31 октября
Память преподобномученика Леонида (Молчанова), игумена (1918), священномучеников Всеволода Смирнова, Александра Воздвиженского, Сергея Розанова, Алексия Сибирского, Василия Архангельского, Петра Воскобойникова, Василия Колокова, пресвитеров, преподобномучеников Анатолия (Ботвинникова), Евфросина (Антонова), иеромонахов, и мученика Иакова Блатова (1937), преподобномученика Иннокентия (Мазурина), иеродиакона (1938). Память безымянного исповедника, отрока из Антиохии844
Память безымянного исповедника, отрока из Антиохии
Этот юный святой, имя которого осталось неизвестным, жил в Антиохии, при Юлиане Отступнике. Он был сыном языческого жреца, но втайне исповедовал христианство, к которому был с детства приобщен одной из диаконисе Антиохийской Церкви845.
Однажды император отправился в селение Дафни, чтобы принести жертвы в храме Аполлона846. Он призвал юношу, его брата и отца прислуживать в храме и окроплять блюда для праздничной трапезы императора жертвенной кровью.
С первого же дня христианин, в ужасе от этих безбожных деяний, тайком бежал в город к благочестивой диакониссе и просил укрыть его. Та препроводила его к св. епископу Мелетию [12 фев.], который спрятал его у себя. В это время отец, обеспокоенный исчезновением сына, искал его по всему городу. Проходя перед домом Мелетия, он внезапно увидел у окна своего сына. Догадавшись о причине бегства, он устремился внутрь, избил мальчика и повел домой. А там, подвергнув жестокой порке, прижег ему раскаленным железом ладони, ступни и спину. Затем запер его и вернулся прислуживать императору в Дафни.
Едва держась на ногах от боли, юный исповедник, полный благочестивого рвения, опрокинул и разбил на куски все статуи ложных божеств, какие только были в доме. Но от страха перед тем, что произошло бы, вернись домой его отец, он взмолился к Богу об освобождении. И тотчас замки открылись сами собой, и мальчик бегом бросился к дому своей матери во Христе. Под покровом ночи св. Мелетий тайно переправил юношу в Палестину, к свт. Кириллу, архиепископу Иерусалимскому [18 мар.].
После смерти Юлиана и конца языческой реакции юный воин Христов вернулся в Антиохию, где обратил в истинную веру своего отца и множество других язычников.
* * *
Этот рассказ приведен Феодоритом Кирским. Церк. ист. III, 10; PG 82, 1104. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Диакониссы проходили тот же обряд посвящения, что и диаконы, но их обязанности сводились к прислуживанию священникам при крещении женщин и в делах милосердия, совершаемых Церковью.
См. примечание к статье о св. Артемии [20 окт.].