Христианин творчески мыслит о смерти
«Успокойтесь, взгляните и смотрите»
Каждый христианин может встретить смерть без страха, благодаря истинам, открытым для нас Богочеловеком. Более того, у него есть возможность разумно и плодотворно размышлять о таинстве смерти.
Не забудем, что час нашей смерти – второго рождения в Истинную и Вечную Жизнь – час очень важный и таинственный. Свет вечности начинает озарять в этот час нашу временную жизнь, которая еще теплится и вот-вот погаснет. По мере нашего старения и приближения смертного часа, когда заканчивается наша земная жизнь ради встречи с вечностью, все решительнее встают вопросы о смысле жизни.
В наше первое рождение, то есть во время нашего перехода из небытия в бытие, вступления в земную жизнь, мы не могли спросить, куда мы идем, поскольку мы пришли сюда младенцами. Однако при нашем втором рождении в новую жизнь, то есть в час смерти, хотим мы того или нет, перед нами встанут следующие вопросы. Что же в конце концов означают все труды, страдания и немощи, гнетущие нас в течение всей жизни? Почему мы боимся смерти, если знаем, что с момента рождения неумолимо приближаемся к ней? Дано ли нам достаточно времени, чтобы познать эту истину и преодолеть ужас смерти? И, может быть, было бы полезным, если бы кто-нибудь вернулся из загробной жизни, чтобы поведать нам, что испытывают души «лицом к лицу» с Богом?
С этими и подобными вопросами христианину опять-таки справиться легче, чем другим, поскольку вера и надежда срывают покров с тайны. Об этом говорит божественный Златоуст: «Давайте внимательно подумаем о тех, кто погрузился в другую жизнь. Сядьте, лежащему перед вами умершему «не причиняйте беспокойства... успокойтесь и смотрите на великое таинство». И в тишине вопросите: «Что это за великое таинство предо мной? Тот, кто вчера был для меня «желанным, сегодня лежит предо мной, возбуждая отвращение; кто вчера был членом моим, на того гляжу сегодня, как на чуждого; кого недавно я обнимал, к тому сегодня не хочу даже и прикоснуться. Обливаю его слезами как близкого мне и в то же время бегу от гноя его, как будто он совершенно чужд мне».613
В другом случае святитель советует: «Когда увидишь, что кто-либо из ближних отошел отсюда, – не ропщи, но умились сердцем, войди в самого себя, испытай совесть, помысли, что и тебя немного позже ожидает такой же конец... Мы (христиане) тем и отличаемся от неверующих, что иначе судим о вещах». Так рассуждаем и в отношении смерти: неверующий «видит мертвого – и считает мертвым, я же смотрю на умершего – и взираю на смерть, как на сон... Мы смотрим на события одинаковыми глазами, но не одинаковой мыслью и разумением».614
Волнение, которое испытывает душа перед лицом смерти, столь сильно и глубоко, что даже те, кто никакого урока не извлекли из многих поучений, от лицезрения мертвого человека обретают большую пользу: «они при таком зрелище вдруг делаются любомудрыми». И таким образом «по несчастиям других заключают о собственной изменяемости».615
Через все это христианин составляет не только истинное и здравое, но и мужественное суждение. Надежда на Будущую Жизнь воодушевляет его. И он, таким образом, «самую смерть не будет считать смертью». Созерцая покойного, христианин далек от заблуждений, присущих многим. Он представляет «венцы, награды, неизреченныя блага, ѝхже око не вѝде и ухо не слы́ша (1Кор.2:9), тамошнюю жизнь, ликование с Ангелами».616
Следовательно, верующий человек здраво относится к смерти. Он очень хорошо знает, что «сластолюбивое сердце бывает темницей и узами для души во время ее исхода, а трудолюбивое – есть отверстая дверь».617 Более того, верующий не предстоит перед таинством смерти в панике и страхе, так как реально и разумно оценивает свое положение, побеждая естественную тревогу, вызываемую смертью. Церковь Христова помогает своим членам видеть настоящее и будущее в свете Евангелия: смысл смерти в биологической жизни и смысл новой жизни – вечной и нетленной – в смерти. Верующий полнее и глубже понимает, что этот час совершенно отличен от всех остальных моментов нашей жизни. Он лучше осознает, что в час смерти помощь можно получить лишь от Бога. Лишь Он, наш Творец, знает глубину человеческой души, переселяющейся в вечность. И только Бог насытит и утешит душу верным обещанием новой жизни.
«Где преисполненный самодовольства человек?»
Христианин, размышляющий о таинстве смерти, более глубоко понимает и достоинство земной жизни. Он убежден, что настоящая жизнь, если прожить ее праведно, приведет к «наслаждению Вечной Жизнью».618 Он знает также, что Господь пришел на землю не для того, чтобы «умертвить нас и таким образом вывести из настоящей жизни», но для того, чтобы, оставив нас в этом мире, сделать достойными жизни небесной. Если бы земная жизнь была неким злом, то убийц следовало бы награждать, поскольку, губя нас, они делали бы нам добро, освобождая от зла. «Несчастный, ты говоришь, – восклицает святой Златоуст, – что «лукава настоящая жизнь, в которой мы познали Бога, в которой любомудрствуем о будущем», в течение которой «соделались из людей ангелами и составляем один сонм с Горними Силами».619
Тот, кто глубоко задумывается над таинством смерти, лучше осознает и слабость человеческой природы. Он смотрит на умершего, чье тело уже тронуто тлением, и видением научается.620 Так вспоминает он истину, о которой столь легко забывает в своем самодовольстве! Это истина, которую псалмопевец Ветхого Завета выразил богодухновенными словами: «Убо образом ходит человек, Обáче всуе мятется» (Пс.38:7). Действительно, человек ходит в этом видимом мире подобно призраку, который через некоторое время исчезает. К сожалению, вместо того, чтобы вразумиться суетностью и краткостью жизни, он обуреваем и поглощен никчемными и мучительными заботами, утруждая и изнуряя себя напрасно. Святой Златоуст пишет: «Человек «мятется – и погибает вконец; мятется – и сокрушается прежде, чем восстать; возгорается, как огонь, и погасает, как тростник; поднимается, как буря, и улегается, как пыль; воспламеняется, как пламя, и рассеивается, как дым; расцветает, как цветок, и высыхает, как сено [...]; его – печали, а наслаждения – другим; его – заботы, а веселие – другим; ему – проклятие, а другим услуги [...]. О, какое печальное зрелище нашей слабости, о, какой праздник человеческого ничтожества!». И лишь видя гроб умершего, осознаем, что есть человек на самом деле. Согласно Иоанну Златоусту, человек есть «краткосрочный заем жизни, долг смерти, не терпящий отлагательства», есть создание «искусное во зле [...], готовое к любостяжанию, ненасытно-жадное [...], высокомерная дерзость [...], своенравное брение [...]; пепел надменный, сегодня в богатстве, а завтра в гробу; сегодня в венце, а завтра под надгробным памятником».621
Вот почему святитель взывает златотрубно: «Цари, посмотрите со вниманием и размышлением на гроб умершего «и впредь не думайте о себе много; смотрите вы, правители, и впредь не гордитесь». Мирской правитель по причине своей власти представляется обычно сильным. Но вот и он «трепещет этой чаши, вот и он, подобно обыкновенному человеку, испытывает беспокойство, вот и он стал совершенно несчастным; тот, кто недавно возбуждал страх, мертв – предстоит в качестве виновного. Кто? Тот, перед кем «вчера трепетали виновные, вот он смущен, весь потрясен, вот пропали совершенно вся его мудрость и могущество, вот он поражен совершенно». Поэтому святой отец взывает к каждому человеку: «Взгляни со вниманием на гроб, посмотри на лежащих там, которые когда-то были царями, посмотри на тех, которые были когда-то начальниками, теперь же во гробах; посмотри на страшное зрелище останков и скажи: какой там царь, какой начальник, какой воин, какой военачальник, какой богатый и какой бедный, какой юноша и какой старик?»622
И преподобный Иоанн Дамаскин, благозвучнейший орган Утешителя, воспевает в своих глубоко богословских тропарях чина Погребения, вызывающих сильное чувство умиления и духовной сосредоточенности: «Вся суета человеческая, елика не пребывают по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава, пришедши бо смерти, сия вся потребишася» (Самогласны, глас 1).
И в другой стихире того же Последования он вопрошает: «Где есть мирское пристрастие? Где есть привременных мечтание? Где есть злато и сребро? Где есть рабов множество и молва? Вся персть, вся пепел, вся сень».623
Эти песнопения создают здоровое расположение христианской души. Ибо душа, полная пессимизма от непостоянства настоящей жизни, исполняется и насыщается уверенностью в грядущем вечном покое. Глубокомысленные стихи богодвижимого пера преподобного Дамаскина глубоко волнуют душу и создают в ней чувство переходное между разочарованием и утешением, то есть чувство исключительно плодотворное.
Не только вид умершего, но и выражение лиц и состояние людей, окружающих его и следующих за его телом, в свою очередь представляют собой действенный урок для верующего. Божественный Златоуст говорил: «И еще когда ты видишь такую картину: несут по улице мертвого, за ним идут осиротевшие дети, жена-вдова рыдает», слуги плачут, друзья печальны – соразмерь ничтожность, низость и никчемность существующего. Подумай, «что оно ничем не разнится от тени и сновидении». Поразмышляй об этом и не удивляйся блестящей «внешности людей». Не дивись на «самодовольную голову» или «на платье, на коней и слуг. Подумай о том, чем все это кончится».624 Красота, которой мы восхищаемся, недолговечна; для тех из нас, кто одержим суетой мира сего, она исчезнет после смерти, не оставив и следа!
«Я представляю себе, – говорит тот же святой отец, – недавний образ умершего, который был рядом со мной, однако сегодня ничего от него не вижу. Куда девалась красота лица? Вот оно уже почернело, потемнело, утратило свежесть и прохладу. Где выразительные и красивые глаза? Вот они померкли навсегда. Где красота волос? Вот она уже пропала. Где высоко поднятая шея? Она уже сокрушена. Где полный жизни язык? Он уже умолк... Где благовонные Миро и ароматы? Сгнили и они. Где веселие юности? Вот миновало и оно. И вообще, где преисполненный гордости человек? Вот он снова обратился в прах».625
Чем более человек размышляет по-христиански о смерти, тем больше обретает пользы и испытывает чувства сладостной надежды и горячей веры в благость человеколюбивого Бога.
«Посмотри и рыдай»
Если верующий размышляет о смерти по-христиански, то ему не грозит опасность оказаться в плену мирских заблуждений. Чем глубже проникает он в это таинство, тем более разумеет, что вещи мира сего – «вся персть, вся пепел, вся сень». Он познает также, кто из людей в самом деле богат, а кто беден. Все то, что мы ежедневно видим вокруг себя, легко вводит нас в обман и искушение, отсюда наши ошибочные взгляды, которые влекут за собой ложные суждения и выводы.
Святитель Григорий Богослов в надгробном слове, произнесенном над братом Кесарием, дает нам точную меру, которой следует измерять человеческие дела и события настоящей жизни. Уста Богослова говорили: «Такова временная жизнь наша, братия! Таково забавное наше появление на земле – возникнуть из ничего и, возникнув, разрушиться! Мы ... призрак, следа не имеющий, полет птицы, корабль на море, прах, дуновение, весенняя роса». И чтобы уверить нас, что он нисколько не преувеличивает, святитель приводит слова Давида: «Человек яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет» (Пс.102:16); «Господи, умалéние дний моих возвести ми» (Пс.101:24), «се, пя́ди положил ecu дни моя" (Пс.38:6)... «Видел я все дела, какие делаются под солнцем», – говорит Екклесиаст. И что же во всем этом? «Всё – суета и томление духа» (Еккл.1:2,14).626
Благословенный Златоуст развивает ту же важную истину: если нас прельщает мирская суета, то мы обязательно придем к ошибочным оценкам и ложным выводам. Для того, чтобы помочь нам, он углубляется, просвещаясь Духом Святым, в смысл знаменитой притчи о богаче и Лазаре (Лк.16:19–31). До дня смерти из них двоих счастливым представлялся богач, несчастным же – бедный Лазарь. Но «пришла смерть и все это истребила». Все изменилось у богача и Лазаря, и все узнали, кто был богач, а кто – нищий. Оказалось, «что Лазарь был богаче всех, а тот – беднее всех». Известно, говорит божественный отец, что когда кончается театральное представление, актеры снимают маски и становятся такими, каковы они на самом деле. То же случается, когда приходит смерть и кончается спектакль земной жизни. Тогда, лишившись масок богатства и бедности, мы предстанем в нашем истинном виде. Мы будем судимы по делам нашим, и станет ясно, кто богат, а кто беден, кто честен, а кто бесславен.627
Вот мы видим вождя или любого сильного мира сего, готового разлучиться с земной жизнью. Этот критический момент жизни и последующая смерть снимают маску и представляют его таким, каков он есть на самом деле. Раньше ему присущи были гордость и самодовольство; он развлекался и проводил дни свои в неге и беззаботности. Сегодня что стало с его телом, изведавшим столь многие радости? «Не нужно много труда, чтобы убедить тебя, – говорит Златоуст. – Взгляни внимательным взглядом. Посмотри «на прах, на пепел, на червей, на отвратительный вид места» и мерзость. Посмотри со вниманием и рыдай горько».628
Но это благочестивое любомудрие, это эмоциональное потрясение души не должно вызвать лишь мимолетное и мелкое огорчение или обыкновенные слезы. Надо прийти к мужественному и твердому убеждению. Когда осознаешь, что скоро и тебя, брат мой, ожидает такой же конец, попытайся возбудить в глубине своей души святые чувства сокрушения и раскаяния. И постарайся, чтобы эти святые и спасительные чувства привели тебя к покаянию, стали постоянным образом жизни, воплотились в конкретных делах, угодных Богу. «Вразумись и убойся, видя смерть другого, отринь всякую беспечность». Еще рассмотри все свои дела, «исправь прегрешения, изменись к лучшему».629
«Если смерть близкого человеческого существа не в состоянии нас вразумить, – говорил святой Златоуст, – тогда какая сила может исправить нас? Если не образумимся и не смиримся при виде мертвеца, то когда же устыдимся и убоимся Бога за свои согрешения?» Вот серьезное наставление. «Вот мы смотрим, вот научаемся на самом опыте».630 Весьма умилительное песнопение в субботу мясопустную прекрасно говорит всякому человеку: «Что прельщается человек, хваляся? Что всуе смущается? Брение и сам вмале? Что не помышляет персть, яко прах, смешение и гноя и тления отложение? Аще убо брение есмы человецы, что прилепихомся земли? И аще Христу есмы сродни, что не притекаем к Нему? И вси отвергше привременную и текущую жизнь, жизни нетленней последующе, яже есть Христос, просвещение душ наших».631
Все это происходит с нами, как только мы видим нашего друга в последние мгновения его жизни, и тогда не остается спокойной ни одна душа. Божественный Златоуст, будучи глубоким психологом, просвещенным учителем и мудрым воспитателем, говорит: «Умирающий брат наш «трепещет, а ты смеешься?.. Он трепещет», а ты не приготовляешься молитвой, покаянием, святостью жизни и благими делами к своему исходу? «Он цепенеет от изумления, весь в тревоге», уже видя все, «чего он никогда не видал», уже слыша то, «чего никогда не слыхал». Поэтому он обливается потом, подобно жнецам, «прощается со всеми нами и шлет всем последние приветствия», пока язык не потеряет способность говорить. Он взывает к нам: «Прощайте, братие, прощайте и молитесь за меня», ведь я отправляюсь в путь, по которому не ходил никогда. Я отправляюсь «в мир душ, откуда никто не возвращался. Иду «в те страшные обители, где со мною нет спутника, в то ужасное судилище», где не знаю, что со мной случится. Я встречу «неизвестную мне область», о которой мне никто никогда не рассказывал. «Вот я ищу защитника себе – и никого не находится, кто бы защитил меня».632 И восклицают «златые уста»: «Опомнись, человече!» Приди, человек, открой глаза своей души, пробудись от греховного сна и отрекись от суеты сует настоящего мира.
Воистину, сколь полезный плод может вынести христианин в Боге, любомудрствуя о смерти!
Примем как плод
«благодушие и постоянную радость»
Возможно, кто-нибудь возразит, сказав, что христианская философия вселяет в душу пессимизм. Но он будет неправ, ибо когда мы поглубже вдумаемся в то, о чем говорили и о чем пойдет речь далее, то душа наша исполнится в высшей степени разумным оптимизмом. И вот почему.
Христианин, постигший безвестная и тайная премудрости Божьей (Пс.50:8), знает, что смерть – не погибель и не нирвана.633 Он извещен Духом Божьим, что когда придет конец настоящей жизни, он вступит в другую, «гораздо лучшую и блистательнейшую», в жизнь, не имеющую конца.634
Божественный Златоуст говорит скорбящему: «Помысли, к Кому отошел» твой возлюбленный, и утешься. Он отошел туда, где Апостол Павел, где Апостол Петр. Туда, где пребывает весь «сонм святых». Подумай и о том, в какой славе и сиянии он восстанет. Из всего этого верующий получает большую пользу и как плод принимает «величайшее благодушие и постоянную радость».635 Ибо он осознает, что смерть есть тихое пристанище. Он понимает, каким злом наполнена настоящая жизнь. «Подумай, – говорит златоустый отец, – сколько раз ты сам проклинал настоящую жизнь. Ведь от начала творения ты получил в наказание за нарушение Божественной заповеди обещания Божьи: в болезни будешь рождать детей и в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт.3:16,19). Ты услышал из уст Богочеловека, что в мире скорбни будете (Ин.16:33). Но о загробной жизни сказано совершенно обратное. Сказано, что той жизни отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание (Ис.35:10). О посмертной жизни сказано, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Сказано также, что она «Чертог духовный», что там «светлые светильники»636 , что Тот, Кто призывает к ней, есть Царь царствующих и Господь господствующих, Владыка Ангелов. Господь дарует блага, которые невозможно представить человеческим умом или описать человеческим языком. Потому что Небесный Жених – Христос – не зовет нас от этой земли к другой, но от земли на Небо, призывает от смертного естества к бессмертной и невыразимой славе.
Все это известно христианам, ибо открыто нам Богом. Но мирской человек возражает: «Во все это я готов был бы поверить, если бы оттуда кто-нибудь возвратился и описал мне загробную жизнь». Однако ответить на возражение неверующего несложно. Святые отцы, яркие звезды духовного неба, предлагают нам ответ. «Не требуй, – говорят они, – узнать от мертвецов то, чему ежедневно яснее всего учит нас Богодухновенное Писание». Если бы Бог считал, что от воскрешенных мертвых проистекла бы польза живущим, то не упустил бы возможности такого благодеяния, ибо Он всегда действует к нашей духовной пользе. «Кроме того, – предостерегает святитель Афанасий Великий, – в жизни человека возникло бы много обмана и путаницы. Многие лукавые бесы приняли бы вид и образ человека умершего и явились будто бы восставшими из мертвых, посеяв тем самым ложные представления и учения о загробной жизни, и таким образом ввели бы нас в прелесть и вечную погибель».637
И далее, – продолжают богопросвещенные святые отцы, – если бы мертвые постоянно воскресали и извещали нас о загробной жизни, то и это с течением времени оказалось бы в пренебрежении, поскольку мы бы привыкли к этому. Кроме того, как считает святитель Иоанн Златоуст, враг души нашей, диавол, использовал бы это и нашел бы путь, как с большой легкостью ввести нечестивые учения. Например, он показывал бы призраки или склонил бы некоторых представляться умершими и погребенными, а затем восставшими из мертвых и таким образом уверил бы души обольщаемых во всем, что было бы ему угодно. Если и теперь многие обольщаются призраками, то сколькие были бы обольщены, если представить, что восставали бы мертвые. Если бы это произошло, то «нечистый демон строил бы бесчисленные козни и вводил бы в жизнь великое обольщение». Поэтому, как объясняют богодухновенные отцы, «Бог заключил двери вечности» и не попускает никому из мертвых возвращаться и возвещать нам о загробной жизни, чтобы человеконенавистник диавол не воспользовался этим и не посеял бы свои лукавства в нашу жизнь. Разве не видим мы этого в истории? Отец лжи в эпоху пророков воздвигал лжепророков. В эпоху Апостолов воздвигал псевдоапостолов. Когда пришел в этот мир Христос, диавол воздвигал лжехристов. Когда проповедовалось истинное учение, он воздвиг еретиков и рассеивал через них плевелы в Церкви. То же сделал бы он и в этом случае. Поэтому Бог, предвидя по Своей Мудрости козни и происки диавола, все устроил с любовью, преградил человеконенавистнику диаволу «путь к таким козням» и сделал бесполезным его оружие – лукавство.638
Итак, вместо досужих споров и сомнений в христианских истинах, давайте спокойно размышлять по-христиански, как учит нас Богодухновенное Писание. Поступая так, мы обретем великую духовную пользу и взойдем уверенно в нетленное блаженство Царствия Небесного.
* * *
Свт. Иоанн Златоуст. О терпении и о том, что не следует горько оплакивать умерших / ПСТ. Т. 9. Кн. 1. § 727. С. 929–930.
Он же. О Лазаре. Беседа 5, Ст. 2 / ПСТ. Т. 1. Кн. 2. § 1020–1021. С. 841–842.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы. Псалом 110. Ст. 1 / ПСТ. Т. 5. Кн. 1. § 281. С. 299.
Он же. Беседы на псалмы. Псалом 48. Ст. 5 / ПСТ. Т. 5. Кн. 1. § 230. С. 240.
Преп. Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. Слово 1-е. О законе духовном. Ст. 20. Репринт. М., 1995. С. 11.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на кн. Бытия. Беседа 34. Ст. 5. § 319. С. 37.
Он же. Беседы на Посл. к Галатам / ПСТ. Т. 10. Гл. 1. Ст. 4. § 618. С. 737–738.
Он же. О смерти / ПСТ. Т. 12. § 803. С. 764.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на «Обáче всуе мятется человек...» / РG. Т. 55. Р. 559–560.
Свт. Иоанн Златоуст. О терпении... / ПСТ. Т. 9. Кн. 1. § 727. С. 930.
Последование погребения мирских человек / Требник. Т. 1. С. 188–189.
Свт. Иоанн Златоуст. О смерти / ПСТ. Т. 12. Кн. 2. § 809–810. С. 772.
Он же. О терпении / ПСТ. Т. 9. Кн. 1. § 728. С. 930.
Свт. Григорий Богослов. Творения. Слово 7-е, надгробное брату Кесарию / Собрание творений. Репринт. ТСЛ. 1994. С. 171.
Свт. Иоанн Златоуст. О Лазаре / ПСТ. Т. 1. Кн. 2. Слово 2. Ст. 3. § 985–986. С. 802–803.
Он же. О смерти / ПСТ. Т. 12. Кн. 2. С. 810.
Он же. О Лазаре / Т. 1. Кн. 2. Слово 5. Ст. 2. § 1020. С. 841.
Свт. Иоанн Златоуст. О терпении / ПСТ. Т. 9. Кн. 1. § 723. С. 924–925.
Триодь Постная. Суббота мясопустная. Стихира на Хвалитех.
Свт. Иоанн Златоуст. О терпении... / ПСТ. Т. 9. Кн. 1. § 726. С. 928.
Нирвана – в буддизме и джайнизме психологическое состояние абсолютной отрешенности от внешнего мира, отсутствия желаний, свободы от перерождений.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие св. Апостола Иоанна Богослова. Беседа 83. Ст. 1. § 447. Т. 2. С. 555.
Он же. О Лазаре / ПСТ. Т. 1. Кн. 2. Слово 5. Ст. 3. § 1021. С. 842–843.
Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 31. Ст. 3. § 374 / ПСТ. Т. 7. С. 345.
Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю / / ВЕПЕΣ 35, 119.
Свт. Иоанн Златоуст. О Лазаре / ПСТ. Т. 1. Кн. 2. Слово 4. Ст. 3 § 1010. С. 831.