26 апреля
Память священномученика Василия628, епископа Амасийского, и праведной Глафиры девы
Св. Василий взошел на епископскую кафедру гор. Амасии в Понте (ныне Амасья в Турции) во время великих гонений Диоклетиана, Максимиана и Максимина Дайи (284–313). Как проповедью, так и личным примером он показывал, что христианин должен всегда быть готов пролить свою кровь за Христа. Затем, когда окончились кровавые гонения, он утвердил в вере понтийские Церкви, принял участие в Анкирском и Неокесарийском Соборах (314) и неустанно наставлял верных, как охранять себя от еретиков.
Казалось, что обращение св. Константина и захват им власти в западной части Римской империи (312) знаменовали конец гонений. Однако диавол обрел в Лицинии (308–325) удобное орудие для осуществления своих замыслов. Лициний был незнатного происхождения, но своими военными способностями добился власти над дунайскими провинциями. Признав верховенство Константина и женившись на его сестре Констанции, он был послан в Никомидию, чтобы положить конец жестокостям Максимина Дайи. Однако, свергнув Максимина, Лициний захватил власть над Восточной империей и, открыв свое истинное лицо, воздвиг великое гонение на учеников Христовых.
У его супруги была служанка, прекрасная и скромная христианка по имени Глафира. Лициний, воспылав к ней страстью, стал искать возможность любой ценой удовлетворить свои желания. Один из придворных известил об этом Глафиру, а она рассказала обо всем Констанции. Чтобы обмануть императора, Констанция распустила слух, будто с ее служанкой случился внезапный приступ эпилепсии, и отослала ее переодетой в мужскую одежду в Амасию. Епископ этого города, св. Василий, по-отечески принял Глафиру и дал ей значительную сумму денег на строительство церкви. Она написала письмо госпоже, чтобы сообщить новости и попросить о содействии в завершении строительства. Однако письмо было перехвачено и попало в руки Лицинию. Император тотчас же послал в Амасию воинов с приказом схватить деву и епископа Василия. Но воины, прибыли в город, узнали, что за несколько дней до того Глафира предала душу Господу. Тогда они схватили Василия и увели с собой, связав, словно овцу, ведомую на заклание. За ним последовали его диаконы Феотим и Парфений.
В никомидийской тюрьме св. Василий получил откровение: ему был возвещен способ грядущей казни и имя его преемника на Амасийской кафедре. На следующее утро он предстал перед Лицинием, который, пораженный спокойствием и величественным обликом епископа629, покинул место суда, предоставив никомидийскому префекту довести допрос до конца. Префект обещал Василию не только оставить дело о Глафире и сохранить ему жизнь, но и возвести его в достоинство высшего языческого жреца, если он согласится поклониться богам империи, как всякий добрый римский гражданин. Тогда святитель взял слово и напомнил язычникам все нечестивые и ужасные деяния, совершенные их мифическими богами. Тем самым он показал, сколь неразумно почитать подобных чудовищ. Его защитительная речь не произвела, однако, никакого воздействия на ослепленные страстями умы судей, и после того как новая попытка префекта переубедить Василия потерпела неудачу, святитель был приговорен к смерти повелением императора (322).
Не скрывая своей радости о том, что ему таким образом удастся освободиться от уз тленной жизни, Василий воссылал Господу благодарственные гимны и молился о своей пастве. Затем, обняв товарищей, он склонил голову и сказал палачу: «Сделай же, друг мой, то, что тебе приказано!»
Не довольствуясь самой казнью, Лициний повелел бросить тело святого в море, но следующей ночью Ангел возвестил ученикам Василия, что святой ожидает их в Синопе. Когда они прибыли в этот город, Ангел вновь явился им и показал место на морском берегу, куда вынесло волнами честные мощи святого630. Хотя тело пробыло долгое время в воде, оно было обретено нетленным и источающим дивное благоухание. Более того, голова снова была едина с телом, и только тонкая красная полоска на шее напоминала об ударе меча. Драгоценные мощи были перенесены в Амасию и с почестями положены в церкви, построенной святым.
* * *
В Месяцеслове Русской Православной Церкви он назван Василием.
Имя Василий означает, собственно, «царь».
Обретение мощей св. Василия празднуется 30 апреля.