4 января
Память преподобного Евфимия, игумена Ватопедского монастыря, топленного в море после исповедания православной веры, и с ним двенадцати монахов, повешенных на вершине холма во время казней, устроенных латиномудрствующими при вторжении на Святую Гору Афон47. Память преподобномученика Онуфрия
Память преподобномученика Онуфрия
Прп. Онуфрий родился в болгарском местечке Габрово, близ Тырнова, в конце XVIII столетия. Он происходил из зажиточной семьи. В святом крещении нареченный Матфеем, он получил хорошее христианское образование. Однажды, когда ему было около восьми лет, родители наказали его за непослушание. Мальчик в отместку закричал в присутствии местных турок, что хочет стать мусульманином. К счастью, заботливое внимание и выговоры родителей быстро прогнали из его головы такие мысли. А когда Матфей подрос, он решил вступить на путь монашеской жизни в сербском монастыре Хиландар на Горе Афон.
Приняв постриг с именем Манассия и сан диакона, молодой монах выказывал большое рвение во всех трудах аскетической жизни. Возрастая в добродетели и смирении, Манассия помнил об отречении, произнесенном в детстве, и эти воспоминания жгли его совесть и привели к желанию полностью посвятить жизнь Господу, чтобы заслужить прощение. И чем больше возгоралась в нем любовь к Богу, тем сильнее становилось желание принять мученический венец.
Никому не раскрывая своего замысла, Манассия отправился в скит Святого Иоанна Предтечи к старцу Никифору. Известный подвижник и многоопытный духовный наставник, он незадолго до того подготовил к мученичеству свв. Евфимия, Игнатия и Акакия [1 м.]. Старец выделил Манассии келью, где тот затворился. Из еды он вкушал лишь немного хлеба раз в два-три дня, за сутки совершал около четырех тысяч земных поклонов, непрерывно молился, сводя разум в сердце и проливая реки слез. Через четыре месяца такой подготовки желание принять мученичество у Манассии только возросло, заставляя его забыть все относящееся к миру сему. Видя это, старец облек монаха в великую схиму с именем Онуфрий и отправил выполнять задуманное. В спутники старец дал ему одного из монахов, Григория Пелопоннесского, бывшего вместе с тремя упомянутыми мучениками в их последнем сражении.
Добравшись до о. Хиос, Онуфрий вначале уединился на семь дней, чтобы подготовить себя постом и молитвой, читая также с упоением рассказ о смерти новомучеников, пострадавших до него. Тем не менее Онуфрий был объят человеческим страхом перед страданиями и даже чуть было не отказался от своего намерения. Но ему явились несколько новомучеников и, укрепляя, сказали: «Иди, потому что Царь тебя требует!», а затем, 1 января, ему явился свт. Василий Великий.
Ободрял Онуфрия и Григорий, рассудительный учитель, обращая в его адрес обидные слова и серьезные порицания, чтобы укрепить мученика в смирении, подобно тому как смирялся ради нас Сын Божий вплоть до Своей смерти на Кресте (Флп.2:8). Вечером в Страстной Четверг Онуфрий, подражая Спасителю, вышедшему помолиться в Гефсиманский сад перед тем, как Его схватили, причастился Святых Таин. Он помазал свое тело, как атлет накануне сражения, маслом из лампад, висевших перед иконами новомучеников, и провел остаток ночи в молитве.
На рассвете Онуфрий предстал перед местным судом, одетый в турецкий костюм. Растоптав зеленый тюрбан – отличительный знак последователей Мухаммеда, он рассказал свою историю и отрекся от ислама перед многими судьями. Ошеломленные такой дерзостью, турки набросились на святого, избили, а затем бросили в темницу, накрепко сжав ноги тисками. Поскольку решение христианина оставалось неизменным, ему был вынесен приговор и вскоре приведен в исполнение.
Онуфрию удалось привести палачей на то самое место, где за семнадцать лет до этого был обезглавлен мч. Марк [5 ин.]. Святой встал на колени, покорно склонил голову и после трех неумелых ударов мечом предал доблестную душу Господу. Его тело и пропитанную кровью землю турки поспешно выбросили в море, опасаясь, как бы христиане не взяли их для поклонения.
Это славное мученичество произошло на Хиосе в 1818 г.
* * *
В конце X III в. См. под 5 декабря память святых монахов и исповедников Афонских Космы Прота и с ним пострадавших