Источник

Часть шестая

Правила при принятии от заблуждения в церковь

Принятие истинной Веры должно быть следствием внутреннего убеждения в истине ее учения, и искреннего желания жить по ее правилам. Посему когда какой либо заблуждающий просит тебя о принятии его в Церковь; будь осторожен, не торопись, но исследуй основательно побуждающие его причины.

Остерегайся людей просящих о принятии их в Православную Церковь, которые сим способом надею­тся помочь своей бедности, или открыть себе дорогу к выгоде или почести. Таковым людям говори решительно, что Православная церковь доставляет только жизнь Божию, выгоду вечную, почесть вышнего звания.

Если просят присоединения к Церкви люди неизвестные; таковым говори прежде всего, что тебе не известен их образ жизни, и что ты будешь в ответе перед Церковью, если к ней присоединишь людей, в которых не видишь признаков, что они будут жить достойно ее звания. После сего испытай их совесть, спроси о их жизни тех, которые их знают, и поступай по твоей совести и по данному тебе от Начальства полномочию присоединять к Церкви, или, если такового не имеешь, представь о том Начальству на разрешение.

Если ищут вступления в Церковь люди нена­видимые или гонимые своими единоверцами: таковым безопаснее помогать утешением и действительной вне­шней помощью; к исполнению же их намерения при­ступить тогда, когда они окажутся в оном твердыми, пришедши в спокойное и безопасное положение.

Люди, смеющиеся над своим исповеданием, дают сим причину подозревать их в лицемерии; и потому требуют тщательного испытания.

Люди явно порочные не должны быть принимаемы в Церковь до тех пор, пока подадут основательные признаки, что они искренно желают, и твердо решились исправить свое нравственное поведение.

Вообще всех людей, которых считаешь достой­ными принятия в Церковь, принимай с искренним участием, но без неумеренного изъявления радости, и после основательного наставления в Вере. Пользуйся случаем принятия в Веру вполне; потому что сие время есть самое лучшее: утверждай мысли и сердце обраща­ющихся совершенно, и отнюдь не оставляй их в колеблющемся состоянии. При сем также часто и сте­пенно напоминай, что цель Веры есть освящение нашего сердца, и истребление в нас всего порочного, и что без сего и чистое исповедание не приносит вечного спасения.

По совершении присоединения наблюдай, чтобы присоединенный верно и постоянно соблюдал правила принятой Веры, и донеси твоему Єпархиальному Началь­ству о сделанном присоединении, как того требует порядок.

Частный совет

Ежели кто из заблуждающих сделается тяжко болен, или подвергнется какому несчастью, а он не совсем чуждался тебя: то навести его, из Христианской любви, в его доме. Но смотри, чтобы в сие время ты сам имел в себе действующую жизнь Божию, которую в нем возбудить должен: ибо как ты можешь возбудить ее в нем, ежели в самом тебе не будет жизни Божией, и ежели в тебе будет говорить и посредством тебя действовать не слово Христово, не сила Христова, не дух Христов? Ежели больной тебя примет, и ты увидишь в нем расположение слушать Тебя, то побеседуй с ним, сообразно с его состоянием, не много, не спешно, тихо, с сердечным чувством, и только о вечной жизни. Потому что слово о вечной жизни есть единственное слово для больного и умирающего. Ты можешь начать вопросом: ,,спокоен ли он при своей вере?“ И ежели заблуждающий скажет, что спокоен; то можешь далее спро­сить его: не хочет ли он более укреплен быть в вере и любви к Богу во Христе, и в уповании на Него? Ежели он будет просить о сем, то говори ему, что внушит тебе любовь Божия и положение больного, вдыхай в сердце его утешительную, спасительную, животворную истину Христову, не возмущая его обличением заблуждений, предоставляя самой истине внутренно прогонять мрак, если внутренно принята будет. Ежели больной окажет какое либо беспокойство или сомнение, то старайся успокоить его и истребить в нем сомнение представлением истины; но притом скажи ему откро­венно, что истинное, полное и совершенное для него успокоение ты видишь только в Православной Вере, которую исповедуешь, в объятиях матери, Вселенской Церкви, если он к ней присоединится. После сего ты должен спросить: не чувствует ли он в себе расположения к сему; и ежели больной скажет: нет! то, посоветовав ему предаться совершенно Иисусу Христу и у Него просить себе успокоения, оставь его с миром, не преставая желать, и молить ему вразумления и спасения. А ежели изъявит желание вступить в общение святыя Церкви: то приготовь его к исповеди, исповедуй основательно, утешь, поступай, как требуют правила Церкви; и уже навещай его чаще, дабы утешать его, и сберечь от совращения.


Источник: Наставление священнику относительно заблуждающих от истины веры [Текст]. - Санктпетербург : в типографии святейшаго Синода, 1835. - 46 с.

Комментарии для сайта Cackle