иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобномученицы Ольги (Жильцовой), послушницы (1937), священномучеников Василия Никитского, Петра Любимова, Иоанна Стрельцова, Вениамина Фаминцева, Михаила Букринского, пресвитеров, преподобномученика Антония (Коржа), иеродиакона, преподобномучениц Анны (Макандиной), Дарии (Зайцевой), Евдокии (Архиповой), Александры (Дьячковой), Матроны (Макандиной), послушниц, мученика Василия Архипова, мученицы Надежды Аввакумовой (1938), священномученика Александра Ильенкова, пресвитера (1942), священномученика Василия Константинова-Гришина, пресвитера (1943). Память святых мучеников Сильвестра и Софрония, усеченных мечом. Память святых мучеников Хартия, Никифора и Агапия3. Память святителя Давида, епископа Валлийского4

Память святителя Давида, епископа Валлийского

Св. Давид (или Деуи) был сыном Ксанта, короля Кередигиона5. Однажды на охоте король получил откровение от Бога, что у него родится сын, который будет расточать по всему краю благодать Божию, словно мед.

Давид получил духовное образование и стал священником. Он удалился на о. Уайт (по другим сведениям, в гор. Уитленд). Там Давид обрел наставника в лице Павлина, мудрого ученика св. Германа Осерского [31 июля]. Он столь почтительно относился к своему духовнику и с таким смирением следовал его поучениям, что в течение десяти лет ни разу не осмелился поднять глаза на Павлина. Тот же, созерцая чудеса Господни, так часто проливал слезы, что в конце концов ослеп. Тогда св. Давид, снискавший смирением благоволение Божие, исцелил учителя от слепоты, сотворив над его глазами крестное знамение. Позднее, по слову Ангела, Павлин отпустил его от себя, дабы ученик сеял слово истины и в других краях.

Святой Давид, епископ Валлийский. Современная икона

За несколько лет Давид основал двенадцать монастырей в Уэльсе и Западной Англии, дав им устав в духе заветов отцов Церкви. Наибольшую известность получил монастырь в долине Росс, близ Меневии (по-валлийски Миниу). Он располагался в уединенной, дикой, величественной местности на берегу Ирландского моря, куда святого с тремя учениками привел Ангел. Тридцатью годами ранее здесь хотел обосноваться св. Патрикий [17 марта], но ему явился Ангел и, объявив, что здесь суждено поселиться другому благочестивому человеку, повелел идти проповедовать в Ирландию.

Вождь местного языческого племени, по имени Байя, узнав о появлении св. Давида, пришел в ярость и хотел немедленно расправиться с незваными монахами. Однако не успел он со своими воинами добраться до места, как его самого и его войско охватила сильнейшая лихорадка – большая часть воинов погибла неожиданным образом. Байя понял, что Бог на стороне монахов, и на коленях молил святого о прощении, обещая даровать ему часть своей земли.

Едва вождь исцелился, а его войско вернулось к жизни, как жена вождя, охваченная злобой, отправила к монахам своих служанок, чтобы те вовлекли их в грех. Давид же призывал учеников бороться с искушением, напоминая о том, какие битвы пришлось выстоять сынам Израилевым, прежде чем они вступили на Землю Обетованную. Он напоминал ученикам слова апостола: Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8:31). И действительно, назавтра жена Байи, эта новая Иродиада (ср.: Мф. 14:1–11), лишилась разума, а сам вождь погиб от рук врагов, которые подожгли его крепость.

Тогда обитель св. Давида обрела мир. Большую часть дня монахи проводили в тяжких и утомительных полевых работах, никогда не используя при обработке земли животных, чтобы, изнуряя тело, усмирить свой мятежный, рассеянный в страстях дух. Во время работы они постоянно хранили молчание, молясь про себя, или читали псалмы. Вернувшись в монастырь, они посвящали остаток дня чтению, молитве или переписыванию книг. Когда же колокол звал к вечерне, монахи немедленно оставляли свои занятия, чтобы собраться в храме и хором воспеть хвалу Господу, возблагодарить Его за прожитый день. До первых звезд братия оставались стоять на коленях и только потом отправлялись в трапезную, где принимали скромную пищу, состоящую из хлеба, соли и кореньев, размоченных в воде с небольшим добавлением молока. Оттуда они возвращались в храм и молились три часа кряду, а затем уделяли некоторое время сну. С пением петухов они поднимались, чтобы посвятить начало дня молитве и песнопениям, после чего вновь молча брались за работу.

Все у них считалось общим, и если некто из братии осмеливался назвать что-то своим, он подвергался суровому наказанию. Повинуясь духовному отцу, будто Самому Господу, они раскрывали перед ним все свои мысли и, хранимые его молитвами, пребывали в мире, не зная тревог. Когда кто-либо просил, чтобы его приняли в монастырь, он должен был десять дней оставаться у ворот обители, в качестве испытания выполняя тяжелую работу и подвергаясь разнообразным унижениям. Если он выказывал терпение и смирение, то присоединялся к братии монастыря. Новоначальный получал наставника, который посвящал его в монастырские порядки и открывал навыки очищения души.

Св. Давид принял епископский сан, по всей видимости, в ходе паломничества в Иерусалим. Когда же он вернулся в Уэльс, его слава там была уже настолько велика, что он принял участие в Соборе в Хланддеуи-Бреви (560). Его созвал архиепископ Кэрлеонский Дубриций для борьбы с пелагианской ересью. Давид, подкрепляя свои речи чудесами, столь убедительно развенчал это учение, что Дубриций уступил ему свое место во главе Церкви и, несмотря на возражения и слезы святого, принудил принять предложение.

Новый архиепископ получил разрешение перенести кафедру из Кэрлеона в свой монастырь близ Меневии. Этот город получил его имя – Сент-Дейвид (по-валлийски Ти-Деуи – «дом Давида») и в дальнейшем процветал, став центром того края.

В полной мере совмещая обязанности архиепископа с настоятельством, он позаботился о том, чтобы окончательно избавить Церковь Господню от ересей. Святой собрал в Кэрлеоне очередной Собор, так называемый Победный, чтобы закрепить решения предыдущего Собора в Бреви относительно пелагианства. Тогда же были регламентированы церковные правила, которые на протяжении нескольких веков составляли основу организации Британской Церкви. Теперь она получила возможность расти и развиваться, имея как пример св. Давида и взяв за образец заложенные им правила монашеской жизни. Все это способствовало появлению большого числа святых.

После долгих лет, проведенных в трудах по созиданию Церкви, св. Давид мирно отошел ко Господу (601 или 589). Христос явился ему в окружении сонма Ангелов, и Давид воззвал к Нему в радостном нетерпении: «Прими меня к Себе!» Один из учеников святого видел, как душа его вознеслась на Небеса.

Его мощи веками оставались источником благодати для Уэльса, где св. Давида почитают как покровителя и где в его честь возведено множество храмов.

* * *

3

Эти две памяти содержатся в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данные памяти не включены.

4

В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

5

Кередигион (современный англ. Кардиган) – область в Уэльсе. Тогда это было королевство, сейчас оно имеет статус графства.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle