Источник

Иеросхимонах Иероним Соловецкий

 

(Память 23 сентября)

О. Иероним, в мире Иерофей Лукин, сначала состоял в гражданской службе с 1782 по 1795 год; потом поступил в Новгородский Хутынь монастырь, где в 1799 году пострижен в монашество. В иеромонаха он рукоположен в 1808 году в Московском Новоспасском монастыре, после чего служил при Московском синодальном доме. Во время нашествия французов Иероним трудился при отправлении из Москвы патриаршей ризницы и, выехав с нею, не имел времени сохранить свое имущество. По окончании войны он перешел в Черноморскую Николаевскую пустынь Екатеринославской епархии, а через четыре года переместился в Новгородскую епархию. Будучи близко знаком с Фотием, впоследствии Юрьевским архимандритом, а в то время законоучителем кадетского корпуса, Иероним узнал от него о распространении в обществе масонства и противных православию учений, и решился донести и правительству. За это донесение он послан был в Петропавловскую крепость, из которой в 1830 году переведен под строгий надзор в Соловецкую обитель. Иероним со слезами принял объявление о выводе его из Петропавловского каземата. «О чем плачешь»? спросил его комендант. «Поверьте», отвечал узник: «я не нашел лучше место для иноческого подвига». Хотя Иероним не учился в школах, но, при обширном уме, он сам образовал себя духовным чтением и беседами с духовными старцами, с которыми приходилось ему встречаться на жизненном пути. Он имел увлекательный дар слова и редкую силу убедительности; советы его были особенно полезны для боримых помыслами и смущаемых совестью. Наставления его, основанные на опыте, были истинным врачевством духовным. Вот что говорил он о современных монахах строгой жизни:

«Не мни кто-либо, чтобы ныне не было сподобившихся дара умной молитвы. В Гороховском Николаевском монастыре жил монах о. Амвросий, бывший ученик Паисия Молдавского. Амвросий, недалеко от монастыря, в селении, имел друга, художеством иконописца, именем Афанасия. Однажды Амвросий ночевал у Афанасия, расположившись для сна во дворе. Афанасий ночью, выйдя на двор, увидел Амвросия стоящим на коленях и молящимся, и лице его сияло необыкновенным светом. Афанасий ужаснулся; когда же заметил это Амвросий, закричал: «не верь, не верь: это прелесть»; потом не велел сказывать виденного никому. Это слышал я от самого Афанасия. У Амвросия в том же монастыре был также сподвижник и ученик Паисиев, имевший не меньшую благодать, именем Афанасий.

Излишним считаю говорить о богоугодной жизни схимонаха Василиска Валаамского. Василиск был представлен митрополиту Гавриилу, желавшему видеть его.

Я знал в Москве простого мужа Гр. Фед-ча, по прозванию Гончара. Он был знаком митрополиту Платону и пользовался его расположением. Однажды между разговорами о спасении, Гончар, начал творить молитву и потом просил у Платона дальнейших наставлений. Владыка послал его в Песношский монастырь к иеромонаху Самуилу. Пошел к нему Гончар, посоветовался и возвратился домой в крайнем молчании; оставил всю домашнюю заботу; устроил себе в доме укромный чуланец; поставил в оном образ с лампадкою и начал безмолвствовать. В церковь же ходил всегда и был до смерти церковным старостою. За смирение и милосердие к нищим, Бог явил ему его кончину.

В Оптинском Новгородском монастыре был известный мне обитель безмолвия и сердечного трезвения, монах Патермуфий. Он жил в Отне, пока народу ходило туда новую широкую дорогу от Новгорода, Патермуфий бежал и начал жизнь юродственную. Митрополит Гавриил, уважая его, позволил пребывать, где захочет. И жил он в Новгороде и Петербурге, где попало, и часто по ночам при церквах молился. Ходил, в чем попало; я видал его сидящим на распутиях с несколькими в руках копейками, как бы милостынею; но, что ему давали, все раздавал нищим. Иногда видал в Хутынском Ореховском саду, сидящего суток трое и сильно искусанного комарами. Он тридцать лет ни с кем не говорил. Все Священное и отеческое Писание знал вполне; имел дар прозорливости и рассуждения. Кто с верою спрашивал о чем, отвечал минами и верно. Скончался и погребен в Невской лавре.

Знаю и ныне богоугодных подвижников, в трезвении сердечном занимающихся Иисусовой молитвою; но Испытующий сердца и утробы и Исчитаяй множество звезд, знает и видит их лучше меня».

Иеросхимонах Иероним почил с миром о Господе в Анзерском скиту 1847 года, сентября 23 дня, 82 лет28.

* * *

28

Из Соловецкого Патерика.


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков : (С портр.) : Сентябрь. - [Репр. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1996. - 620,II,[2] с. ISBN 5-86594-024-4

Комментарии для сайта Cackle