Источник

10. Отношение Священника к лицам, окружающим больного

К врачу, к прислуживающим больному, к посещающим его

Самое большое влияние на больного имеет врач, потому очень важно отношение Священника к врачу. Так как оба трудятся для телесного и душевного благосостояния больных и взаимное действие души и тела весьма сильно; то обязанность врача и Священника – помогать друг другу у постели больного и общими силами содействовать духовному и физическому благосостоянию его. Их совокупное действование часто приводит к важным открытиям, и они могут давать друг другу объяснительные указания. Разногласие между Священником и врачом может иметь гибельные последствия для больного.

Священник должен стараться сохранять добрые отношения к врачам, и не позволять себе, в присутствии больного, делать о них неодобрительные отзывы. В крайнем случае, когда, по основательному сознанию Священника, врач неправильно лечит больного, он может дать окружающим совет пригласить и другого врача, не налагая сомнений на действия первого. Часто случается Священнику слышать жалобы на врачей, притом относительно таких болезней, когда бессильна всякая человеческая помощь. Его долг в подобных случаях указывать пределы, в которых возможна помощь человека. Священник, внушая доверенность и уважение к врачу (Сир.38:1–15), не должен допускать того, чтобы больной всю свою надежду возлагал только на врача; он обязан указывать больному на помощь Господа Бога, Который дает врачу правильный взгляд, благословляет его врачевства, без чего не может быть успешно никакое лечение. Священник более всего должен стараться возбудить в больном твердое упование иа Бога, на Его любовь, на могущество Того, Который сказал: Аз есмъ Господь Бог твой, исцеляяй тя (Иса.15:26). Такое указание нужно, в особенности, тогда когда врач своими предсказаниями повергает больного в малодушие и беспокойство. Не говоря о том, что во многих случаях эти предсказания врачей не оправдываются, ужели Священник может оставить без внимания то, как действуют они на больного?

Священник не должен вмешиваться в распоряжение врача там, где он есть, но несомненна польза медицинских знаний в Священнике там, где нет врача. Иногда самое, по видимому, незначительное средство может спасти человека от смерти. Священник должен быть не врачом, но должен уметь различать болезни, их признаки и психическое влияние их. При этом знании он может указать на такие признаки, какие могут ускользнуть от врача: и может и должен предостерегать больных от употребления средств неизвестных, не одобреннных, от знахарей и т.под.

При встрече с врачом, который далек от истины Евангельской и заражен духом вольномыслия, всего желательнее для Священника, чтобы врач удерживался от морального действования на совесть больного, которое имеет иногда на больного сильное влияние. Но если нельзя предотвратить этого зла, то долг Священника, сколько возможно, уничтожать те гибельные впечатления, какие производит неверующий врач на душу больного.

В самом прямом и непосредственном отношении к больному находятся окружающие его, и их направление и расположение духа имеет необыкновенную силу в том, чтобы отягчить или облегчить бедственное состояние больного. Глубокого сожаления заслуживают те больные, которых окружающие не имеют участия или бесчувственны к их страданиям. Такие люди не только дают замечать, но и в слух высказывают, что больные составляют для них тягость и что они желают смерти их. Вместо того, чтобы образовать из семейства храм Божий, окружающие больного часто составляют для него весьма тяжкий крест. Самая возмутительная грубость, самые бесчеловечные поступки случается встречать при постели больного, даже со стороны самых близких родных; особенно часто такое грубое обхождение выпадает на долю старых людей, так что при сем случае невольно приходят на мысль слова Пророка: сын бесчестит отца, дщерь востанет на матерь свою, невеста на свекровь свою, врази вси мужу домашние его (Мих.7:6). Но при таком положении дел Священник не должен молчать, а со строгим словом должен обратиться к бесчеловечным и напомнить им об их обязанности. А несчастных больных такого рода увещевать к терпению, и особенно предостерегать их от ожесточения и непримиримости; очевидно, что Священнику нужно чаще посещать таких больных, чтобы сильнее противодействовать нехристианскомѵ грубому обхождению с ними. Если больной беден; Священник, если только может, должен помочь ему чем-либо, потому что эта помощь облегчит окружающих его и сделает более мягким их обращение. Вообще Священник должен обращать строгое внимание на то, чтобы восстановлять и укреплять ослабевшие между больными и семейством его узы любви.

Некоторые и заботятся о больных и оказывают к ним участие, но нетерпеливы и не помнят о том, что здоровый легче может показать терпение, чем больной, которого состояние души много зависит от состояния его тела. Таких людей должен Священник воодушевлять и увещевать к внимательности, кротости и терпению. А где замечает он терпение, особенно самоотверженную, преданную любовь, которой осуществление так трогательно, там пусть выражает он свою радость, и если больной мало сознает эту преданность, пусть обращается к его сердцу, и просит его быть благодарным и не злоупотреблять такой любовью. Некоторые обременяют приближенных к себе разного рода не нужными беспокойствами и своеобразными прихотями, подвергают жестокому испытанию их терпение и постоянство: напротив другие больные благодарят за малейшие услуги, и в своем роде берегут прислуживающих, потому и встречают они самое нежное и любвеобильное внимание. Всего лучше, когда больного окружают или посещают люди благочестивые; они всегда умеют поддержать и занять дух больного словом Писания, молитвы, назидания. При таких лицах, окружающих больного, Священник можем быть спокоен за больного, дело духовного утешения и примирения не прекращается и в отсутствие Священника. Но окружают иногда ложе больного люди легкомысленные н неверующие, которые только смущают дух умирающего, для которого уже становится очевидною пустота легкомыслия, который чувствует особую нужду в утешениях выше человеческих, а они всячески стараются удалить его от мысли об утешениях религии. На их совесть ложится тяжкое бремя ответственности за душевные мучения больного и тяжек будет ответ их пред судом Бога.

Во всяком случае Священник должен внушать, чтобы вокруг больного было как можно более спокойствия и тишины.

Когда встречает Священник между бедными больного беспомощного; – то его дело или уговорить соседей принять участие в больном или заплатить им за услуги.

Посещения больного от друзей, соседей и знакомых редко приносят ему пользу; потому что редко сии посещения имеют в виду нравственное облегчение больного. Чаще оне суть плод одного обычая и любопытства и потому только утомляют и рассеивают больного. Тут обыкновенно имеют место пустая болтовня, пересказы новостей, рассказы о болезнях, где не щадят ни врача, ни Священника. Устранить этого зла нельзя, потому что в некоторых кружках общества такое зло есть долг приличия; но Священник может, и не указывая на пустоту и вред таких посещений, советовать больному уклоняться от них под предлогом слабости и утомления.

Со смертью больного не прекращаются отношения Священника относительно бывшего больного; с самой минуты смерти его возлагается на Священника новая важная обязанность – молиться о душе отшедшего, приносить за упокой души его бескровные жертвы и внушать это и другим, особенно близким к умершему. Всегда ли может Священник с уверенностью сказать, что он употребил все средства к вразумлению, научению, убеждению, обращению духовных детей своих? А если сознает за собою, как и должен, грехи немощи, опущения, невнимательности, чем восполнит он уже невознаградимое, как не пламенной молитвою к Богу об умерших? Пусть же не забывает он ежедневно молиться об усопших духовных детях своих, ежедневно поминать их в молитве своей домашней и особенно в приношении бескровной жертвы – Агнца закланного за всех.

Содержание

3. Личные качества Священника, нужные при посещении больных

4. Взаимные действия души и тела, и основные причины болезней и смерти

5. Больные по их возрасту, полу и внешнему их состоянию

6. Больные по различию их образования и состоянию их сердца

7. Духовное попечение о больных по отношению к различным болезням

8. Умирающие

9. Врачевство духовного врача

10. Отношение Священника к лицам, окружающим больного


Источник: Православный священник при постеле больных. Москва, типография Александра Сепена, 1862 г. 196 с.

Комментарии для сайта Cackle