4 февраля
Память священномученика Мефодия (Красноперова), епископа Петропавловского (1921), священномучеников Евстафия Сокольского, Иоанна Алешковского, Александра Минервина, Сергия Соловьева, Иоанна Артоболевского, Феодора Бобкова, Александра Соколова, Николая Кандаурова, Алексия Шарова, Николая Поспелова, Алексия Княжеского, Александра Покровского, Аркадия Лобцова, Бориса Назарова, Михаила Рыбина, Николая Голышева, Алексия Аебедева, Андрея Беднова, Димитрия Кедроливанского, Иоанна Тихомирова, Петра Соколова, пресвитеров , Серафима Вавилова, архидиакона, преподобномучениц Рафаилы (Вишняковой), схимонахини, Анны (Ефремовой), Марии (Виноградовой), Екатерины (Декалиной), послушниц, и мучеников Иоанна Шувалова, Василия Иванова, Димитрия Казамацкого, Феодора Пальшкова и Димитрия Ильинского (1938). Память святых мучеников Филея, епископа Тмуитского, и Филорома392
Память святых мучеников Филея, епископа Тмуитского, и Филорома
Св. Филей родился в благородной египетской семье. Он получил глубокое литературное и философское образование и занимал различные административные должности. Обратившись в христианство, он стал епископом гор. Тмуис в Фиваиде.
Арестованный в первые годы Диоклетиановых гонений, он предстал перед судом префекта Кулькиана ок. 306 г. Несмотря на старания адвокатов спасти его, святой продолжал настаивать, что никогда не станет приносить жертвы ложным богам. «Единственная богоугодная жертва, – говорил он, – чистое сердце, жизнь откровенная и слова неложные». На вопросы Кулькиана он отвечал, что вечной жизни можно достичь, соединившись со Христом, истинным Богом, умершим ради нашего спасения и воскресшим собственной силой. «Дай мне эту высшую милость, – сказал он наместнику, – исполни свой долг до конца и без промедления». Адвокаты мученика, его жена и родители бросились к его ногам, умоляя сдаться, но святой стоял неколебимо, как скала под напором волн. Взгляд Филея был устремлен к Богу, он уже видел перед собой апостолов и мучеников – свою настоящую семью, которая ждала его на Небесах.
Тогда выступил блестящий александрийский магистрат Филором, до тех пор скрывавший свою веру: «Зачем делать этого верного Богу неверным? Разве вы не видите, что его глаза уже не замечают ваших слез и что ваш плач уже не достигнет ушей того, кто созерцает славу Небесную?» Ярость толпы обрушилась тогда на Филорома, и это заставило наместника приговорить обоих к усечению мечом.
По пути на казнь брат Филея, адвокат по профессии, воскликнул: «Филей подает на апелляцию!» Святого снова вызвали на суд, но он в нетерпении отвечал: «Разговаривать не о чем. Не слушайте этого несчастного. Напротив, я благодарен императорам и наместнику, ведь через них я удостоился наследия Иисуса Христа!» На лобном месте он протянул руки на восток и сказал: «Теперь я пойду по стопам Господа нашего Иисуса Христа. Дети мои возлюбленные, будьте бдительны и следуйте заповедям нашего Господа. Помолимся Богу Чистому, Неизреченному, Богу, царствующему над Херувимами, Творцу мира, Началу и Концу всего. Ему слава во веки веков. Аминь». При этих словах две главы пали под мечами – и души славных мучеников отлетели на Небеса.
* * *
Память этих святых отсутствует в византийских Синаксарях, но о них с похвалой отзывается историк Евсевий Кесарийский, у которого можно найти замечательное письмо, где епископ описывает жителям Тмуиса страдания мучеников (Церковная история. VIII, 9 –10). Они упоминаются также в древнем «Иеронимовом Мартирологии». Мы пересказываем здесь свидетельство Евсевия и их «Мученичества», сохранившиеся на латыни. Их достоверность подтверждается «Апологией св. Филея», сохранившейся на греческом языке в папирусе IV в., ненамного более позднем по отношению к описываемым событиям. Этот важный для истории христианства текст представляет собой отрывок из судебного разбирательства (пятое, и последнее, заседание) при участии префекта Кулькиана. См.: Halkin F. L’Apologie du martyr Phileas de Thmuis [1]