29 декабря
Память преподобного Маркелла, игумена обители Неусыпающих
Св. Маркелл родился в Апамее Сирийской в начале V столетия. Он происходил из богатой семьи и рано осиротел. Маркелл отправился в Антиохию, столицу Сирии, для обучения светским наукам. Прилежно занимаясь учением, он, однако же, очень скоро разочаровался в суетности мирского знания. Его неудержимо влекло обещание Небесных благ, о которых он прочитал в Священном Писании. Св. Маркелл раздал все свое имущество и переселился в Ефес, где зарабатывал себе на жизнь каллиграфией.
Его товарищем в работе и наставником в добродетели стал раб по имени Промот. Последний раздавал на милостыню большую часть своего заработка и, проводя день в мастерской, ночами молился в монастырях и церквях, двери которых сами собой отворялись при его приближении.
Затем Маркелл услышал о великих добродетелях прп. Александра Акимита746. Тот, проведя немало времени в паломничествах по Сирии и Месопотамии, поселился вместе с тридцатью учениками при церкви Святого Мины в Константинополе. Маркелл поспешил присоединиться к этому сонму земных Ангелов. Прп. Александр старался во всем тщательно следовать евангельской заповеди самоотречения и бедности, днем и ночью непрерывно славя Господа. Привлекая своей святой жизнью немало последователей, св. Александр вызвал ревность со стороны других обителей, более согласных с обычаями мира сего. По этой причине старца вскоре обвинили в мессалианстве747, вынудив вместе с учениками удалиться в пустыню Гомон в Вифинии.
Там Маркелл, ставший к тому времени одним из лучших учеников преподобного, принял монашеский постриг. Предчувствуя близкую кончину старца-настоятеля и догадываясь, что его изберут новым игуменом, он предпочел бежать в пустыню. Некоторое время Маркелл посвятил посещению знаменитых подвижников, живших в тех краях, дабы напитать душу их наставлениями и научиться у каждого из них тем добродетелям, в какой кто наиболее преуспел.
Когда на место почившего Александра игуменом Неусыпающих был избран Иоанн, Маркелл вернулся в монастырь. Он продолжал являть столь глубокое смирение, что с радостью брался за самую грязную работу. Например, ухаживал за старым мельничным ослом. Однако же Иоанн, от которого не утаилась мудрость и многоопытность Маркелла, стал поручать ему духовное окормление братий и спрашивать его мнения по всякому важному делу. Так по совету Маркелла растущая обитель была перенесена из отдаленной пустыни в местность, называемую Ириней748, на правом берегу Босфора.
Немного времени спустя Иоанн умер, и на этот раз Маркеллу пришлось принять должность игумена. Под его началом монастырь Неусыпающих прославился по всей империи. В обитель приходили люди со всех концов Византии: от ее западных пределов до Персии и Армении. Из обители Неусыпающих по христианскому миру стали распространяться правила монашеской жизни и обычай неусыпаемого богослужения. Монашеская община разделялась на три языковых сообщества: греческое, латинское и сирийское, которые по очереди возносили Господу непрерывную хвалу во исполнение апостольской заповеди: Непрестанно молитесь (1Фес 5,17).
В середине V в. известность и духовный авторитет прп. Маркелла были столь велики, что основание ни одной монашеской обители, мужской или женской, ни одного благотворительного заведения не обходилось без его участия, благословения или наставления. В каждое из учреждаемых богоугодных заведений преподобный направлял своих учеников, которые немедленно ставились во главе. Так в 463 г. патрикий Студий, вознамерившийся основать в Константинополе монастырь, ставший знаменитым несколько веков спустя749, обратился к прп. Маркеллу с просьбой помочь в устроении новой обители и прислать туда своих монахов.
Непрерывно растущий монастырь Неусыпающих, в котором к тому времени была возведена новая церковь и необходимые хозяйственные постройки, превратился в подлинную столицу монашества того времени и один из крупнейших центров церковной культуры. Там была собрана богатая библиотека, и множество монахов занимались перепиской и украшением рукописей, расходившихся затем по всей империи.
Прп. Маркелл приобрел также большую известность защитой Православия от Евтихия и еретиков-монофизитов750. Он сыграл важную роль в работе Вселенского Собора в Халкидоне (451) и, особенно, в последовавшей затем борьбе вокруг принятых на нем решений. В 470 г. преподобный, при поддержке патриарха св. Геннадия [17 н.], монахов и жителей столицы, с успехом воспротивился намерению императора Льва751 пожаловать титул кесаря арианину Патрикию, сыну влиятельного вельможи Аспара.
Еще более славился преподобный чудесами: он исцелял молитвой недуги своих монахов и людей, обращавшихся к нему за помощью, даже когда они находились вдали от него. Он был щедрым покровителем нищих и обездоленных, без счета раздавая милостыню всем приходящим в монастырь, закрома которого по милости Божией никогда не оскудевали. Презрение прп. Маркелла к земному богатству было столь велико, что, унаследовав после смерти брата огромное состояние своей семьи, он раздал его без остатка бедным монастырям и неимущим, не оставив ничего даже для собственной обители. Прп. Маркелл бесстрашно приходил на помощь тем, кто был несправедливо гоним или притесняем сильными мира сего или же стал жертвой неправедных судей. Сами императоры почитали святого старца своим наставником и не считали зазорным просить его совета.
Преподобный был усердным заступником и ходатаем пред Господом за души, томимые греховным бременем, находя для всех кающихся слова утешения и сострадания и никогда не отвергая искреннего покаяния. Святой игумен с радостью принимал обратно тех из своих монахов, кто ранее оставил монастырь, но затем раскаялся и вернулся. Став всем для всех по переполнявшему его сердце великому дару любви Христовой, прп. Маркелл мирно почил во Христе, по прошествии шестидесяти лет подвижнической жизни, ок. 484 г.
* * *
См. статью о прп. Александре [23 фев.]. Прозвание Акимит, т. е. Неусыпающий, произошло от заведенного им обычая непрерывного богослужения.
Ересь, сторонники которой проповедовали неусыпную молитву и утверждали, что, однажды стяжав ощутимым образом благодать Святого Духа, «совершенные» становятся неподвластны ни церковной иерархии, ни соблюдению заповедей (см. память Марка Подвижника под 5 мар. и св. Диодоха Фотикийского под 29 мар.).
Впоследствии именовалась Чубуклу.
См. статью о прп. Феодоре Студите под 11 ноября.
Сторонники монофизитства утверждали, что человеческая природа во Христе была как бы поглощена Божественной при Его воплощении. См. память Халкидонского Собора [13 ил.].
457–474 гг.