Пётр Заведеев

Источник

Церковная История (общая)

Церковь есть общество верующих, соединенных таинствами, Богослужением и обрядами.

Как общество, она имеет свою историю возникновения и развития до настоящего своего состояния. Эта история разделяется – на общую до отделения Римской церкви и на частные церковные истории. Церковь Российская имеет свою историю, а Западная – свою. Общая история разделяется на три периода.

Период первый

Распространение церкви. Первоначальная церковь христианская, основанная Иисусом Христом, состояла из немногих лиц, окружавших Христа, но потом этой церкви суждено было сделаться всемирною. По сошествии на апостолов Св. Духа, они начали проповедовать Христа Сына Божия, распятого иудеями и воскресшего в третий день. Проповедь эта имела необычайный успех и число верующих все увеличивалось. Тотчас же по сошествии Св. Духа, после речи Петра обратилось ко Христу 3000, а чрез несколько времени у Красных ворот по исцелении хромого 5000 человек.

Сначала апостолы проповедовали во Иерусалиме, а потом разошлись по разным странам.

В 36 году совершилось призвание ап. Павла, который до этого времени был иудеем и преследовал христиан всюду, где только мог. По тем же побуждениям он отправился и в Дамаск, но на дороге услышал голос, говоривший на еврейском языке: «Савл, Савл! что ты меня гонишь». Савла слепого и слабого привели спутники в Дамаск.

Здесь Анания, бывший из числа семидесяти учеников, по повелению Господа, явился к Савлу и исцелил его, возложив на него руки. Савл стал видеть и крестился. После этого он, покоряясь Божественному призванию, начал проповедовать в Дамаске же, что Иисус распятый есть Сын Божий. Слышавшие дивились тому, как из гонителя Савл сделался проповедником христианства. Между тем апостолы проповедовали Евангелие в разных странах. Филипп – один из семи диаконов проповедовал о Христе жителям Самарии и обратил ко Христу Эфиопского вельможу.

Основание христианской церкви между язычниками в Кесарии и Антиохии. В то время, как ап. Павел проповедовал в Иоппии, в Кесарии жил некто Корнилий сотник из полка, называвшегося Италийским. Он был отец благочестивого семейства. Ему однажды явился ангел и сказал, чтобы он послал за апостолом Петром, дабы тот, пришедши, научил его как спастись. Петру в это время было видение плащаницы, наполненной всякими гадами. Когда пришли посланные от Корнилия, он понял, что значило видение и, нимало не сомневаясь, пошел в Кесарию и крестил дом Корнилия.

Около этого же времени некоторые Киприяне и Киринейцы, пришедши в Антиохию, проповедовали о Господе Иисусе язычникам эллинам, и Бог помог: многие уверовали и обратились к Господу. Когда слух об этом дошел до Апостолов, они послали туда Варнаву, который, пришедши, убеждал всех держаться Господа. Так как много людей приняло веру Христову, то Варнава отправился в Тарс и взял в помощники Савла. Целый год они учили здесь и обратили весьма многих. Ученики в Антиохии первые начали называться именем христиан.

Решение вопроса о принятии в церковь язычников на апостольском Соборе (в 51 году). Пришли в Антиохию некоторые из обращенных иудеев, и стали внушать обратившимся из язычества, будто они не могут спастись, если не обрежутся пo обряду Моисееву.

Павел и Варнава противостали этому учению. Собрался собор в Иерусалиме из апостолов, на котором и решено было, что для вступления в христианство не нужно обрезание, потому что оно заменяется крещением.

Св. Павел – ап. языков и его апостольские труды. Ап. Павел называется ап. языков пoтому, что он проповедовал Евангелие по преимуществу язычникам. Он с проповедью Евангельской совершил несколько путешествий.

1. Первое путешествие он совершил из Антиохии с Варнавою, Иоанном и Марком; сначала они отправились на остров Кипр и прошли его весь от города Саламина на восточном берегу до Пафа. Они обратили здесь проконсула Сергия Павла; обличили и чудесно ослепили Вариисуса-волшебника.

Из Пафа Апостолы отплыли в Пергию Памфилийскую, затем прибыли в Антиохию Писидийскую, оттуда в Иконию, главный город Ликаонии, а потом в другие города Ликаонии – в Листру и Дервию и там проповедовали Евангелие. В Листре, между прочим, их приняли за богов и хотели принести жертвы, но пришедшие сюда Иудеи из Антиохии и Иконии восставили против них общее мнение, и они чуть не были побиты камнями.

2. Второе путешествие. Павел, избравши себе Силу, отправился для посещения церквей чрез Сирию и Киликию. В Листре они взяли с собой Тимофея, а в Троаде присоединился к ним Лука.

Из Троады они отправились в Европу, в первый город Филиппы. Здесь одна набожная женщина, Лидия, уверовала по проповеди Павла и предложила им свой дом для жительства. Однажды, когда шли они по улице, им встретилась служанка, одержимая злым духом. Они изгнали из нее духа, но господа ее, которые пользовались доходом от ее прорицаний, возмутили против них город, и апостолы удалились в город Фессалонику. Здесь иудеи произвели против них возмущение, и они должны были удалиться. Апостолы отправились в Берию, а оттуда ап. Павел направился в Афины – центр тогдашнего образованного мира.

В Афинах Павел держал в Ареопаге знаменитую речь и обратил многих, между прочим, Дионисия Ареопагита и женщину Дамарь.

Из Афин он отправился в Коринф. Крисп со своим домом и многие коринфяне уверовали; из Коринфа ап. Павел отправился чрез Ефес в Антиохию и посетил Иерусалим, чтобы во время праздника повидаться с церковью.

3. Третье путешествие. Прошедши страны Фригийскую и Галатийскую ап. Павел прибыл в Ефес, где долго проповедовал н основал церковь. Из Ефеса Павел отправился в Македонию и, обошедши ее, пришел в Грецию. Пробывши три месяца в Коринфе, он отправился в обратный путь в Македонию и приплыл в Троаду.

Здесь он исцелил упавшего из окна юношу Евтиха. Потом морем приплыл в приморский город Ионии, Милет. Здесь он вел беседу с пресвитерами Ефесской церкви, посетил Тир и Кесарию и прибыл в Иерусалим.

После трех путешествий ап. Павел был посажен в тюрьму сначала в Антиохии, а потом отвезен был в Рим, где в царствование Нерона в 67 году 29 июня вместе с ап. Петром мученически кончил жизнь.

Дальнейшие труды благовестнические Ап. Петра, Иакова, Иоанна и прочих апостолов. Когда Петр освобожден был ангелом из темницы, в которую был ввергнут Иродом Агриппой после убиения Иакова Зеведеева (в 44 году), то удалился не только из Иерусалима, но и вообще из пределов Палестины, которая в это время вся принадлежала Ир. Агриппе. Через шесть лет он явился на соборе апостольском, а затем распространял учение Христово в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии н Вифинии, в последние годы жизни был в Риме вместе с ап. Павлом; при Нероне распят на кресте вверх ногами.

Брат Петра, Андрей Первозванный проповедовал по Азиатским и Европейским берегам Черного моря. Много претерпел он бедствий в Синопе. Переплывши из Мал. Азии в Европу, он проповедовал во Фракийском гор. Византии и основал здесь церковь; направившись к северу, он перенес Евангелие за Дунай в Скифию. Потом проповедовал в Евпире и Ахаии и здесь в гор. Патрах, пострадал.

Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христов, после успения Богоматери отправился в Мал. Азию и там управлял церквами Ефеса, Смирны, Пергама, Фиатира, Сардиса, Лаодикии. Во время Домицианова гонения ап. Иоанна в узах отправили в Рим. Здесь хотели прекратить жизнь его ядом, но яд оказался недействительным; бросили его в котел с кипящим маслом: Иоанн вышел оттуда невредимым; наконец, Домициан приказал сослать его на остров Патмос, один из Спорадских островов Эгейского моря. Там апостол имел дивные откровения о судьбах церкви Христовой до скончания мира. После погибели Домициана, с восшествием на престол Нерона, Иоанн освобожден был из заточения и снова возвратился в Ефес (в 96 году). На 94 году своей жизни (26 сентября 100 года) он оставил этот временный мир и мирно скончался. Есть предание, что он взят живым на небо.

Иаков Алфеев – меньший (в отличие от Иакова сына Зеведеева большего), постоянно пребывал в Иерусалиме. Образ жизни был его необыкновенной строгости. Он был убит книжниками и фарисеями в Иерусалиме.

Филипп, происходивший из Вифсаиды, из одного города с Петром н Андреем, проповедовал во Фригии, доходил до Скифии, пострадал в Иераполе.

Варфоломей, почитаемый многими за одно лицо с Нафанаилом, пронес Евангелие Христово до Индии. Оттуда он пришел в Армению, и здесь в городе Албанополе пострадал.

Фома просветил учением Христовым Месопотамию, Парфян, Мидян, Персов и Эфиопов; в городе Мемапуре брахманами был пронзен копьями.

Матфей, из мытарей ап. Христов, проповедовал сначала в Палестине, потом отправился на восток и пострадал в гор. Наддабаре (Эфиопск.), или в Бембере.

Симон-зилот – в Африке – в Египте, Ливии, Нумидии и Мавритании. Некоторые говорят, что он был в Британии.

Иуда-Леввий, или Фаддей, брат Иакова меньшого, проповедовал в Идумеи, Месопотамии, Аравии, Сирии и Армении. В окрестностях Арарата он был повешен на кресте.

Матфий, из числа семидесяти учеников, причтенный к лику двенадцати, по мнению некоторых, удалился в Эфиопию и там принял мученический венец, но греческое предание говорит, что он ходил с проповедью в Каппадокию и пo берегам Каспийского моря, пострадал в Колхиде.

Общий взгляд на распространение церкви Христовой в век апостольский. Апостолы, помня заповедь Христа: «шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари», тотчас же, по сошествии Св. Духа, начали свою проповедь. Сначала проповедовали они в Палестине, а потом, когда Иудеи воздвигли на них гонение, отправились в разные страны; они предлагали свою проповедь язычникам и запечатлели ее своею кровию. Язычники в большинстве принимали учение Христово.

Гонения на церковь Христову со стороны Иудеев. Когда апостолы переносили свою проповедь от иудеев к язычникам, то иудеи, не принявшие учения, старались вредить апостольской деятельности. Ревность их в этом деле была так велика, что она приходили за апостолами из одного города в другой и везде старались, по внушению духа злого, восстановить против проповедников толпу.

Гонения на христиан со стороны язычников. Злой дух, который внушал евреям гнать апостолов, действовал и среди язычников. Гнали апостолов и их последователей не только иудеи, но и язычники. Первые века христианства известны в истории под именем борьбы христианской церкви с язычеством. Это было время, когда дряхлое разлагающееся язычество, отживало свой век. Религия же христианская новой свежей струей вливалась в мир.

Этой новой религии суждено было сделаться потом всемирной. Но язычество, хотя и отживало свой век, тем не менее было еще сильно и христианству надлежало выдержать жестокую борьбу с ним. На престоле римском находились императоры-язычники и только некоторые из них благосклонно смотрели на христиан. Одни из императоров объявляли общество христиан дозволенным, другие, наоборот, воздвигали гонение на них, поэтому мы видим, что, то христианство берет верх над язычеством, то язычество снова поднимается на христианство.

Нерон (в 64 году) воздвиг гонение на христиан в Риме. Он зажег Рим и сложил свою вину на тех, которые угрожали огнем всему миру.

Удовлетворяя своему зверскому чувству, он изобретал разные способы мучения христиан: зашивал их в шкуры зверей и отдавал на растерзание псам, распинал на крестах, обливал смолой и зажигал ночью в садах для освещения. Это был первый гонитель на христиан, за ним следует гонитель Домициан, потом Траян, Марк Аврелий, Септимий Север, Дикий Траян и Диоклетиан.

Между этими императорами царствовали иногда люди, сочувствовавшие христианству.

Под их покровительством христиане уничтожали языческие капища, срубали их священные дубравы, а на месте их воздвигали свои храмы, при этом материал, служивший для языческих храмов, они употребляли на свои. (Так было при Гонории).

Когда же за императорами – христианами вступали на престол язычники, то под их покровительством язычники старались по возможности воздать христианам тем же.

Начинали разрушать храмы, избивать христиан, не щадя ни старых, ни малых и требовали возвращения, забранного христианами. При этом над христианами старались проделывать всякие гнусности.

Пищу их кропили кровию животных, принесенных в жертву идолам, чтоб осквернить их. Известен, напр., такой случай из борьбы христианства с язычеством. На улицах Рима и других городов расставлены были статуи императора; каждый, проходя мимо, должен был кланяться. В одну ночь к такой статуе поставили идольские изображения. Утром одна старушка – христианка, проходя мимо, хотела воздать обычное поклонение статуе императора, но, когда увидала идолов, остановилась и пошла дальше. Язычники, разумеется, только того и ждали: они схватили ее и начали волочить по улицам, как нарушившую закон о царском величестве.

Из всех гонений самое яростное говение на христиан было предпринято Диоклетианом.

Историки рисуют Диоклетиана очень умным человеком, мудрым политиком; спрашивается, почему Диоклетиан, как человек умный, предпринял такое гонение на христиан, и притом в конце своего царствования, (двадцать же лет он благосклонно смотрел на христиан)? Это объясняется тем, что Диоклетиан, как и другие императоры – язычники, хотел восстановить во всей пышности древне-языческий культ. He предпринимал же он гонения двадцать лет потому, что хотел собрать силы и с этими силами сразу двинуться на христианство, и стереть его с лица земли. Но уничтожить то, что находится в мыслях и чувствах людей и что вложено в них Самим Богом нельзя и поэтому как ни страшно было гонение, христианство не уничтожилось. В гонениях на христиан частью виноваты были они сами, потому что не останавливались ни перед чем в деле победы над язычеством, тогда как христианство, как религия любви, должна и действовать только любовью, а не прибегать к насилию.

Православная Церковь восторжествовала только при Константине Великом, который христианство объявил религией господствующей в 313 году. Церковь причислила Его к лику святых.

Нападения на христиан со стороны языческих ученых и философов. Апологеты христианские. Ученые язычники и философы также вели борьбу с христианством; они критиковали и смеялись над христианством; писали разные сочинения против христианства, в которых выставляли его дурные стороны и затемняли светлые (пo крайней мере, старались затемнить). Сочинения свои они часто направляли к императору, где они иногда производили значительное влияние. Среди них замечателен был Порфирий. С другой стороны, были ученые – христиане, которые писали в своих сочинениях обличения на язычество, разбивали сочинения ученых – язычников и старались представить христианство в истинном виде. Они иногда ходатайствовали перед императором за христиан и в таком случае назывались апологетами. Между учеными христианами известен Ориген, который написал много сочинений, между прочим, обличения на Цельсия, языческого ученого.

Ереси и секты. Некоторые начали увлекаться вопросами, которые находили в христианстве и, при решении их, впадали в грубые догматические ошибки.

Поэтому с первых же времен христианства появились учения, несогласные с ним, – это ереси и секты. Православная Церковь боролась с этими учениями, и в опровержение их писались сочинения. Первые века христианства были веками борьбы его не только с язычеством, но и с разными, неправильно понимавшими то или другое в нем, обществами.

Боролись не только лица, принадлежавшие к иерархии, но и миряне. Например, покупатель приходил купить хлеба, а продавщик, прежде чем продать хлеб, спрашивал: сколько признаешь во Христе естеств?

Главнейшие из ересей и сект: ересь иудействующая, которая требовала исполнения во всей точности древнего закона; гностическая, которая извратила христианское учение.

Кроме того, были так наз. еретики-антитринитарии, которые, как показывает самое название, учили против тайны св. Троицы, признавали Единого Бога и троякое Его проявление, или три рода способностей Божиих, Манихейство, Монтанизм, Хилиазм.

Богословская письменность и наука. Борьба христианства с язычеством, с одной стороны, и неправильные учения с другой, приводила к необходимости богословского образования и развитию письменности. К этому периоду относятся творения мужей апостольских, т. е. ближайших преемников апостолов. Богословская наука после апостольского времени сосредоточилась, главным образом, в Малой Азии и Северной Африке. Возникли богословские школы, из которых выходили, церковные проповедники.

Главнейшие из таких школ: Малоазийская, Северо-Африканская, Александрийская и Антиохийская. Из Александрийской школы вышел Ориген, из представителей Северо-Африканской школы замечательны: Киприан и Тертуллиан. К представителям церкви Антиохийской относится Иоанн Златоуст.

Устройство и управление церкви. В век апостольский Св. Дух изобильно пребывал над всеми. Преемники апостолов имели также чрезвычайные дарования. Степеней иерархии постоянной было три: епископы, пресвитеры и диаконы.

Епископы были почти во всяком городе, даже небольшом, и потому управляли непосредственно своей паствой. В начале каждая поместная церковь управлялась своим епископом независимо от кого бы то ни было. В каждой церкви были свои порядки, и обряды одной церкви часто в своих подробностях не были сходны с обрядами другой. Однако, с самых же первых времен некоторые из церквей начинают возвышаться из ряда других и приобретать большую известность. Такие церкви стали называться «Sedes Apostolicae», из них Иерусалимская, Александрийская, Антиохийская и Римская стали возвышаться с самого начала, а по перенесении столицы империи в Византию, стала возвышаться церковь Константинопольская.

Богослужение, благочиние и христианская жизнь. Православная Церковь с первых веков, почитая мучеников за Христа, стала чтить их гробницы и места, где они пострадали, поэтому, Православная Церковь в первые времена над гробами мучеников совершала свое богослужение.

Все таинства были совершаемы в Православной Церкви, хотя в своих подробностях обрядовой стороны не были сходны с последующими временами. Вследствие того, что строгих правил относительно обрядовой стороны религии не было, некоторые церкви и праздники христианские праздновали в разное время. Праздник Пасхи также совершался в разных церквах не в одно время. Одни церкви совершали его в первый воскресный день после мартовского полнолуния, а другие по закону Моисееву 14-го Нисана. Некоторые церкви еретиков, вновь приходивших в православие, крестили вторично, a другие – принимали их без крещения.

Для решения таких и подобных вопросов и разногласий, собирались поместные и вселенские соборы из епископов и пресвитеров. Христианская жизнь первых времен отличалась святостью и чистотой. Верующие находились друг с другом в любви и единении.

Период второй

От торжества церкви над язычеством при Константине Великом до окончательного отпадения западной церкви от восточной и устроения церкви русской (313–1054 г.). По эдикту Константина Великого в 313 году христианская церковь сделалась господствующей в империи. Язычество хотя и было в империи, но оно уже находилось в предсмертной агонии. Этот период – есть период процветания Православной Церкви. Константин Великий не по каким-либо другим соображениям личным, a исключительно по расположению к христианству, объявил его государственной религией. При сыновьях его империя разъединилась, и положение церкви ухудшилось.

Когда престол Византийский занял Юлиан, то положение церкви еще более ухудшилось, потому что Юлиан явно стал на сторону язычества. Язычество на некоторое время ожило; начались преследования христиан, но в это время церковь Христова была уже сильна и это последнее со стороны язычества гонение не причинило ей вреда. Юлиан скоро умер, церковь назвала его отступником.

Распространение церкви вне Римской империи. Дело распространения Евангелия, начатое Апостолами, не остановилось и в последующие времена. Церковь начала распространяться далее за пределы Греко-Римской империи. В Африке образовалась церковь, Карфагенская. В Азии церковь стала распространяться далее на восток, а в Европе она распространялась на север среди Галлов, Вест-Готов, Ост-Готов и Скифов.

Учение церкви, определенное и утвержденное на вселенских и поместных соборах по поводу различных ересей. Появление многочисленных ересей и расколов было причиной созыва вселенских соборов, в основании которых положено изречение Спасителя, давшего церкви решающий голос во всяком споре (Мф.18:17). На вселенские соборы собирались по возможности епископы со всего христианского мира. Таких соборов было семь: Никейский (325 г.). Константинопольский (381 г.), Ефесский (431 г.), Халкидонский (451 г.), Константинопольский второй (553 г.), Константинопольский третий (680 г.), и Никейский второй (787 г.). Кроме вселенских соборов, для решения недоразумений собирались поместные соборы из пастырей области под председательством местного епископа. Такие соборы решали споры, касавшиеся одной какой-либо области.

Первый вселенский собор был созван по поводу ереси Ария, александрийского священника, отрицавшего божественность Сына Божия и не признававшего Его единосущным с Богом Отцом. Александрийский архиепископ пытался вразумить его, но когда попытка его оказалась безуспешной, отлучил Ария от церкви. Арий бежал в Палестину, где нашел покровительство у Евсевия, епископа никомидийского, и с помощью последнего ересь начала быстро распространяться. Константин Вел., желая положить конец спорам, созвал первый вселенский собор, на который собралось 318 епископов, множество священников и диаконов. Ересь Ария была опровергнута архидиаконом Афанасием, и собор изложил учение вселенской церкви в первых семи членах символа веры, где Сын Божий признан единосущным с Богом Отцом. Этот символ веры был подписан всем собором, кроме Ария и двух египетских епископов: император сослал их с последователями в заточение.

Второй вселенский собор был созван императором Феодосием по поводу ереси Македония, отрицавшего Божество Св. Духа. На собор съехались 150 епископов, которые, утвердив первые семь членов символа веры, прибавили к нему еще пять и в них раскрыли истинное учение о Св. Духе, призвав Его единосущным с Богом Отцом.

Третий вселенский собор был созван императором Феодосием II по поводу ереси константинопольского патриарха Нестория, который учил, что Иисус Христос родился простым человеком и что Божество соединилось с ним после и обитало в нем так, как и в других пророках, почему Иисуса Христа он называл богоносцем, а не Богочеловеком, матерь Его – Христородицею, а не Богородицею. На собор явилось 200 епископов, которые осудили ересь Нестория и определили признавать в Иисусе Христе соединение двух естеств, со времен воплощения, а Матерь Его именовать Богородицею. Из других постановлений третьего Вселенского собора замечательны: а) утверждение Никео-Цареградского символа веры и запрещение делать в нем какие-бы то ни было изменения и дополнения; б) осуждение ереси Пелагия, британского монаха, учившего, что человек рождается без греха и может достигнуть нравственного совершенствования, не нуждаясь в божественной помощи.

Четвертый вселенский собор был созван императором Маркианом по поводу ереси константинопольского архимандрита Евтихия, учившего, будто в Иисусе Христе человеческого естества не было и что признавать необходимо в нем только одно естество Божеское. Эта ересь была осуждена на местном соборе патриархом константинопольским Флавианом, но Евтихий удалился к александрийскому патриарху, Диоскору и с помощью его стал распространять свое учение. На четвертый вселенский собор съехались 650 епископов, которые осудили учение Евтихия, повторив также осуждение учению Нестория. Собор утвердил догмат, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, что Божеское и человеческое естества соединились в Нем неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно, (против Нестория). Диоскор и Евтихий были низложены.

Пятый Вселенский собор был созван Юстинианом по поводу сочинений Ивы Едесского, Феодорита Кипрского и Феодора Мапсуетского, трех учителей сирийской церкви, которые писали в защиту ереси Нестория. Так как четвертый собор ничего не упомянул об этих сочинениях, то несториане стали толковать решение собора в свою пользу и тем ожесточали Последователей Евтихия (монофизитов). На пятый собор съехались 165 епископов. На сочинение Феодора Мапсуетского и его самого было произнесено Собором осуждение. Относительно же сочинений Ивы Едесского и Феодорита Кипрского, Собор ограничен осуждением некоторых из них, а самые лица не подверглись осуждению, так как вследствие раскаяния были прощены на четвертом соборе

Шестой вселенский собор был созван императором Константином Погонатом по поводу эдикта Ираклия, признавшего в Иисусе Христе единство воли. Цель этого эдикта состояла в том, чтобы привлечь к Православной Церкви монофизитов. Защитниками православия выступили: иерусалимский патриарх Софроний и константинопольский инок Максим исповедник. После продолжительных споров собрался вселенский собор из 170 епископов, которые определили: признавать в Иисусе Христе две воли сообразно двум естествам. Чрез 11 лет вселенский собор открыл снова свои заседания в царских палатах, называемых Трульскими. Этот дополнительный собор называется пято-шестым, или Трульским. Он был созван для решения разных вопросов, относящихся к церковному благочинию. На нем установлено признавать: а) 85 правил Св. Апостолов, б) правила 6 вселенских соборов, к) правила 7 поместных соборов, г) правила 14 Отцов церкви. К этим правилам впоследствии прибавились правила 7-го вселенского собора н двух поместных, бывших в 9-м веке. Совокупность этих правил составляет до ныне основание церковного законодательства.

Седьмой Вселенский собор созван был супругою иконоборца Льва IV, Ириною, которая некоторое время управляла государством. Начало иконоборству положил император Лев Исаврянин в 726 г., когда он, отразив нашествие арабов, задумал обратить их в христианство. Арабы, как и все магометане, имели отвращение к иконопочитанию, и Лев Исаврянин думал устранить эту причину. В защиту икон восстали: константинопольский патриарх Герман, папа Григорий 3-й, Иоанн Дамаскин. бывший министром у калифа, и народ. Преследование иконопочитателей продолжалось при сыне Льва Исаврянина, Константине Копрониме, н внуке его, Льве IV Хазаре. По смерти последнего благочестивая вдова его, Ирина, созвала вселенский собор, который положил конец преследованию икон. Собор определил употреблять в храмах и домах иконы Спасителя, Божьей Матери, святых ангелов, чествовать их поклонением, целованием, возжжением светильников и каждением, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, а поклоняющийся ему поклоняется не дереву и краскам, а лицу, изображенному на нем.

Между тем преследование икон возобновилось после седьмого вселенского собора и окончательно прекратилось только в 842 году при царице Феодоре, которая с этой целью созвала местный константинопольский собор.

Духовное просвещение и богословская наука. Духовное просвещение после Константина Великого значительно поднялось. Все молодые люди знатного сословия стремились получить высшее богословское образование.

В это время особую известность приобретали школы: Александрийская, из которой вышел великий проповедник Афанасий Великий, и Антиохийская, к писателям которой принадлежал Василий Великий и Иоанн Златоуст. В этот период постепенно начинает возвышаться Епископия Римская с главою Папой и письменность римская с этого времени принимает соответствующее направление с идеей первосвященника.

Внутреннее устройство и управление церкви. После того, как христианство сделалось религией государственной, оно вступило в самое тесное общение с жизнью государства. Государство и религия стали в тесной связи друг с другом. Важные дела в государстве начинались с благословения церкви. Церковная иерархия стояла на высоте своего призвания.

Духовные лица избирались при участии народа. Епископы в первое время были иногда люди брачные, так как лиц безбрачных недоставало. Священники были брачные и безбрачные, на западе развивается уже принцип безбрачия духовенства.

Кафедры епископские, которые почему-либо ранее возвышались среди других, приобретают большее влияние на дела, и голос епископов этих кафедр получает более весу при решении разных вопросов. Затем этим кафедрам высшею властию дается название патриархатов. Патриархи начинают управлять не только своими епископиями, но и вмешиваться в дела окружавших их епископий. Высшая форма управления церкви – соборная.

Папские притязания на главенство. Благодаря отдаленности от Востока церкви Римской, в ней развились разные особенности как в догматической, так и в обрядовой стороне религии.

Кроме того, благодаря сложившимся политическим обстоятельствам, глава Римской церкви – папа начинает возвышаться. Римская Церковь делается очень богатой, она владеет целым государствами п начинает проводить идею всемирного главенства папы.

Затем, постепенно изолировав себя от востока, он и в церковной практике начинает вводить новшества. Напр., причащение мирян только телом Христовым.

С V века начинает как на востоке, так и на западе появляться монашество.

На востоке оно появляется впервые в Северной Африке и затем быстро распространяется и виды подвижничества вместе с тем развиваются. На западе монашество появилось сравнительно позже. В 1054 году церковь Римская окончательно отпала от союза с церковью Восточной. Ближайшим поводом к отпадению был отказ восточных патриархов признать главенство римского папы.

Период третий

В 1453 году Константинополь пал.

Надо удивляться здесь не тому, что он пал, а тому, что он так долго мог еще продержаться. В то время как кругом его турки уже давно владели землями, Константинополь стоял независимым.

Видя, что положение Константинополя непоправимо, государи византийские все-таки старались как бы подольше продержаться в нем и ради этой дели не стеснялись прибегать к самым крайним средствам. Они начали даже обращаться за помощью к папам, обещая за это соединение под его властию всех церквей на востоке. Папы давно неприветливо смотрели на самостоятельное положение востока и всячески старались распространить свое влияние на восток; поэтому, когда император греческий просил помощи против турок, папа согласился дать помощь, если он будет содействовать папе в соединении церквей. Папа с этой целью созвал собор, на который приглашены были епископы восточные. Первый такой собор был в Лионе. Но как только соборные заседания начались, видно стало, что уния невозможна, потому что греки не хотели уступить латинянам, а они – грекам. Некоторые, приехавшие в Лион, уехали обратно, а другие подписались над соборными постановлениями, где излагалось учение латинское о «filioque». Когда греки приехали на восток, то там на них стали смотреть как на изменников вере православной и, опасались входить с ними в общение. Другой такой собор был во Флоренции, где между прочими епископами присутствовал русский митрополит Исидор – родом грек. Но и Флорентийская уния не имела успеха. Приехавшие на восток папские проповедники были изгоняемы из городов и потерпели неудачу, так как мнение о Римской церкви, как о еретической, сильно укоренилось в народном сознании.

Из истории церкви Римской. Начиная с одиннадцатого века на западе идет борьба папы с государями. Особенно ревностными в этой борьбе были: папа Григорий VII и Иннокентий III-й. При них папский престол возвышается до зенита своего развития, нo затем это значение падает, потому что престол начинают занимать люди мелкие. Для восстановления папского могущества собираются соборы на западе: в Пизе, Констанце, Базеле; образуются монашеские ордена, которые имеют целью распространение латинства. Но вместе с тем растет и недовольство Римской церковью. Появляются свободные проповедники преобразования церкви: Виклер, Гусс, Савонарола.

Эти проповедники имели большой успех, но по проискам папистов, они погибают.

Из истории церкви Православно-Кафолической, от взятия Константинополя до нашего времени. Когда Константинополь был взят, турки ворвались в город и начали всеобщее избиение; не было пощады никому – ни старым, ни малым. Некоторые константинопольцы заперлись в храме св. Софии, но турки ворвались и туда; всех избили, а украшения сорвали; сидя на иконах, они торжествовали победу.

По взятии Константинополя патриарх константинопольский Афанасий бежал, а константинопольский собор св. Софии был обращен в мусульманскую мечеть. Христиан турки принуждали принимать мусульманство, а в противном случае обращали в рабов. Христиан называли не иначе как райями (т. е. собаками).

С падением Византийской империи господствующее положение на востоке заняло мусульманство.

Султаны турецкие, как деспоты и фанатики, преследовали и угнетали христиан всеми возможными способами. Особенно положение христиан ухудшилось при Солимане II-м. Он пускал христиан в храм не иначе, как за плату в пользу казны. В его правление «десятина детей», или как еще называли ее «подать душ» производилась самым варварским образом. Эти отобранные дети воспитывались потом в магометанстве и поступали впоследствии в войско янычар; вся тяжесть государственных расходов ложилась исключительно на христиан – бесправных. Султаны, по временам, заявляют желание истребить всех христиан.

Греки, подчинившись туркам, не теряли, однако, надежды снова приобрести утраченную политическую и религиозную независимость. В 1768 г., когда началась война между Россией и Турцией, греки присоединились к русским против турок и, хотя на этот раз не приобрели самостоятельности, но им стала покровительница Россия. Во вторую войну в 1787 году греческие патриоты снова взялись за оружие; между ними замечателен Александр Ипсиланти. В 1830 году восставшие греческие провинции признаны были самостоятельным государством – Эллинским. В состав его вошли: Морея, Средняя Греция до реки Аспропотамоса и некоторые острова.

Основание независимого эллинского государства повело за собой и основание самостоятельной эллинской церкви. Константинопольский патриарх на провозглашение самостоятельности эллинской церкви смотрел неодобрительно. Только в 1850 году собор в Константинополе признал эллинскую церковь автокефальною, а в 1852 году состоялась реформа в устройстве Синода. Священный Синод эллинской церкви состоит из пяти членов – архиереев, из которых один – председатель – митрополит афинский.

Права, власть и значение Константинопольского патриарха. Турецкое правительство, согласно своим теократическим воззрениям, признало за патриархом права и власть, принадлежавшие ему, как верховному начальнику христиан в церковных делах и, кроме того, сделало его и гражданским начальником их, главой нации. Таким образом, при турецком правительстве константинопольский патриарх явился с двойными правами и властию – церковными и гражданскими.

Право и власть в церковном отношении остались, в сущности, теми же, какими он пользовался и при византийских императорах. Он верховный духовный начальник всех православных христиан константинопольского патриархата; служение его пожизненное.

Турецкое правительство видело и видит в патриархе представителя более десяти миллионов своих иноверных подданных; при его посредстве оно имеет возможность поддерживать порядок и обнародовать между христианами свои распоряжения и настаивать на их выполнении и т. п. Словом, патриарх с своею духовною и гражданскою властию является для турецкого правительства важным чиновником в государстве. Греки также всегда смотрели и смотрят на патриарха, как на своего представителя, только, конечно, с другой точки зрения; они видят в нем представителя национальности в смысле чисто политическом и залог восстановления своей политической независимости.

Между многими недостойными константинопольскими патриархами периода времени от 1453–1764 г. были и достойные люди. Из таких патриархов замечательны: Геннадий Схоларий, Максим, Иеремия I, Иоасаф, Иеремия II, Кирилл Лукарис и Паисий II.

Латинская пропаганда в греко-восточной церкви после падения Константинополя еще более усилилась. Все средства, какие только были в распоряжении пап, при том самые бесчестные, напр., обманы, подкупы, подлоги, насилия и т. п., были употребляемы на то, чтобы распространить на православном востоке католицизм.

Пропаганда латинян не могла укрыться от православных иерархов, которые, насколько возможно, старались противодействовать им. Из борцов за православие в конце XVI века особенно замечательны патриархи: константинопольский Иеремия II и александрийский Мелетий Пигас. Оба они своими поучениями старались разоблачать латинское учение. В двадцатых годах XVII века ревностным борцом за православие выступил константинопольский патриарх Кирилл Лукарис. Этот ученый патриарх должен был выдержать продолжительную борьбу с иезуитами, из которой вышел победителем. Он пять раз был по проискам иезуитов низвергаем с престола и, наконец, в 1638 году, по проискам тех же иезуитов, был схвачен и посажен на корабль для отправки в ссылку, но дорогой задушен и брошен в море. Такой же участи подверглись Парфений II и Парфений III. Но все усилия латинской пропаганды на востоке не привели ни к чему. Она даже не произвела сближения православных с католиками, а усилила в православных то нерасположение, какое они имели к латинянам в прежние времена.

Из истории церкви Римской и других христианских обществ на западе от начала реформаций до настоящего времени. Всеобщее недовольство Римской церковью и стремление к ее преобразованию разрешились в конце XVI века, так называемою реформацией. Реформация началась в Германии, где во главе ее выступил Мартин Лютер, сделавшийся потом основателем нового религиозного общества на западе. Лютер родился от бедных родителей в 1483 году; образование получил в Эрфуртском университете. В 1510 году он совершил путешествие в Рим, где дурные стороны иерархии поразили его и произвели переворот в его религиозных убеждениях. Под влиянием сочинений Августина и мистиков он утвердился в той мысли, что такая церковь и иерархия, с какой он познакомился в Риме, не могут спасти человека и что только одна вера оправдывает.

На поприще реформаторской деятельности Лютер выступил в 1517 году по поводу кощунственной продажи индульгенций. Все свободомыслящие люди Германии были на стороне Лютера. Папа присылал несколько лиц, которые состязались с Лютером на общественных диспутах, но дело ничем не кончилось, а сочувствие к Лютеру и его мнениям увеличивалось.

Между тем папа Лев X в 1520 году издал буллу, в которой подвергал Лютера отлучению, а сочинение его осуждал на сожжение. Лютер же на папское отлучение ответил «апелляцией» к всеобщему собору и сочинениям «против буллы антихриста», а самую буллу в 1520 году публично сжег. Новое вероучение, проводимое реформаторами, напоминало во многом мнения предшественников реформации, особенно Виклефа, и составляло полную противоположность католичеству. Отвергнув в католичестве всякого рода заблуждения, неправильности и злоупотребления, Лютер отверг в нем и все истинное. Приняв за основное положение, что человек своими собственными силами не может достигнуть оправдания и спасения, и что он оправдывается и спасается одною только верою в Искупителя, которая есть дар Божий, и личным общением с Ним, Лютер отверг Церковь, иерархию и таинство. В противоположность католичеству, он отверг Св. Предание, которым так злоупотребляла Римская церковь, и единственным источником вероучения признал одно Св. Писание, предоставив толкование его и понимание лично каждому верующему. Такого рода начала распространяли реформаторы, и на этих началах Лютер основал новое религиозное общество, получившее от его имени название лютеранского. Одновременно с возникновением и распространением лютеранства в Германии, оно стало распространяться и в других странах Европы. Сочинения Лютера расходились повсюду и везде возбуждали стремление освободиться от римского ига. Таким образом, лютеранство распространилось и упрочилось в Швеции, Дании, Норвегии, Пруссии, Лифляндии, Эстляндии и Курляндии.

Реформаторское движение в Швейцарии началось несколько позже того же движения в Германии, но совершенно независимо от него. Причины и даже поводы к реформации в Швейцарии были те же, что и в Германии. Горячим поборником реформы выступил Ульрих Цвингли, который славился как ученый и красноречивый проповедник. Восставая против постов, монашества, безбрачия духовенства, почитания икон и пр., Цвингли учил, что в деле религий нужно держаться одного только Св. Писания.

В 1523 году в Цюрихе на двух религиозных диспутах Цвингли защищал свое учение, изложенное в 67 тезисах, после которых цюрихцы открыто ввели у себя новое церковное устройство. Учение Цвингли, в сущности, такое же, как и лютеранское; только в развитии и изложении этого положения Цвингли является более последовательным и решительным, нежели Лютер. Цвингли изгонял из богослужения решительно всякую обрядность, а иконопочитание считал наравне с идолопоклонством. Окончательное соорганизование на началах реформации нового религиозного общества в Швейцарии принадлежит Иоанну Кальвину. Родом он был француз; прибыл в Женеву в 1536 году и стал во главе реформаторской партии. Разделяя воззрения Лютера и Цвингли, Кальвин присоединил к ним еще и свои собственные, и, таким образом, выступил со своею собственной реформаторской системой. Особенности ее заключаются в учении о таинстве Евхаристии и, главным образом, в учении о предопределении. По его мнению, Бог от вечности предопределил одних – ко спасению, других – к погибели. Богослужение ограничено только простою проповедью, чтением молитв и простым безыскусственным пением псалмов; всякаго рода обрядность была отменена.

Кальвин умер в 1564 году. Основанное им в Женеве новое протестантское общество получило название реформатского; называется оно также по его имени – кальвинским. Избрание учителей, проповедников и старейшин принадлежит не светской власти, а общинам.

Протестантские мысли по мере распространения их на материке Европы проникали и в Англию, но здесь богословская сторона реформации мало занимала умы, – гораздо более интересовало англичан свержение папского ига.

Такого характера и были в Англии первые протесты против Римской церкви. Ближайшим поводом к реформации в Англии послужила ссора английского короля Генриха VIII с папою Климентом VII. В 1533 году Генрих VIII формально и торжественно объявил о независимости Англии от папы в церковных делах и о верховных правах короля в церкви; закрыл в Англии монастыри, а имущества обратил в свою пользу, хотя по духу оставался католиком и в 1521 году написал сочинение против Лютера. Только по стараниям архиепископа кентерберийского Томаса Кранмера и министра Кромвеля, Генрих VIII издал от лица парламента в 10 членах нечто в роде нового вероучения. При преемнике Генриха Эдуарде VI в Англии началась реформа вероучения и богослужения. Издан был английскими и немецкими богословами молитвенник и обрядник, и 42 члена англиканского исповедания, где не было строго проведено ни католичество, ни лютеранство, а сделана своеобразная смесь того и другого. По смерти Эдуарда VI в 1533 году восстановлено было католичество вступившей на престол сестрой Эдуарда Марией. Но когда вступила на престол Елизавета, воспитанная в протестантизме, католичество, в свою очередь, подверглось преследованию и восстановлено было смешанное вероисповедание, которое и сделалось государственным. Протестантское общество, благодаря различному произвольному толкованию установлений церкви, распалось на многие отдельные общества, каковы: квакеры, методисты, меннонисты, ирвингиане.

Римская Церковь в борьбе с протестантством. Реформаторское движение, возбужденное Лютером, было страшным ударом для Римской церкви и папства. Оно грозило не только разделением, но и ниспровержением самых основ папства. Папы сознавали грозившую опасность и принимали меры, чтобы устранить ее. Но все усилия пап не приводили ни к чему. Наконец, при папе Павле III был созван собор в 1542 году в Триденте. Собор подтвердил признавать Св. Предание источником вероучения, но при этом умолчал, признавать ли все, что признавалось за предание в церкви Римской, хотя вопрос этот поднимался.

В частности, собор вошел в подробное рассмотрение учения о таинствах крещения и миропомазания и, осудив в 30 канонах все протестантские мысли относительно этих таинств, утвердил всю без исключения существовавшую практику Римской церкви в совершении их.

В 1563 году Тридентский собор, наконец, закончил свою деятельность. Постановления собора отправлены были во все католические страны для исполнения; при нем папа в особой булле решительно запрещал понимать и толковать постановления соборные по своему разумению, а предоставлял это право исключительно апостольскому престолу. Это ограничение ослабило значение многих преобразовательных постановлений собора, тем не менее Тридентский собор во многом изменил жизнь Римской церкви к лучшему.

В истории борьбы Римской церкви с протестантством, кроме Тридентского собора, весьма важное значение имел еще орден иезуитов, появившийся в самый разгар реформации. Основатель ордена – испанский монах Игнатий Лойола, человек с мечтательно-рыцарским характером. Кроме трех обычных монашеских обетов – нищеты, целомудрия и послушания, иезуиты установили для себя еще четвертый обет – безусловного повиновения папе, обязываясь исполнять все, что бы ни повелел им папа. Целью ордена, как она определялась в уставе, было распространение и утверждение веры и церкви какими бы то ни было средствами. Благодаря своей крепкой организации, уму и ловкости своих членов, a также привилегиям, данным палами, орден распространился с необыкновенною быстротой почти во всех странах Европы, проник даже и в другие части света. Действуя в пользу Римской церкви, иезуиты для достижения своих целей не пренебрегали никакими средствами, в числе которых у них первое место занимали интриги, соединенные с всевозможными неблаговидными действиями. Пренебрегая всеми нравственными законами ради достижения своих целей, они не останавливались и пред злодеяниями.

Папство в XIX веке. В XVIII веке папство доведено было правительствами католических государств до такого бессилия, что вынуждено было в подрыв самому себе делать им уступки за уступками. Из таких уступок особенно тягостно для него было уничтожение ордена иезуитов. Затем иезуитов изгнали из всех государств. После революционных потрясений все внимание государей было сосредоточено на восстановлении своей власти. Пользуясь этим, папа Пий VII восстановил орден иезуитов. С официальным открытым появлением иезуитов снова начались усиленные заявления о правах пап на всемирное преобладание в духовных и светских делах. Но в XIX столетии такие притязания труднее, чем когда-либо могли быть осуществлены. Папа потерял свои областные владения, когда образовалось в 1870 году Итальянское королевство под властию короля Виктора Эммануила. Упразднив светскую власть папы, он позаботился устроить его положение как духовного главы всего католического мира. Папе предоставлен город Льва, т. е. предместье Рима с Ватиканом и церковью св. Петра.

Римская Церковь и в новейшие времена не отказалась от обычая делать нововведения в христианском вероучении. Так, в последние десятилетия ею произвольно установлены два новые догмата – о непорочном зачатии Пресвятой Девы и о непогрешимости папы. Первый появился еще в XII веке и до половины XIX столетия существовал в Римской церкви как частное мнение, и только при Пие IX возведен на степень общецерковного догмата. Относительно непогрешимости, еще на Тридентском соборе, иезуиты заявляли решительно, но это мнение оставалось до XIX столетия частным. Как догмат оно провозглашено торжественно на соборе Ватиканском по настоянию партии ультрамонтанской – иезуитской. Из 770 епископов, составлявших собор, за новый догмат, высказались только 326. Однако в 1870 году 18 июля, новый догмат торжественно объявлен всему католическому миру. Против этого восстают старокатолики.


Источник: Лекции по богословским наукам : (Полное рук. для подгот. к экзамену на священника) / Петр Заведеев. – [Репр. изд. 1908 г.]. – М. : Междунар. изд. центр православ. лит., 1997. – 731 с.

Комментарии для сайта Cackle