7 октября
Память святителя Ионы, епископа Маньчжурского543
Св. Иона (Покровский) родился в Калуге в 1888 г. и в святом крещении получил имя Владимир. Оставшись в восемь лет сиротой, он был воспитан деревенским диаконом. Воспитатель отправил Владимира учиться в семинарию родного города. Затем юноша продолжил обучение в Казанской духовной академии. На третий год он принял монашеский постриг в Оптиной Пустыни и до конца жизни сохранял духовную связь с ее старцами.
По окончании учебы прп. Ионе доверили преподавание Нового Завета по рекомендации его духовного отца, прп. Гавриила Седмиозерского [24 сен.]. Это назначение Иона принял против собственной воли. Затем он стал священником и преподавал в Академии до тридцати лет. Когда к власти пришли большевики, он был вынужден уехать из Казани в Пермь.
Через некоторое время преподобного арестовали и избили столь жестоко, что он потерял сознание. По дороге в Тобольск, где его должны были судить, Ионе удалось бежать и присоединиться к частям Белой Армии, в которой он служил полковым священником. Он разделил с войсковой частью все невзгоды отступления через горы Туркестана и пустыню Гоби. По прибытии в Пекин преподобный в скором времени был назначен епископом Маньчжурским.
Когда он приехал в Китай в 1922 г., пограничный гор. Маньчжурия544 был полон русских беженцев, которые имели лишь то, что было на них надето. Жители помогали им как могли, но хлеба не хватало даже для того, чтобы накормить детей. За три года епископства св. Иона, делая все для всех, стал Ангелом Хранителем и пастырем духовных агнцев, в которых он вселял храбрость и надежду. Епископ служил Божественную литургию так, словно уже был вознесен на Небо к престолу Господню, и проповеди его обладали такой силой, что никто не хотел пропускать ни единого слова.
В те времена крайней нужды св. Иона явился апостолом милосердия: он кормил голодных, принимал странников, раздавал одежду и навещал больных. Он также организовал жизнь общины изгнанников, починил церковные постройки, открыл библиотеку, устроил раздачу супа и основал клинику и среднюю школу. Дети любили епископа больше, чем собственных родителей, и когда он преподавал им Закон Божий, все были увлечены его словами и повторяли потом услышанное в точности без особых усилий.
Будучи глубоко привержен молитве и ни в чем не отступая от монашеских обязанностей, преподобный умел перевоплощаться в деятельного человека. Все, что он предпринимал для помощи пастве, было успешно, несмотря на огромные трудности. Познав на себе, какова участь сироты, он основал приют. В нем в первый же год существования нашли кров двадцать восемь детей, к которым епископ проявлял отцовскую привязанность.
Св. Иона полностью отдавал себя пастырскому служению: ухаживая за священником, который болел тифом, он приобрел хронический тонзиллит (воспаление миндалин), но и по этой причине не сократил своей деятельности. Однажды он прополоскал себе горло керосином, думая, что тот послужит антисептиком, но это быстро привело к заражению крови. Когда стало очевидным, что приближается смерть, святой приготовился спокойно отойти в вечность.
В «Завещании», тысячи экземпляров которого были распространены во время похорон, он писал: « Я начну со слов апостола: Дети, возлюбите друг друга... И закончу теми же словами: возлюбите друг друга. Такова заповедь вашего епископа. Не оставляйте брошенными детей... Простите меня из любви ко Христу и не забывайте меня в своих мыслях... Да предстанем мы все в вечности с верой на Страшном Суде Христовом».
Седьмого октября 1925 г., простившись и благословив собравшихся, он надел епитрахиль и поручи, принадлежавшие старцу Амвросию Оптинскому, и начал громким голосом читать канон на исход души, кладя земные поклоны. Затем преподобного положили на постель и после того, как он возблагодарил Бога, его душа перенеслась в мир, которому неведомы ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но лишь вечная радость о Господе.
По смерти святителя произошло чудо. Ребенок, который долгое время был парализован, начал бегать и воскликнул: «Мама, епископ Иона явился мне и сказал, что отдает мне свои ноги, которые ему теперь не нужны!».
* * *
Он был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей 13 сентября 1996 г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви Московского Патриархата данная память не включена.
Совр. кит. Манчули.