12 марта
Память преподобного Феофана исповедника, игумена монастыря Большого Поля на Сигрианской горе
Св. Феофан родился в Константинополе в 759 г. в правление иконоборческого императора Константина Копронима (741–775) в богатой и знатной семье. Его воспитывала мать, а в двенадцать лет он был помолвлен с богатой наследницей по имени Мегало. Через восемь лет, когда пришло время свадьбы, Феофан, оставшись наедине с невестой, сказал ей, что всю жизнь мечтал о монашестве, и уговорил жить вместе в воздержании, как брат и сестра.
Два года они вели славную битву за чистоту, несмотря на давление со стороны отца Мегало, который добился для Феофана от императора Льва IV (775–780) назначения на должность наместника Кизика. Он надеялся, что заботы о строительстве крепости отвлекут его от мечтаний о подвижничестве. Результат оказался противоположным, потому что благочестивый магистрат пользовался каждой свободной минутой для посещения местных подвижников. Один из них, по имени Григорий, охладил его желание отказаться от мира и посоветовал продолжать тот же образ жизни. Поэтому во время одной поездки в Константинополь Феофан получил звание спафария, что вовсе не отвлекло его от мыслей о Боге.
Когда умерли император и тесть, он добился от императрицы-регентши Ирины своей отставки, распустил слуг, раздал богатства и отвез супругу в монастырь на Принцевых островах. Ему не пришлось больше увидеть ее в этой жизни, но он писал жене, укрепляя в верности данному обету. Сам же он принял постриг в Полихрониевом монастыре на Сигрианской горе, близ Кизика100. Некоторое время Феофан провел в семейном поместье на о. Калонимос в Пропонтиде. Желавшие принять постриг стали стекаться к нему, но он отказывался руководить ими и препоручил пастырство опытному монаху, пришедшему из другого монастыря, и на шесть лет удалился в затвор, занявшись переписыванием книг.
Когда игумен умер, братия единодушно попросили его стать преемником. Боясь потерять благодать безмолвия, святой вернулся на Сигрианскую гору, где приобрел участок земли под названием Большое Поле и основал монастырь, которому суждено было стать одним из крупнейших духовных центров того времени. Он облачился в доспехи отважных воинов Господа: умеренный пост, сдерживающий горение плоти, бдение, делающее дух острым посреди ночи, слезы, очищающие сердце, – и стал для всех живым образом совершенного монашеского служения.
Преподобный Феофан Исповедник, игумен монастыря Большого Поля на Сигрианской горе. Монастырь Пантократора в Дечанах. XIV в.
Еще больше монахов собралось вокруг него, и ему пришлось принять наставничество. С одинаковой приветливой мягкостью святой на равных разговаривал и с простыми людьми, и с учеными, авторитетно, но без жесткости наставлял их в святых догматах и в искусстве управления страстями.
Чтобы набраться опыта, он поехал в паломничество по монастырям Вифинии и Геллеспонта. Феофан возложил на себя тяжелые духовные подвиги, выполнял пастырские обязанности и, кроме того, написал обширную «Хронографию», которая показывает действие Промысла Божиего в истории. Став избранным сосудом благодати, он изливал ее на всех, кто приходил в монастырь. Однажды во время ужасного голода он приказал эконому раздать нуждающимся все запасы, после чего они по благодати Божией чудесным образом вновь пополнились.
В 787 г. св. Феофан был приглашен на Никейский Собор, созванный для защиты святых икон. Он пришел одетым весьма просто, но поразил всех собравшихся знанием предания святых отцов. По возвращении в монастырь св. Феофан тяжело заболел: болезнь почек приковала его к постели. Это испытание, переносимое с терпением, стало для него путем святого восхождения к Царству Небесному.
В 815 г. нечестивый император Лев V Армянин возобновил гонение на святые иконы. Зная, что игумен Большого Поля заслужил славу исповедника, правитель позвал его в Константинополь, в качестве предлога испросив его молитв перед началом войны против болгар. Воины, посланные за человеком Божиим, схватили его силой, несмотря на болезнь, и подожгли обитель.
Когда Феофана доставили в столицу, он отказался встретиться лицом к лицу с императором-еретиком. Тот в гневе приказал заключить его в монастырь Святых Сергия и Вакха, где будущий лжепатриарх Иоанн Грамматик пытался сломить его. Но святой блестяще опровергал все доводы еретика. Два года его продержали в каземате Елевфериева дворца. Поняв, что бороться бесполезно, император приказал сослать его на о. Самофракию.
Святой исповедник выдержал только двадцать дней трудного пути и 12 марта 817 (или 818) г. отошел ко Господу. Его могила сразу стала для жителей острова источником исцелений. В 822 г. ученики перенесли его тело в монастырь Большого Поля. Св. Феодор Студит, которому св. Феофан приходился духовным отцом в монашеском обете и который искренне восхищался наставником, произнес речь в его честь101. Он поминается вместе со святыми исповедниками в Синодике, который читают в первое воскресенье Великого поста.
* * *
См. статьи о св. Еввиоте под 18 декабря и св. Филетере под 30 декабря.
Van de Vorst С. Un panégyrique de S. Théophane le Chronographe par S. Théodore Stoudite / Anal. Boll. 31 (1912), 19–23. Св. Феофан написал ему два письма (214, 291), называя «исповедником веры».