22 октября
Память преподобного Лота
Св. Лот, как и прп. Руф, подвизался в Египте в то же время. По преданию, один монах, впавший в грех, пришел к авве Лоту. Он был так взволнован, что входил и выходил, не в силах сесть. Авва спросил: «Что с тобой, брат?». Тот ответил: «Я сделал большой грех и не могу открыть его отцам». Старец сказал: «Исповедай грех свой мне, и я возьму его на себя». Тогда монах рассказал: «Я впал в блуд, а чтобы продолжать его, стал поклоняться идолам». Настоятель успокоил его и ободрил словами: «Верь, нет ни одного греха, который бы превосходил милосердие Божие, ибо раскаяние возможно. Удались в пещеру, ешь через день, а я разделю с тобой пополам тяжесть греха». Через три недели авва Лот получил от Бога знак, что Он принял раскаяние согрешившего. Монах оставался в послушании у старца до конца дней740.
Однажды авва Лот отправился за советом к авве Иосифу из Панефосского монастыря. Он обратился к старцу Иосифу: «Авва! Я по силам исполняю свое малое правило, пощусь, молюсь, размышляю и безмолвствую, и насколько могу, очищаю свои помыслы. Что еще я должен сделать?».
Старец, поднявшись, воздел руки к небу – и его пальцы стали как огненные светильники. Затем прп. Иосиф сказал авве Лоту: «Ты не сможешь стать монахом, если не будешь весь как огонь»741.
* * *
Ср.: Об Авве Лоте, 2/Там же. С. 99.
Ср.: Об Авве Иосифе Панефосском, 111 Там же. С. 87.