27 марта
Память преподобного Иоанна Ликопольского303
Св. Иоанн родился ок. 305 г. в египетском гор. Ликополе, близ Фив, и с детства выучился ремеслу плотника. В двадцать лет он отрекся от мира и собственной жизни и вверил себя духовному руководству святого старца. Он умерщвлял свои желания таким смирением, что вызывал удивление духовного отца, который, желая испытать Иоанна, поручал ему делать вещи невозможные или нелепые.
Однажды старец взял наполовину сгнившую палку, приказал посадить ее в землю и поливать дважды в день, пока она не пустит корни. В течение всего следующего года Иоанн без ропота и возражений в точности выполнял порученное, причем источник воды находился примерно в трех километрах от кельи. Таким безоговорочным послушанием он подготовил сердце к принятию благодати Святого Духа и пророческого дара.
Спустя двенадцать лет его старец умер. Иоанн провел некоторое время в различных общежительных монастырях, а затем вернулся на родину и поселился в пещере, труднодоступной и расположенной на горе неподалеку от города. Он заложил вход в нее, дабы ничто не причиняло беспокойства его созерцательной жизни. В пещере отшельник устроил три кельи: одну для телесных нужд, вторую – для работы и для приема скудной пищи, состоявшей из дикорастущих плодов, которые он ел вечером, а третью – для молитвы.
Так он прожил сорок восемь лет, не видя ни одной женщины, не прикоснувшись ни к одной монете. Никто и никогда не видел, как он ест или пьет, валившись от земных забот, он занимал освобожденный, чистый ум внутренней молитвой все дни недели, никого к себе не принимая. По субботам и воскресеньям он лишь открывал маленькое окошко и разговаривал с посетителями любого звания, приходившими издалека ради его наставлений. Он убеждал их как можно тщательнее хранить смирение – венец добродетелей, дабы восторжествовать над наваждениями, которые насылают демоны полагающимся на свои собственные подвижнические труды.
Однажды к нему в Фиваиду пришел из Нитрии великий Евагрий Понтийский вместе с аввой Аммонием [10 янв.]. Подвижники спросили св. Иоанна, откуда исходит тот свет, который ум созерцает в состоянии чистой молитвы, – из него самого или же откуда-то извне. Он ответил им, что это знание о свете может прийти лишь по благодати Божией, в том случае, если дух освободился от многочисленных врагов304.
Укрепленный многими годами упорной брани против демонов и пребыванием в молитве, Иоанн получил изобильные дары от Бога, в том числе дар пророчества. Святой проникал в тайные мысли своих посетителей, заранее оповещал о том, насколько поднимется вода в Ниле, – а от этого зависели урожаи. Он также предсказал поражение эфиопов, которые угрожали римской провинции Египет, известил заранее императора Феодосия о его победе над тираном Максимом (388) и о мятеже, поднятом Евгением (394).
Св. Иоанн получил дар исцеления, однако, дабы избежать суетной славы, никогда не исцелял страждущих непосредственным образом, но посылал больным сосудик с маслом, которое он благословил, или являлся им во время сна.
В возрасте девяноста лет (394), достигший высшего совершенства в подвижнической жизни и созерцании, святой прекратил принимать кого бы то ни было, предался коленопреклоненной молитве, и через три дня его душа переселилась на Небо, дабы там насладиться в полной мере лицезрением Господа.
* * *
Византийские Синаксари не знают памяти Иоанна Ликопольского, этого чрезвычайно известного в древней монашеской литературе святого (о нем сообщают «История монахов в Египте», «Лавсаик», Иоанн Кассиан, Руфин и др.). Его память в Западной Церкви совершается 19 марта, а в Коптской 17 ноября.
Évagre. Antirrhétique. 6, 16 / Evagrius Ponticus. Ed. Frankenberg / Berlin, 1912. P. 524.