Н. Василиадис

Источник

Неведение о смертном часе – это благо!

Час смерти неизвестен

Благодаря безмерной и неисследимой любви Божьей, мы приходим от небытия к бытию и движемся к вечности. Но чтобы ее достичь, согласно премудрому плану Божественного Домостроительства, необходимо пройти через телесную смерть. «Одна дорога», ведущая в вечность, – дорога «смерти для всех, и нет другой». Телесная смерть – это «единственный мост, который невозможно обойти», приводящий нас к загробной жизни. Кроме того, смерть – это не только «всеобщая необходимость» и «всеобщий конец», это не только «всеобщая чаша», которую все мы призваны испить. Это и «божественный, нелицеприятный меч», никого не щадящий. Смерть «не страшится царя, не оказывает почтения первосвященнику», не жалеет старость, «не снисходит к красоте, не щадит юности», не чувствует сострадания к единственному ребенку, ее не трогают слезы, она не боится начальника, от нее не откупиться деньгами, и «она не смотрит ни на лица, ни на достоинство, но одинаково постигает всех».551

Но, несмотря на то, что смерть – это неизбежное событие нашей жизни, день и час смерти нам неизвестны. Как день Второго Пришествия Господня наступит ...якоже тать в нощи ... (1Фес.5:2), подобным же образом и смерть каждого из нас придет в неизвестное время. Ибо час смерти «уподобляется» Второму Пришествию, «потому что имеет сходство и сродство с ним». То, что мгновенно и всецело сделает Пришествие Господне, то же день смерти делает «для каждого в частности». Следовательно, конец жизни каждого из нас есть «образ (...) кончины», и не было бы ошибкой назвать смерть «всеобщей кончиной», концом света. Поэтому священный Златоуст говорит человеку, который изо всех сил стремится узнать, когда наступит конец света: «Не составляет ли для каждого кончина века конец его жизни? Отчего много любопытствуешь о всеобщей кончине и отчего причиняешь себе этим печаль?»552

Все мы, в основном, живем под угрозой нежданной смерти. Ибо смерть – не только «насильник рода нашего нелицеприятный», она еще и невежа, ибо является незваной. Она приходит, как «палач неумолимый», «без доклада».553 Она приходит, как враг, устраивающий засаду на дороге человека, путника двух миров. Конечно, бывает, что она посылает нам какие-нибудь предупреждения, как, например, неизлечимую болезнь, а иногда человек сам призывает смерть! Но излюбленная тактика смерти – внезапность!... И никто не знает, будет ли он жив завтра или через час. Наша жизнь готовит нам самые неожиданные сюрпризы. Сегодня ты видишь, как смерть похищает старика, а завтра – прекрасного юношу в расцвете сил. Немного спустя она забирает того, на чьем лице едва показались усы, следом – «сильного и цветущего», затем пожилую женщину вместе с юной девушкой.554

Продолжительность нашей жизни столь неопределенна и скрыта от нас, что святитель Василий Великий спрашивает того, кто откладывает дело спасения: «Кто тебе твердо назначил предел жизни? Кто определил срок твоей старости? Кто у тебя достоверным поручителем за будущее? Не видишь ли, что смерть похищает и детей, увлекает и приходящих в возрасте? Не один срок положен жизни».555 Единственное, что мы, люди, можем сказать об этом: смерть приходит, когда исполняются пределы жизни, которые изначально для каждого определил благой «и праведный Суд Божий». Только Бог издали предвидит и заранее знает Своим всеведением точный час отшествия каждого создания из нынешней жизни. Это Он Своей премудростью предопределяет пределы жизни человека, и всегда для блага нашей души.556 Вот почему наша Церковь поет: «Глубиною судéб Твоих, Христе, Всепремудре Ты предопределил еси коегόждо кончину жизни, предел и образ».557

Итак, смерть «одинаково постигает всех. Те, которые сегодня находятся с нами, завтра будут лежать там перед нами; те, которые сегодня дружески целуют нас, завтра далеко отправляются от нас, возбуждая наше сострадание; кто сегодня наслаждается жизнью, завтра будет в гробу; люди замечательные сегодня – завтра пожираются червями; умащенные сегодня благовонными мазями – завтра будут издавать зловоние». Часто, не зная о смерти того или иного человека, мы спрашиваем: «Где тот? Где этот?» А в ответ слышим: «Умер, преставился, скончался, отправился на тот свет558 , в иную жизнь...».

Но почему же Бог не открывает человеку великий, страшный и критический момент его смерти? Почему Он не дает нам знать, когда именно мы умрем? Когда окончательно и неотвратимо опустится занавес нашей  жизни? Ответ мы дадим далее.

Почему час смерти скрыт от нас?

Тому, кто задается естественным вопросом, почему Бог не открывает нам заранее час нашей смерти, мы могли бы ответить словом Псалмопевца: «... Судьбы Твоя – бездна многа...» (Пс.35:7). Планы и мудрые решения Божьи, которыми управляется жизнь отдельных людей и народов, непостижимы, как непостижимы глубины океана. Богогласный Златоуст углубляет приведенную мысль Давида и замечает, что сокрытие дня нашей смерти – это не бесцельная или бессмысленная случайность. Это тоже дело человеколюбивой, но не постижимой для нас премудрости Божьей: «То, что мы не все знаем ясно, есть дело премудрости Божией».559 Следовательно, если бы знание дня нашего преставления было полезно нашей душе, то человеколюбие Божье непременно дало бы нам это знание. Ниже мы подробно разберем эту истину, чтобы восхититься как премудрым решением Святой Троицей и этого вопроса, так и многой любовью Божьей к нам.

То, что неисследимая воля Божья, сокрывающая время скончания нашей земной жизни, исключительно мудра и благотворна для Его разумных творений, поясняют следующие пять обстоятельств.

1. Некоторые благочестивые и богобоязненные люди говорят: «Если бы я знал час моей смерти, я приложил бы все усилия, чтобы явиться более готовым пред Престолом Божьим, но теперь...». Но пусть они услышат важную истину, ускользнувшую от их внимания: добродетель, в которой упражняются под воздействием страха смерти, уже не добродетель. Она имеет характер рабства и принуждения. «То, что делается по принуждению, неразумно и не является добродетелью», – учит преподобный Иоанн Дамаскин.560 А божественный Златоуст замечает, что в таком случае и святые не имели бы воздаяния за добродетель, если бы знали точно день своей смерти. Ибо, если бы они знали, что непременно умрут после трех лет, а прежде не могут, какое право имели бы они на награду за то, что решались на опасные подвиги? И в подтверждение этой точки зрения он напоминает об Аврааме, Апостоле Павле и трех отроках. Ведь если бы патриарх Авраам знал, что в конечном итоге он не принесет в жертву свое единственное дитя, Исаака, разве заслуживала бы награды его добродетель послушания Богу? Безусловно, нет. Если бы Апостол Павел, подвергаясь опасностям, встречал их с уверенностью, что будет спасен и не умрет, то разве нуждалась бы в награде его добродетель самоотречения? При таких условиях даже ленивый не вошел бы разве в самое пламя, если бы ему достоверно сказали, что он ничуть не пострадает? Но три отрока получили венцы, ибо вошли прямо в печь, не зная, вмешается ли Бог и каким образом. Они сказали Навуходоносору: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан.3:17–18).561

2.                          То обстоятельство, что час смерти неизвестен, препятствует злодеям осуществить свои преступные планы. Ведь если бы злодей знал точный день своей смерти, то до того дня он позволял бы себе все, что угодно, «и стал бы убивать, кого бы только захотел, и наделал бы тысячи злодейств», чтобы отомстить своим врагам. И умер бы удовлетворенным, ибо покарал тех, кто ему вредил.562

Святитель Анастасий Синаит пишет, что если бы люди изначально знали час своей смерти, то совершали бы «много неподобающего [...]. Каждый, имея врага и зная, что уже приблизился день его смерти, пошел бы и убил его (врага), полагая: вот я умираю, от руки Божьей или человеческой, но прежде я убью моего врага».563 Так что неведение смертного часа представляет собой сдерживающую преграду для дел злоумышленников.

3.                             Если бы мы знали точный час смерти, то, возможно, некоторые люди ревностно упражнялись бы в добродетели, другие, главным образом нечестивые, плотоугодники и любители наслаждений, с еще большим усердием следовали бы своему девизу: ». .. Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1Кор.15:32). Иные же, не исключено, впали бы в состояние разочарования, скорби и подавленности. Следовательно, у этих людей появилось бы замешательство, бездействие, оцепенение. В целом же человеческое общество из-за всего вышеуказанного страдало бы от постоянных неурядиц и споров, что привело бы к губительным последствиям для самого существования человечества.

4. Если бы людям был известен точный день смерти, то «никто никогда во всю жизнь свою не стал бы заботиться о добродетели», отмечает божественный Златоуст. Если бы люди знали последний день своей жизни, они прибегли бы к риску совершать всяческое зло и лишь накануне смерти пытались бы покаяться. Ныне, как говорит божественный Златоуст, когда неведение смертного часа владеет нашей душой, многие из тех, кто расточает время своей жизни во грехе, приходят креститься едва ли не в последние дни жизни [в те времена люди приступали ко Святому Крещению в зрелом возрасте – Н.В.]. Если же они бы знали, когда наступит конец, «кто тогда позаботился бы когда-нибудь о добродетели?». Если бы не страх перед неведомым часом смерти, «кто был бы тогда целомудрен, кто кроток? Никто!»564

Подобное же говорит святитель Афанасий Великий. Если бы, отмечает он, человек знал изначально день своей смерти, он безбоязненно грешил бы всю жизнь и лишь за два-три дня до смерти подумал бы о покаянии, полагаясь (конечно, ошибочно) на слова, сказанные Богом через пророка: «В чем найду тебя, в том и буду судить». И божественный Афанасий добавляет: «Итак, какая же благодать, чтобы ты совершил сто убийств, презрев Бога, и два дня только удержался от зла?»565

О том же учит и святитель Анастасий Синаит. Тот, кто изначально знал бы, что ему предстоит жить сто лет, не думал бы о праведности и добродетели, а всю жизнь прозябал бы во грехе и распутстве, позаботившись о покаянии всего лишь за несколько дней до смерти. Но тогда «какая благодать человеку, всю жизнь работавшему сатане и несколько дней по необходимости поработавшему Богу?»566

Эту же истину подчеркивает и другой великий синайский подвижник, преподобный Иоанн Лествичник. Он говорит, что Бог, скрывая от нас предведение смертного часа, «чудным образом устраивает через это наше спасение». Ибо никто не приступил бы немедленно ко Святому Крещению и не вступил бы в монашескую общину, если бы знал точный час своей смерти. Проведя все дни жизни своей во грехе, человек поспешил бы «ко крещению или к покаянию» в день отшествия из этого мира. Но разве он смог бы этого достичь? Разве было бы это возможно? Многолетнее зло и дурная привычка стали бы его второй натурой. Сердце такого за это время ожесточилось бы, воля была бы парализована. Таким образом, он отошел бы в жизнь иную, исполнившись греха и оставаясь совершенно «без исправления».567 И несчастный вошел бы в вечность, неся с собой вместо дел добродетели тяжкий груз своих грехов!

5. Неведение часа смерти помогает нам также быть всегда готовыми к жизни иной. «Бог не объявил нам дня нашей смерти, с тем, чтобы, не зная, когда ее ждать, мы постоянно соблюдали себя добродетельными».568 Господь сказал Своим ученикам: «... Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф.24:44). Но день Второго Пришествия, день «кончины» и, следовательно, суда для каждого человека – это, по сути, день смерти. Так что через неведение наше о дне преставления мы должны быть, как того хочет Господь, «всегда озабочены сретением Его и всегда добродетельны». Господь хочет, чтобы мы были в постоянной готовности, в непрерывном духовном борении, чтобы мы бодрствовали на страже нашей души. Постоянное ожидание помогает нам утвердиться на стезе добродетели.569

Действенным оружием человекоубийцы диавола, жаждущего нашей вечной погибели, является отсрочка, а через нее и срыв покаяния и нашего возвращения к Богу. Вот почему «златые уста» советуют и старцам, и юношам помнить о смерти и не откладывать дело своего спасения. Юноши пусть не забывают, что многие их сверстники скончались прежде стариков. Ветхий Завет гласит: «Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день» (Сир.5:8), «потому что не знаешь, что родит тот день» (Притч.27:1). Помни, что из отсрочки происходит «опасение и страх», а «немедленное обращение – верное и надежное спасение». Итак, ревностно стремись к христианской жизни. И тогда, если ты покинешь этот мир в юном возрасте, это будет безопасно, если же преставишься в старости – то уйдешь с большим духовным богатством. Не говори: «Будет еще время», ибо эти слова – «весьма прогневляют Бога».570

Следовательно, человеколюбец Бог, премудро устраивающий спасение каждого и многоразличными способами добивающийся нашего возвращения, «сделал неизвестной нашу кончину, чтобы мы сделали известной свою заботливость и осмотрительность» о святой жизни. Тем более, что в настоящем мире вещи ненадежны, неустойчивы, преходящи, «весьма переменчивы». «Мы не властны в смерти», но мы можем и должны быть «властны в добродетели».571

О неведении смертного часа и о том, что мы должны жить всегда в духовном бодрствовании, говорит и слово Первоверховного Апостола: «Придет же день Господень, как тать ночью...» (2Пет.3:10). И этот день приходит внезапно и непредвиденно, как вор на кражу, для того, «чтобы сделать нас осторожнейшими». Ибо тот, кто ждет вора, пребывает без сна и зажигает огни внутри и вокруг своего дома. Подобным образом и мы: да держим зажженными «светильники в постоянном бодрствовании» после того, как зажгли «свет веры и праведной жизни». Поскольку мы точно не знаем, «когда придет Жених», мы должны быть готовы «всегда», так, чтобы Он, придя, нашел нас бдящими и готовыми.572

Если же мы откладываем наше спасение и позволяем себе жить в равнодушии и расслабленности, руководствуясь только стремлением к хорошей жизни, то существует опасность, что мы достигнем «общего моря смерти»573 не только внезапно, но и будучи к этому совершенно неготовыми. Прекрасно говорит святитель Григорий Нисский: «Голова уже седеет, близка жатва жизни, может быть, серп точится против нас, и я боюсь, чтобы тогда, как спим мы и в суете праздно проводим время, не пришел нечаянно грозный жнец. Но я юноша, – говоришь ты, – еще не состарился. – Не обманывайся. Смерть не стесняется условиями возраста, она не боится находящихся в цвете лет; не над стариками только имеет власть».574

И преподобный Никодим Святогорец советует нам помнить, «что смерть – это нежданный вор, о котором не знаешь, когда он придет. Он может прийти в сей день, сей час, сию минуту, и тот, кто прекрасно чувствовал себя с утра, может не увидеть вечера, а тот, кто достиг вечера, может не дожить до утра [...]. Итак, сделай вывод из этого, брат мой, и скажи сам себе: «Если мне предстоит умереть и, возможно, внезапной смертью, что станет со мной, несчастным? Что за польза мне будет, если я вкушу все наслаждения мира? Что я получу , совершив этот грех? Что со мной будет, если я сделаю это зло? Иди за мной, сатано и злое измышление: я не хочу тебя слушать, чтобы не согрешить».575

Вот какую великую и важную пользу получает человек оттого, что Бог не открывает нам день смерти. Поэтому вместо того, чтобы с ненужным любопытством и без всякой пользы толковать о том, когда мы умрем, давайте вспомним, что «время жизни бежит». Следовательно, не будем в тревоге тратить впустую наши дни, но обретем «христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну», и будем стремиться дать «добрый ответ на Страшнем Судищи Христове», как просим мы во время каждой Божественной литургии.

* * *

551

Свт. Иоанн Златоуст. О терпении и о том, что не следует горько оплакивать умерших / ПСТ. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 925.

552

Свт. Иоанн Златоуст. На Первое послание к Фессалоникийцам беседа 9, 1 / ПСТ. Т. 11. Кн. 1. СПб., 1905. С. 545–546. Он же. О смерти / ПСТ. Т. 12. Кн. 2. СПб., 1906. С. 762.

553

Он же. На начало поста и о посте / ПСТ. Т. 11. Кн. 2. С. 948.

554

Свт. Григорий Нисский. Против отлагающих крещение / Творения. Ч. 7. М., 1868. С. 437.

555

Свт. Василий Великий. Беседа побудительная к принятию  Св. Крещения. Ст. 5 / Творения. Ч. 4. С. 235–236.

556

Он же. О том, что Бог не виновник зла / Творения. Ч. 4. С. 146: «Смерть насылается на тех, которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном Суде Бога, издалека предусмотревшего, что полезно для каждого из нас».

557

Триодь Постная. В субботу мясопустную. На утрени. Канон, песнь 1, тропарь 2.

558

Свт. Иоанн Златоуст. О терпении... / ПСТ. Т. 9. Кн. 2. С. 925.

559

Он же. К Стагирию... Слово 1. Ст. 7 / ПСТ. Т. 1. Кн. 1. М., 1991. С. 185.

560

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. ΙΙ. Гл. 29. С. 115.

561

Свт. Иоанн Златоуст. На Первое послание к Φессалоникийцам беседа 9, 2. С. 547. Он же. О смерти. С. 763.

562

Там же. О смерти. С. 762–763.

563

Αναστασιου Σιναϊτου. 'Οδηγός. 'Ερωταπ. 21. 'Αγ. 'Ορος, 1970. Σ. 77–78.

564

Свт. Иоанн Златоуст. О смерти. С. 762–763.

565

Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю / ВЕПЕΣ. 35, 109 (34–41).

566

Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 78.

567

Преп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Сл. 6. О памяти смерти. Ст. 9. Сергиев Посад. 1908. С. 72–73.

568

Свт. Иоанн Златоуст. На Послание к Евреям беседа 4, 1 / ПСТ. Т. 12. Кн. 1. С. 39.

569

Он же. На Матфея Евангелиста беседа 77, 2–3 / ПСТ. Т. 7. Кн. 2. СПб., 1901. С. 776.

570

Свт. Иоанн Златоуст. На Второе послание к Коринфянам беседа 22, 3 / ПСТ. Т. 10. Кн. 2. СПб., 1904. С. 660–661.

571

Он же. Беседы о диаволе. Беседа 2. Ст. 5 / ПСТ.Т. 2. Кн. 1. С. 292.

572

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на апостольские слова: "знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие» (2Тим.3:1) / ПСТ. Т. 6. Кн. 2. СПб., 1900. С. 576.

573

Свт. Василий Великий. О том, что не должно прилепляться к житейскому... / Творения. Ч. 4. С. 341.

574

Свт. Григорий Нисский. Против отлагающих крещение / Творения. Ч. 7. М., 1868. С. 436.

575

Νικοδημου ‘Αγιοπείτου. ‘Εξομολογητάριον. Βενετια, 1855. Σ. 216.


Источник: Таинство смерти. / Василиадис, Николаос. П. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1998. - 592 с.

Комментарии для сайта Cackle