11 января
Память преподобного Феодосия Великого, общих Житий начальника
Прп. Феодосий был главой и водителем тех, кто подвизался в общежительных монастырях в Палестине. Он озарил мир, подобно звезде, и просиял в вечности на духовном небосклоне.
Святой родился около 423 г. в каппадокийском селении Гариссос. Благочестивые и богобоязненные родители внушили ему любовь к святым добродетелям и прилежание к чтению Священного Писания. Еще в раннем возрасте будущий подвижник стал чтецом. Он любил размышлять над историей Авраама – образцом всех странников из любви к Господу (Быт.12) – и над словами Евангелия, которые повелевают оставить родственников, богатство и друзей, чтобы наследовать жизнь вечную (Мф.19:29). Охваченный божественным ревнованием, он решил исполнить это повеление и отправился в Иерусалим.
Проходя через окрестности Антиохии, юноша захотел взять благословение у прп. Симеона Столпника [1 сен.]. Старец приветствовал его еще издалека словами: «Хорошо, что ты пришел, человек Божий Феодосий!» Прп. Симеон позволил ему взойти на столп, ласково обнял и предсказал, что Феодосию предстоит стать пастырем огромного стада духовных овец.
Поклонившись святым местам, преподобный пришел в Иерусалим и задумался, как начать подвижническую жизнь. Он безусловно стремился к уединению, но его предупредили, что опасно вступать в борьбу с невидимыми врагами, не получив прежде нужных для этой битвы навыков у опытного наставника. Тогда прп. Феодосий стал искать такого учителя и нашел одного старца, родом из Каппадокии, по имени Лонгин. Тот блистал всевозможными добродетелями среди монахов, служивших в храме Воскресения (спудеев).
Получив наставление исполнять в послушании, подобно Христу, только волю Бога Отца и мудро различать добро и зло, прп. Феодосий в одиночестве поселился в церкви, расположенной на пути в Вифлеем. Богатая благочестивая основательница этого храма пожелала поставить прп. Феодосия во главе монашеской общины. Однако он удалился в пещеру на пустынном холме, где, по преданию, волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу, останавливались на обратном пути.
Здесь прп. Феодосий всей душой ревностно устремлялся к Небу и забывал обо всем земном, очищал душу неустанным умерщвлением соблазнов плоти и целыми ночами простаивал в непрестанной молитве и пении псалмов, привязав себя веревками к потолку пещеры. Он пробыл здесь тридцать лет, ни разу не вкусив ни кусочка хлеба и питаясь только финиками, бобами и кое-какими травами, росшими вокруг пещеры. Слава о его подвигах и божественном житии вскоре стала привлекать к пещере множество учеников. Вначале он взял только шестерых, затем двенадцать, а потом стал принимать всех, кого посылал к нему Господь.
Св. Феодосий учил их прежде всего постоянно держать в уме памятование о смерти как основу жизни во Христе. Однажды он велел ученикам выкопать большую могилу и сказал: «Вот могила готова. Кто из вас хочет обновить ее?» Тотчас один священник по имени Василий пал на колени перед преподобным и просил его благословения, чтобы первым отойти ко Господу. Тогда Феодосий приказал служить по нем поминовение, как служат и доныне по усопшему, на третий, девятый и сороковой день. На сороковой день Василий преставился. В течение следующих сорока дней прп. Феодосий духовными очами видел его стоящим среди братий во время пения псалмов.
Однажды, в канун Пасхи, у иноков совсем не было пищи и даже хлеба, чтобы служить Божественную литургию. Они весьма обеспокоились. Прп. Феодосий удалился в уединенное место, чтобы сосредоточиться, и посоветовал им возложить надежды на Господа. В ту же ночь к дверям монастыря пришли два мула, нагруженные припасами, которых хватило до Пятидесятницы.
Преподобный Феодосий. Монастырь Пантократора в Дечанах. XIV в.
Скоро пещера стала слишком тесной для постоянно растущего количества учеников. Богатые друзья, готовые помочь любыми пожертвованиями, стали уговаривать святого выбрать подходящее место, чтобы основать большой монастырь и исполнить пророчество прп. Симеона. Феодосий вначале колебался, боясь лишиться плодов уединенной жизни, но затем решил, что с Божией помощью сможет и сохранить душу в невозмутимом покое, и в то же время вести по пути спасения большое число людей. Тогда он взял кадильницу, наполнил ее углями и пошел прямо вперед, молясь Господу, чтобы Он сам возжег благовоние в подходящем месте. Господь даровал это знамение Своему служителю в месте, расположенном примерно в семи километрах от Вифлеема. Там вскоре были возведены просторные братские корпуса с мастерскими и всем необходимым, чтобы освободить братию от необходимости отвлекаться на общение с внешним миром.
К этому евангельскому городу со всех сторон примыкали различные постройки: одна гостиница для приходящих монахов, другая для бедных и нищих, больница для недужных, богадельня для пожилых монахов и приют для душевнобольных. Прп. Феодосий был всем для всех: оком для незрячих, опорой для хромых, укрытием для бездомных, покровом для нагих. Он сам заботился о тех, кто страдал от отвратительных язв, и ласково обнимал прокаженных. В те времена частых неурожаев бедняки стекались в монастырь в таких больших количествах, что иногда их кормили до ста человек в день. Господь часто приходил на помощь братиям и совершал чудеса, умножал хлеб и съестные припасы.
В общине подвизались монахи разных национальностей, и число их превышало четыреста человек. Поэтому в стенах обители прп. Феодосий велел построить четыре церкви: в одной хвалы Богу возносились по-гречески, в другой – по-сирийски, в третьей – по-армянски, а четвертая церковь предназначалась для душевнобольных и одержимых. Семь раз в день к Небу возносились песнопения в согласном созвучии разных языков. После чтения Евангелия братия собирались в греческой церкви и вместе совершали святую Евхаристию. Прп. Феодосий был для всех как отец, о каждом заботился, являя и примером, и наставлением живой образ Христа.
По смерти Геронтия, игумена монастыря, основанного прп. Меланией [31 дек.], патриарх назначил прп. Феодосия архимандритом и главой всех насельников общежительных монастырей, а прп. Савва [5 дек.] был поставлен во главе отшельников и тех, кто жил в лаврах. Святых Савву и Феодосия объединяло величайшее милосердие. Они часто встречались и беседовали о духовных предметах и сообща боролись с еретиками.
В это время (513) Церковь действительно переживала нестроения, поскольку император Анастасий встал на защиту монофизитов, противников Халкидонского Собора. Он низложил Иерусалимского патриарха Илию [20 ян.], на его место поставил еретика и попытался привлечь на его сторону всех выдающихся представителей палестинского монашества, в первую очередь прпп. Феодосия и Савву.
Феодосий, по смирению, позволял противоречить себе и был готов уступить во всем, однако в том, что касалось Бога и святого учения Церкви, был непоколебим. Он собрал всех обитателей пустыни и объявил, что настало время кротким стать воинами (Иоил.3:10). Преподобный написал императору письмо, в котором заявлял о твердом решении монашествующих хранить верность учению святых Вселенских Соборов до последней капли крови. Анастасий был впечатлен таким мужеством и на некоторое время ослабил преследования, но вскоре они начались с новой силой.
Тогда прп. Феодосий пришел в храм Воскресения и с амвона возгласил: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, как и четыре Евангелия, да будет анафема!» Затем во главе процессии монахов он обошел город, укрепляя народ в вере словами и чудесами. По приказанию императора он был отправлен в ссылку. Двумя годами позже, когда на трон взошел Юстин I (518), склонявшийся к Православию, прп. Феодосий вернулся в свой монастырь.
Мир был восстановлен, и святой продолжал распространять Божию благодать среди людей. Благословляя одно пшеничное зернышко, он наполнял хлебом целый амбар, исцелял неизлечимые болезни, разрешал бесплодие у женщин, прогонял тучи саранчи, вызывал дождь, спасал терпящих бедствие путешественников и за семь лет предсказал землетрясение, разрушившее гор. Антиохию (526). Но все эти чудеса он не ставил ни во что и постоянно стремился ко Господу, погружаясь в глубины смирения.
Однажды он увидел, как двое его учеников ссорятся. Божий человек бросился перед ними на колени и не соглашался подняться, пока они не помирились. В другой раз прп. Феодосий отлучил от причастия монаха, совершившего тяжкий грех, а тот ответил ему таким же запрещением. Прп. Феодосий повиновался и подошел к причастию только тогда, когда монах отказался от своих слов.
В конце жизни святой страдал от длительной и мучительной болезни. Он сносил все, как Иов, благодаря Господа и не прося Его об исцелении, ни в чем не смягчая воздержание и молитвенное правило. Незадолго до смерти прп. Феодосий завещал монахам хранить твердость в испытаниях и обещал всегда ходатайствовать о своем монастыре на Небесах. Собрав всех палестинских игуменов, он благословил их и отошел ко Господу. Прп. Феодосию было сто пять лет (529).
Патриарх совершил его погребение со всеми почестями, в присутствии большого числа мирян и монахов. Тело преподобного было похоронено в его первой пещере, и в скором времени здесь стали происходить многочисленные чудеса. Для учеников прп. Феодосия три из всех его добродетелей стали живым наследием: строгое подвижничество до самой смерти, милосердие к бедным и больным и постоянная преданность молитве и восхвалению Господа.