иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Евфимия Великого202

Подобно Антонию Великому в Египте, св. Евфимий несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины.

Преподобный Евфимий Великий Церковь Богородицы в Асину на Кипре XII в.

Родители святого долгое время оставались бездетными. Наконец их молитвы принесли добрый плод – Господь даровал им сына, который родился в 378 г. в гор. Мелитине в Малой Армении. Его рождение было предзнаменованием того радостного и мирного времени, которое вскоре наступило в Церкви после сорока лет страданий от арианской ереси и гонений203.

Когда мальчику было три года, его отец умер, и мать привела сына к епископу Евтрию. Тот сразу распознал печать благодати Божией на этом ребенке, крестил его и вскоре сделал чтецом в своей церкви. Будущий святой воспитывался в доме епископа в духе добродетели, умеренности и почитания Священного Писания. Очень рано он был приучен со страхом Божиим совершать богослужение в урочные часы и непрестанно молиться в сердце. Мальчик выходил из дома только для того, чтобы посетить подвизавшихся в округе монахов.

Каждый год время от Богоявления до Пасхи прп. Евфимий проводил в пустыне, живя в одиночестве и безмолвии, подобно пророку Илии и св. Иоанну Крестителю. Так он просиял во всех добродетелях и уже в девятнадцать лет был рукоположен в священный сан и поставлен начальником над всеми монастырями епархии.

Около десяти лет прп. Евфимий усердно исполнял эту должность. Но, видя, что почести препятствуют возрастанию в добродетели, он ушел в Иерусалим, желая подражать житию Господа нашего Иисуса Христа и тем испытаниям, которые Он претерпел в пустыне. Прп. Евфимий поселился близ Фаранской лавры, основанной столетием раньше прп. Харитоном [28 сен.]. Живя в уединенной келье и свободный от всех забот, кроме угождения Богу постами и молитвами, прп. Евфимий плел корзины из пальмовых листьев, чтобы никого не обременять заботой о себе. В это время между прп. Евфимием и подвизавшимся поблизости другим отшельником, прп. Феоктистом [3 сен.], возникла столь глубокая духовная близость, что у них все стало общим – мысли и образ жизни, словно они были одной душой в двух телах. Однако прп. Евфимий превосходил прп. Феоктиста кротостью и смирением, поэтому Господь сделал более явной Свою милость к нему и во всем даровал ему первенство.

Оба подвижника каждый год уходили на весь Великий пост в Кутилийскую пустыню близ Мертвого моря. Однажды Господь привел их к замечательной пещере, находившейся на склоне утеса. Они тотчас сделали ее своим жилищем и превратили в церковь Божию, освятив молитвами и песнопениями. Там они прожили некоторое время в полной безвестности, питаясь только произраставшими вокруг дикими травами.

Впоследствии подвижников нашли местные пастухи, и с тех пор жители близлежащей деревни почитали за честь заботиться о пропитании людей Божиих, а монахи Фаранской лавры стали посещать их и многие желали поселиться в этом месте. Прп. Евфимий хотел оставаться свободным от каких-либо привязанностей, и поскольку это место было слишком тесным для устройства лавры с отдельными кельями, он основал общежительный монастырь у подножия утеса и поставил игуменом прп. Феоктиста. Сам же прп. Евфимий всю неделю проводил один в пещере, превращенной в часовню, а в субботу и воскресенье, когда все братия собирались на всенощную и Божественную литургию, исполнял обязанности духовного отца и наставлял их. Так прп. Евфимий непрерывно возрастал в близком общении с Богом, Который даровал ему способность творить чудеса.

Однажды в 420 г. к святому явился предводитель некоего бедуинского племени, которого звали Аспевет, что значит «глава конницы». Во время преследований христиан в Персии он помогал им бежать в Римскую империю. Аспевету было видение, и он привел к прп. Евфимию больного сына. Тот исцелил ребенка, осенив крестным знамением. Варвары, видевшие это чудо, были потрясены. Они бросились к ногам подвижника, умоляя наставить их в учении, которое дает человеку власть над смертью, и просветить их светом святого крещения. Некоторые из них тоже стали учениками прп. Евфимия, а их предводитель, нареченный Петром, сделался пламенным проповедником христианства среди рассеянных по всей Палестине бедуинов.

Это чудесное исцеление принесло прп. Евфимию всеобщую известность. Отовсюду к нему толпами стекались больные. Это мешало святому пребывать в уединении и, невзирая на увещевания прп. Феоктиста и других братий, он решил уйти в еще более далекую пустыню – Руву. Там находилась древняя еврейская крепость Массада. Он взял с собой только одного ученика, Дометиана204, который тоже был родом из Мелитины. Так прп. Евфимий провел несколько лет в разных местах, но каждый раз его чудеса привлекали к нему новых учеников, и он основывал новые монастыри. Затем он вернулся в те места, где подвизался прп. Феоктист, и вместе с Дометианом поселился в пещере на небольшом холме посреди пустынной равнины Сахель.

Через некоторое время Аспевет-Петр привел к нему множество сарацин, желавших принять крещение. Эти волки пустыни превратились в духовных овец Христовых и не хотели более покидать святого. Они раскинули шатры поблизости, и впоследствии их стан превратился в городок, а его епископом стал Петр. Прп. Евфимий продолжал отправлять всех приходивших к нему и желавших жить близ него в монастырь прп. Феоктиста. Но затем Господь явился прп. Евфимию в видении и повелел отныне самому принимать учеников и основать лавру, устроенную по образцу Фаранской.

В новой лавре отшельники пребывали в безмолвии в течение всей недели, живя уже не в пещерах, а в кельях, построенных Петром и сарацинами. На воскресной всенощной они собирались вокруг своего пастыря и духовного отца в церкви, которая была освящена в 428 г. св. архиепископом Иувеналием [2 ил.].

Однажды, когда прп. Евфимий служил Божественную литургию вместе с диаконом Дометианом, с небес на алтарь сошел огонь, осенивший обоих, подобно покрову. Так Божественная благодать просветила духовные очи прп. Евфимия – с этих пор он мог ясно различать, кто достоин подходить к святому Причастию, а кто принимает его на душу, отягощенную грехами, себе в осуждение. Он также получил дар распознавать тайны сердца и предвидеть будущее.

Несмотря на постоянную нужду, прп. Евфимий был гостеприимен и щедр ко всем, приходившим в его лавру. Однажды по молитве святого пустая кладовка наполнилась хлебом, которого оказалось достаточно, чтобы накормить четыреста паломников, прибывших из Армении посетить соотечественника. На протяжении трех месяцев запас не истощался. Человек Божий совершал многочисленные чудеса и всегда прибавлял к ним наставления о послушании, о смиренном пребывании в тех условиях, которые дал нам Господь, и о покаянии. Благодать, изливавшаяся на учеников прп. Евфимия и на других людей, всегда служила для их укрепления и возрастания в добродетели.

Во всем прп. Евфимий был совершенным образцом евангельского поведения. В беспокойные времена между Ефесским (431) и Халкидонским (451) Соборами он был для христиан верным мерилом истины и столпом Православия. На оба Собора он отправил учеников, и они сыграли видную роль в принятии решений. По окончании Халкидонского Собора самозванец по имени Феодосий сумел на двадцать месяцев захватить Иерусалимский патриарший престол. Он склонил к монофизитству большую часть палестинских монахов, для которых тонкая богословская терминология соборных постановлений была малопонятной. Только прп. Евфимий и его ученики поддерживали Православие, невзирая на угрозы и выдвигавшиеся против них обвинения в несторианстве. Как некогда святость прп. Антония, так и очевидная святость прп. Евфимия была доказательством истинности его учения.

Императрица Евдокия [13 авг.], вдова Феодосия II, поселившаяся в Палестине, тоже поначалу склонялась на сторону противников Собора. Но потрясенная несчастьями, которые обрушились на ее семью во время взятия Рима, она осознала свое заблуждение. Желая снова вступить в евхаристическое общение с Церковью, она отправила посланцев к прп. Симеону Столпнику, подвизавшемуся в окрестностях Антиохии [1 сен.]. Тот призвал императрицу скорее вернуться к Православию и передал ей такие слова: «Зачем, имея источник вблизи, пренебрегаешь им и тщишься почерпнуть той же воды издалека: у тебя есть человек Божий Евфимий. Следуй его учению – и спасешься». Тогда Евдокия велела построить для себя башню близ лавры и поселилась в ней, внимая наставлениям прп. Евфимия, как будто бы они исходили из уст Самого Господа. Впоследствии она стала стойкой защитницей веры и осыпала Палестину щедрыми дарами, строила церкви, монастыри и приюты.

Почтенный подвижник, обремененный летами, но весь воодушевленный тем внутренним горением, которое исходит от Святого Духа, вел к Царству Небесному многочисленных учеников. Среди них были такие выдающиеся представители монашества, как прп. Савва [5 дек.], прп. Кириак [29 сен.], прп. Герасим [4 мар.] и многие епископы. В возрасте девяноста лет прп. Евфимий покинул пещеру, чтобы навестить прп. Феоктиста. Он успел застать последние минуты жизни друга, совершил погребение и назначил нового игумена.

Господь заранее открыл святому и время его собственной смерти. Однако он никому не говорил об этом до того дня, когда по своему обыкновению и вопреки преклонному возрасту должен был удалиться в пустыню на время Великого поста. На всенощной в день памяти прп. Антония Великого святой собрал учеников и дал им последнее наставление: «Более всего храните, как основание и цель всякого доброго дела, чистую любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол 3,14). Всякая добродетель укрепляется любовью и смирением с помощью опыта, времени и благодати. Но любовь выше смирения, ибо Слово Божие ради Своей любви к нам добровольно смирило Себя и стало человеком, как и мы». Прп. Евфимий также заповедал своим чадам за все благодарить Бога во всякое время, прежде всего зато, что Он призвал их от суеты мира и дал им святую жизнь, уподобляющую их Ангелам. Затем он попросил избрать ему преемника, возвестил о скорой смерти Дометиана и о том, что лавра станет общежительным монастырем (482). Прп. Евфимий показал братиям место, где следовало построить церковь и братские корпуса, и заповедал не оставлять обычай странноприимства, утешать братий, которые претерпевают искушение, и помогать им, а также с усердием исполнять все положенные богослужения.

После этого прп. Евфимий в течение трех дней пребывал один в алтаре церкви и почил в мире 20 января 473 г. с лицом совершенно безмятежным и совсем светлым, более похожим на ангельский лик, чем на человеческий.

Через семь дней скончался и Дометиан, который был верным учеником прп. Евфимия в течение пятидесяти лет и дал обет оставить земную жизнь через неделю после старца. Великое множество монахов, священников и мирян собралось на погребение отца пустыни Евфимия. Тогда произошли многочисленные чудеса, которые еще долгое время совершались на могиле прп. Евфимия, высеченной на месте его пещеры. Вся Церковь сразу стала почитать прп. Евфимия как одного из величайших отцов. Проведя всю жизнь в уединении, он тем не менее всегда был опорой веры, проповедником, законодателем общежительного монашества и сосудом благодати Божией.

* * *

202

«Житие прп. Евфимия», написанное Кириллом Скифопольским, стало классическим произведением аскетической литературы.

203

Слово «евфимия» означает «благодушие», «уверенность».

204

Этого Дометиана следует отличать от Дометиана, епископа Мелитин- ского [10 ян.]. Его память отсутствует в Синаксарях.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 3. Январь-февраль. - 912 [52] с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

Комментарии для сайта Cackle