветов, которых никогда не видели смертные, и он был готов забрать меня, но ты его прогнала». Когда же ученица стала отрывать куски ткани, пригоревшие к плоти, по всему монастырю распространилось удивительное благоухание.
В другой раз некий моряк, приплывший с о.Патмос, пришел в монастырь и вручил игуменье три великолепных яблока, которые ему поручил передать святой апостол Иоанн. Первого яблока хватило, чтобы питать ее сорок дней, причем все это время изо рта игуменьи исходило ни с чем не сравнимое благоухание. Второе она раздала всей общине в Великий Четверг, а третье хранила как драгоценный залог нетленных райских благ.
Благодаря пророческому дару св. Ирина совершила множество других чудес. В частности, она предсказала, что после убийства Михаила III (867) кесарь Варда тоже будет убит, а власть захватит Василий Македонянин. Прибегая к помощи св. Василия Великого и св. Анастасии Узорешительницы, она исцеляла одержимых. Одного из своих родных, которого император собирался казнить за измену, она спасла, явившись правителю в сиянии и славе. Император Василий признал свою ошибку, попросил прощения и в дальнейшем покровительствовал Хрисовалантскому монастырю.
Св.Ирина дожила до ста трех лет, при этом ее тело сохраняло свежесть и красоту, отражавшую красоту ее души. Ангел Хранитель за год открыл ей точную дату смерти. Когда этот день настал, святая собрала сестер, указала им избранную Богом игуменью, заповедала презирать все преходящее и жить для возлюбленного Жениха, а затем тихо закрыла глаза и предала душу Господу.
Ее похоронили в часовне Святой мученицы Феодоры, и на ее могиле всегда чувствовалось легкое благоухание, свидетельствуя о милости, которую она снискала у Бога. Св. Ирина до наших дней не перестает приходить на помощь тем, кто с верой ее призывает.
* * *
Возможно, ее следует отождествлять со Святой Дросидой Антиохийской, память которой 22 марта. Эта память содержится в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
См.: RosenqvistJ. О. The Life of St. Irene abbess of Chrysobalanton, a critical edition with introduction, translation, notes and indices. Upsala, 1986 (Acta Universitatis Upsalensia,1). Св.Ирина почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
В переводе – «Золотого кошеля».