Общий характер ветхозаветной религии
Ветхозаветная религия – это монотеизм. Этот признак отличает ветхозаветную религию от всех других, всегда бывших одним из вариантов политеизма. Бог в Ветхом Завете изображается как существо единое, самобытное, личное. В формуле, которой Бог сам себя определил «Я есмь сущий» (Исход, 3,14) – содержатся все эти три основных признака: единства, самобытности и личностности.
Будучи теизмом, ветхозаветный монотеизм резко отличается от всех деистических представлений о Боге, понимающих Бога только как творца мира, не вмешивающегося в дельнейшую жизнь своего творения. По библейскому учению Бог есть не только творец, но и всеблагой промыслитель. Кроме того, в Ветхом Завете Богу присущи не только такие свойства, как вечность, всемогущество, всеведение, вездесущие, но и свойство Святости. Этим признаком ветхозаветная религия резко отличается ото всех других религий, ибо признак святости в понятии о Боге отсутствует в других религиях. Признаком святости устранялось представление о Боге как виновнике зла, ибо в Боге немыслимы нравственные несовершенства. Коренная причина резкого отличия ветхозаветной религии от всех других состояла в том, что остальные религии были естественными, а ветхозаветная религия была Богооткровенной, т.е. имела сверхъестественное происхождение. Учение о Боге в Ветхом Завете не было полностью раскрыто. Например, учение о пресвятой Троице в Ветхом Завете было сообщено лишь прикровенным образом, во всей же своей полноте оно было раскрыто только Христианством.