7 сентября
Память преподобного Петра Благочестивого Каппадокийского, второго игумена монастыря Христа Спасителя, называемого Глубокореченским118
. Память преподобного Луки Ликаонского, третьего игумена того же монастыря. Память священномучеников Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого, пресвитеров, Александра Медведева, диакона (1918), Евгения (Зернова), митрополита Горьковского, и с ним Стефана Крейдича, пресвитера, и преподобномучеников Евгения (Выжвы) и Николая (Ащепьева), игуменов, и Пахомия (Ионова), иеромонаха (1937), и священномучеников Григория Аверина и Василия Сунгурова, пресвитеров, и преподобномученика Льва (Егорова), архимандрита (1937). Память преподобной Кассии Песнописицы119
Память преподобной Кассии Песнописицы
Прп. Кассия120 родилась между 800 и 810 гг. в Константинополе в знатной семье. Она отличалась удивительной красотой и блестящим умом. Когда молодой император Феофил задумал жениться, тогда, по обычаю, в одном из залов дворца собрали двенадцать самых красивых девушек империи (в 821 или 830). Император должен был вложить золотое яблоко в руку той, которую изберет своей невестой. Феофил сразу же отметил Кассию. Желая испытать ее, он сказал: «Зло проистекло от женщины», подразумевая Еву. На это девушка ответила: «Да, но от женщины для нас проистекло и высшее благо», имея в виду, что через Богородицу, новую Еву, явилось спасение миру. Уязвленный остротой ума Кассии и боясь, что супруга превзойдет его, Феофил остановил выбор на св. Феодоре [11 фев.], которая впоследствии восстановила Православие.
Кассия основала монастырь на холме Евдомон, впоследствии названный монастырем Кассии. Там она после настоятельных увещеваний прп. Феодора Студита [11 н.]121 приняла монашеский постриг и была избрана игуменьей. Так, не получив земного царства, она приобрела Царство Небесное. Сокровища своей созерцательной жизни прп. Кассия переложила в прекрасные богослужебные песнопения, которые утвердили ее место в ряду величайших гимнографов Церкви122.
С юности Кассия проявила приверженность иконопочитанию. Она открыто противодействовала иконоборческой политике, которую вел император. Во время запрета почитания икон она не избежала преследований и подверглась жестокому бичеванию. Это не поколебало ее упорства в сопротивлении иконоборцам. Прп. Кассия часто посещала заключенных в тюрьмы монахов, поддерживала их дарами и письмами. О тех, кому не хватало мужества исповедать Православие, и об уклонявшихся от иконоборцев она говорила: «Я ненавижу молчание, когда пришло время говорить». Св. Кассия скончалась в мире между 843 и 867 гг.
* * *
Недавние исследования показали, что Глубокореченский (Вафириакский) монастырь находился не в Вифинии, а, возможно, во Фракии или около Севастии (совр. Сивас) в феме Армениак (фема – административно-военная единица в Византии. Присутствие памяти других святых из этого монастыря (св. Игнатия под 27 сентября, св. Иакова под 21 октября, св. Василия под 1 июля) и статья на день освящения его храма (13 января), по мнению некоторых историков, дают основания полагать, что «Синаксарь Константинопольской Церкви» в том виде, в каком мы его знаем, изначально составялся для употребления в этом монастыре.
Эта память не зафиксирована в агиографических рукописях. Однако с конца прошлого века почитание св. Кассии широко распространилось в Греции. Она считается покровительницей о. Кассос, близ о. Кос в Кикладском архипелаге. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
В источниках встречаются и другие ее именования: Кассиана, Икасия.
См.: Ер. 217, 370, 539 (Corpus Fontium Historiae Byzantinae, Series Berolinensis 31), Berlin; New York, 1992. P. 339, 501, 813.
В богослужебных книгах сохранились тексты тридцати трех подлинных песнопений под именем Кассианы, Кассии монахини или Икасии. Ей принадлежат самогласны на дни памяти многих святых в Минеях и стихира на вечерне Рождества Христова: «Августу еди- ноначальствующу на земли многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися...». Ей также приписываются ирмосы канона утрени Великой Субботы. Но самым знаменитым ее сочинением остается славник на стиховне утрени Великой Среды, известный также под названием Тропарь Кассианы, в котором она проводит связь между историей евангельской грешницы (см.: Лк 7, 37–50) и грехопадением Евы (см.: Быт 5, 8–11).