22 июля
Память св. мироносицы равноапостольной Марии Магдалины
Родиной св. Марии была Магдала (Магада, Далмануфа) – рыбацкая деревушка на западном берегу Геннисаретского озера в пяти километрах от гор.Тивериады. Наделенная богатством, дева жила в страхе Божием и соблюдении Его заповедей, пока в нее не вселились семь бесов (ср.:Мк.16:9; Лк.8:2). Одержимая непрестанно терзающим ее недугом, она прослышала, что в те края пришел Иисус Христос, что Он прошел через всю Самарию и к Нему стекаются толпы людей, привлеченные Его чудесами и проповедями. Исполнившись надежды, Мария тотчас отправилась к Нему. Она присутствовала при совершении Им чуда умножения300 хлебов и рыб, которых оказалось достаточно, чтобы накормить более четырех тысяч человек (см.: Мф.15:30–39). Мария припала к ногам Спасителя и умолила Его вести ее по пути, ведущему к жизни вечной.
Христос исцелил ее от недуга, и Мария отреклась от своего богатства и всего, что связывало ее с миром. Она последовала за Господом в Его странствиях вместе с апостолами, Богородицей и другими благочестивыми женщинами, служившими Ему после исцеления от различных болезней: Марией, матерью Иакова младшего и Иосии, Марией Клеоповой, Иоанной, женой Хузы, Сусанной и Саломеей, матерью сыновей Зеведеевых.
Исполнив задуманное в Галилее, Господь отправился в Иерусалим, хотя близкие отговаривали Его. Мария Магдалина без колебаний последовала за Ним и подружилась с Марфой и Марией из Вифании. Когда Господь исцелил немого одержимого и провозгласил, что изгоняет бесов силой Святого Духа, некий голос в толпе воскликнул: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! (Лк.11:27). Полагают, что это была Мария Магдалина. Она также присутствовала при воскрешении Лазаря и таким образом утвердилась в вере в Сына Божия. И когда другие покинули Учителя, когда Его схватили, Мария следовала за Ним до двора первосвященника, а затем присутствовала на суде Пилата при вынесении бесчестного приговора, при Его Страстях. Магдалина стояла у Креста вместе с Богородицей и Иоанном Богословом (см.: Ин.19:25).
Когда все свершилось и кровь Спасителя истекла из Его ребра, чтобы очистить землю, Мария, преодолевая скорбь, первой позаботилась о погребении. Зная, что влиятельный человек, Иосиф из Аримафеи [31 ил.], велел выдолбить неподалеку гробницу в скале, она пошла к нему и убедила отдать ее, чтобы похоронить Распятого. Убежденный неколебимой верой этой женщины, Иосиф добился у Пилата разрешения похоронить Иисуса. Затем вместе с Никодимом, членом Синедриона и тайным учеником Христа, снял тело со Креста и облачил в погребальные пелены, чтобы положить в могилу. Мария Магдалина и Богородица присутствовали при этом и со слезами пели погребальную песнь, в которой, однако, блистала и надежда на Воскресение301. Когда вход в могилу был завален большим камнем, Иосиф и Никодим удалились. Святые жены остались в слезах сидеть напротив нее до поздней ночи. Уходя, они решили, как только окончится срок субботнего покоя, вернуться ко гробу с ароматами, чтобы еще раз умастить ими тело Спасителя (см.: Мк.16:1).
Исполнив предписание закона о субботнем покое, Мария Магдалина и «другая Мария»302 пришли ко гробу, едва забрезжил первый день недели. Им явился Ангел в блистающих одеждах, земля сотряслась, и он объявил, что Христа здесь нет, но Он воскрес (см.: Мф.28:1). Потрясенные, женщины даже не посмотрели на могилу, а побежали с этой вестью к апостолам. По дороге им явился воскресший Господь и приветствовал словами: «Радуйтесь!» И в самом деле, Ему пристало именно женщине первой сообщить весть об освобождении нашей природы, падшей и обреченной на страдания по вине Евы.
Услышав рассказ мироносиц, апостолы решили, что женщины сошли с ума. Однако Петр все же отправился к гробнице и, склонившись, увидел лишь одни погребальные пелены и удалился в смущении. Когда рассвело, Мария Магдалина вновь отправилась туда, чтобы удостовериться, не почудилось ли ей увиденное. Убедившись, что могила действительно пуста, она опять отправилась с этой вестью к Петру и Иоанну, которые бросились туда бегом.
Когда они ушли, святая осталась одна у могилы, думая, кто бы это мог забрать тело (см.: Ин.20:11). Тогда там, где прежде покоилась голова и ноги Спасителя, явились два Ангела в белых одеждах и спросили, почему она плачет. Пока она отвечала, Ангелы внезапно почтительно поднялись с места. Мария обернулась и увидела Иисуса, задавшего ей тот же вопрос. Приняв его за садовника, она спросила, не он ли унес тело. Но как только Иисус назвал ее по имени: Мария! – она узнала голос возлюбленного Господа, вскричала: Учитель! – и хотела броситься к Его ногам, чтобы облобызать их. Желая показать ей, что ныне, после Воскресения, тело его достигло более совершенного состояния, Иисус сказал: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу, и послал ее к Своим братьям объявить о том, что она видела».
Став в третий раз «апостолом апостолов», Мария Магдалина осталась с учениками и Богородицей, разделив их радость. Возможно, она присутствовала на Масличной горе во время Вознесения, как и в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел в виде языков пламени (см.: Деян.2).
По преданию, святая затем покинула Иерусалим и отправилась в Рим, чтобы искать у императора Тиберия правосудия по поводу несправедливого приговора, вынесенного Пилатом303. Представ перед императором с яйцом в руке, она объявила ему, что, претерпев Страсти, Христос воскрес, подарив всем людям надежду на воскресение, – и яйцо окрасилось в красный цвет304. Государь выслушал ее жалобу и призвал Пилата, а также первосвященников Анну и Каиафу. Каиафа умер в дороге, на о.Крит, а Анна был казнен, зашитый в шкуру буйвола. Пилат, представ перед судом императора, попытался оправдаться, ссылаясь на давление со стороны иудеев и опасность восстания против римской власти. Но кесарь не стал слушать его оправданий и заключил в тюрьму. По преданию, преследуя оленя во время охоты, устроенной неподалеку от тюрьмы друзьями Пилата, император выпустил стрелу, которая поразила Пилата в самое сердце.
Вернувшись в Иерусалим, Мария Магдалина последовала за апостолом Петром. Через четыре года после Воскресения апостолы разошлись по разным концам света. Тогда Мария стала спутницей св. Максима, одного из апостолов от семидесяти, чтобы проповедовать Благую Весть. Вскоре они были схвачены иудеями и вместе с другими христианами оставлены на судне посреди моря без съестных припасов, без парусов и весел. И все же властью Христа, Кормчего нашего Спасения, корабль благополучно добрался до Марселя305. Апостолы сошли на берег живыми и невредимыми, но им пришлось претерпеть голод, жажду и пренебрежение от местных жителей, закоренелых язычников, не оказавших им ни малейшей помощи.
Однажды идолопоклонники собрались, чтобы принести нечестивые жертвоприношения. Мария Магдалина бесстрашно вошла в их собрание и призвала признать единственного Бога, Творца неба и земли. Изумленные ее уверенностью в своих словах и ее сияющим лицом, язычники прислушались. Те же речи она повела перед лицом Ипатия, римского правителя провинции, пришедшего с женой принести жертвы идолам, чтобы дождаться наконец продолжения рода. Сперва Ипатий сдержанно отнесся к словам христианки, но, послушав ее три раза, принял Марию и ее спутников в своем дворце и попросил наставить в учении Христовом. По молитве Марии у него наконец родился ребенок, но его жена умерла в родах. Пробыв недолгое время в Риме, он отправился было в паломничество в Иерусалим, но внезапно передумал и вернулся туда, где потерял жену и дитя. Каково же было его изумление, когда он нашел их здравствующими и узнал, что выжили они благодаря молитвам и заботам св. Марии Магдалины! Возблагодарив Господа, правитель со всем своим домом принял крещение, и все они стали ревностно проповедовать слово истины.
Покинув Галлию, св. Мария Магдалина отправилась с Благой Вестью в Египет, Финикию, Сирию, Памфилию и другие края, распространяя повсюду благоухание святости Христа. Некоторое время она оставалась в Иерусалиме, затем достигла Ефеса, где встретилась со св. Иоанном Богословом, разделила его испытания и с радостью внимала его богодухновенным речам.
Исполнив завещанное ей от Господа, святая скончалась после недолгой болезни и была погребена у входа в пещеру, где впоследствии покоились семь отроков Ефесских [4 авг.]. На этом месте произошло множество чудес.
Девять веков спустя (899) благочестивый император Лев VI Мудрый приказал перенести мощи св. равноапостольной Марии Магдалины в Константинополь [4 м.]. Он сам с великим благоговением встретил процессию при стечении народа и нес святую ношу на собственных плечах при помощи своего брата Александра, а затем возложил в левой части алтаря монастыря Святого Лазаря, им основанного.
Шуйца св. мироносицы, испускающая нежное благоухание, уцелела до наших дней и хранится в афонском монастыре Симонопетра. Эта обитель почитает св. Марию Магдалину как свою вторую основательницу.
* * *
Со времен св. Григория Великого западная традиция (Беседы на Евангелие. XXIV; XXXIII//PL76, 1189, 1239; Беседы на Иезекииля.VIII 2 // PL 76, 854) отождествляет Марию Магдалину с кающейся грешницей, пришедшей помазать ноги Христа (Лк.7:36–38), и даже с Марией, сестрой Лазаря. Но ничто в Евангелии не подтверждает этого мнения, не разделяемого большинством восточных святых отцов. Одержимость совершенно не предполагает развратного образа жизни. Св.Симеон Метафраст аллегорически толкует семь бесов как семь страстей, препятствующих встать на путь добродетели, но его точку зрения не разделяют другие отцы.
Этот погребальный плач – тема утреннего богослужения Великой Субботы.
Св.Роман Сладкопевец и свт. Григорий Палама полагали, что «другая Мария» может быть только Богородицей, потому что именно Ей подобало первой узреть Воскресение Своего Сына. Но большинство святых отцов полагают, что первой Спасителя увидела Мария Магдалина, согласно словам Евангелия (Мк.16:9), а «другой Марией» была Мария, мать Иакова. Церковные писатели старались свести воедино не совпадающие друг с другом тексты Евангелий, касающиеся святых жен-мироносиц у гроба. Здесь мы приводим рассказ Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.).
Этот рассказ о воздаянии Пилату и его смерти приводит только св. Симеон Метафраст, возможно, под влиянием апокрифического Евангелия от Никодима (Деяния Пилата, V в.), выводящего на сцену св. Веронику. В 36 г. Пилат был смещен с должности и отправлен в Рим, чтобы держать ответ за дурное исполнение своих обязанностей, в частности за подстрекательство, насилие и казни без суда и следствия. Согласно Евсевию Кесарийскому (Церковная история.7), он, возможно, покончил с собой или же был казнен. Многие апокрифические предания стремятся реабилитировать Пилата, доходя даже до предположения, что он, быть может, обратился в христианство, и всю ответственность за Страсти возлагают на иудеев.
Согласно этому преданию, так появился обычай красить яйца на Пасху, принятый во всем христианском мире.
Рассказ о проповеди св. Марии Магдалины в Галлии, приводимый св. Симеоном Метафрастом, в некоторой степени отражает распространенные во Франции предания и культ святой. Рассказ о перенесении мощей Марии Магдалины в обитель Везле в Бургундии производит впечатление наиболее древнего; отсюда берет начало знаменитая паломническая традиция. Кто-то полагает, что мощи изначально находились в Провансе, кто-то – что в Палестине. С XII в. в Сент-Бом, в пятидесяти километрах от Марселя, стали почитать пещеру, где святая якобы вела подвижническую жизнь в течение тридцати лет. Одновременно началось паломничество в деревню Сен-Максимен, километрах в двадцати от тех мест; там в крипте был обнаружен саркофаг святой мироносицы. С тех пор в Провансе почитают св. Марию Магдалину и ее спутников: св. Максимина, первого епископа Экса, св. Сидония, св. Маркеллу и двух других детей. Можно также отметить, что в Сент-Мари-де-ля-Мер, в Камарге (регион Прованса), почитают святых мироносиц Марию, мать Иакова, и Марию Саломию, сопровождавших св. Марию Магдалину в ее странствиях.