Источник

Разбор мнений о происхождении и сущности религии

Мнение древних софистов (мудрецов)

Это мнение состоит в том,  что первоначальным источником религии являются эгоистические, своекорыстные побуждения жрецов, законодателей и мыслителей. Другими словами, религия была произведена теми, кому она была так или иначе полезна. Совершенно очевидна польза религии жрецу. За жрецами следуют законодатели, которые желают увековечить в законы  и изобрести для  этих законов гарантию чрезвычайно-могущественного существа, т. е. Божества. К законодателю в деле измышления религии присоединяются мыслители, побуждаемые желанием утвердить в народе те научные идеи, художественные понятия и нравственные нормы, авторами которых были они сами, утвердить, придать им религиозное освящение.

Принципиальное опровержение этого мнения состоит в том несомненном факте,  что религия гораздо древнее жрецов, законодателей и философов, и потому ни те, ни другие, ни третьи не могли быть изобретателями того, что им предшествовало.

Теория страха

Была выдвинута в древней Греции: «Религия произошла из чувства страха перед грозными предметами и явлениями природы». Другими словами, эта гипотеза утверждает, что душевным источником религии является чувство страха перед грозными явлениями природы.

Это утверждение основывается на грубом смешении чувств, имеющих совершенно различный характер. Между обыкновенным страхом и страхом перед Богом, который иначе называют благоговением, существуют качественные различия. Основным элементом обыкновенного страха является чувство грозящей опасности, за которым следует стремление от этой грозящей опасности освободиться, удалиться от опасного предмета, если же от опасного предмета так или иначе отстраниться невозможно, остается простое сознание своей беспомощности, сопровождаемое чувством тоски.

Совершенно иной характер имеет чувство благоговения, с которым человек относится к предметам религиозного почитания. Чувство благоговения относится не к предметам природы самим по себе, а к сверхчувственным существам, духам, которые предполагаются за этими предметами. Поэтому человек  не стремится убежать от поразившего его предмета, но обращается к духу, который по его верованию стоит за этим предметом, с мольбою, с просьбою о помощи или защите.

Ясно отсюда, что между благоговение и простым страхом нет по существу ничего общего, и поэтому отождествление этих принципиально разнородных чувств и попытки объяснить происхождение религии при помощи этого отождествления представляют собой грубую ошибку. Страх перед грозными  явлениями природы чувствуют и животные, часто даже сильнее, чем человек, однако у них страх не переходит в чувство благоговения, хотя этот переход простого страха  в благоговение должен был бы у животных произойти, если бы гипотеза страха была верна.

Анимистическая теория

Она считает, что религия возникла у первобытных людей при объяснении своих сновидений. Первобытные люди заметили, что во сне тело их не двигалось, но сами они при этом охотились, бегали, плавали. Далее, они обратили внимание и на тот факт, что хотя близкие их умерли, но во сне являлись к ним и разговаривали с ними. Отсюда был следующий вывод, что у каждого человека есть бесплотный двойник – душа (anima). И не только у человека, но и у животных, и вообще у всех движущихся предметов. В дальнейшем своем развитии эти представления первобытных людей привели их к выводу о существовании многих совершенно бестелесных существ – богов, т.е. к политеизму, а затем и к утверждению, что существует единый и всемогущий Бог, т.е. монотеизму.

Итак, анимизм – это верование, во-первых, в одушевленность всей природы, во-вторых, в тесную зависимость человека от этих духовных существ, населяющих природу.

В анимистической гипотезе имеется существенный недостаток: она предполагает в дикаре совершенно неправдоподобную способность к строгому и сложному мышлению, к умозаключению от понятия о душе к понятию о бестелесном и всесильном высшем духе. Так мог рассуждать высокообразованный европейский ученый, но не первобытный дикарь, находившийся на начальной ступени культурного развития.

Натуралистическая гипотеза

Создатели этой гипотезы утверждали, что первые проблески разумного сознания у первобытного дикаря указали ему на солнце, как источник жизни. Отсюда возникло поклонение солнцу, т.е. гелиотеизм. Это поклонение солнцу в дальнейшем развилось в поклонение всем небесным светилам, ибо они в своих движениях по небосводу связаны с солнцем очевидной закономерностью. Развиваясь далее, поклонение солнцу  и всем небесным светилам переросло в поклонение разным явлениям природы, также связанным своим происхождением с солнцем (связь это не так очевидна, но о ней, видимо, догадывались наиболее проницательные наблюдатели  за природной жизнью). И, наконец, из поклонения природным явлениям получился политеизм (бестелесные существа, боги).

Факты свидетельствуют, что поклонение солнцу, светилам  и явлениям природы не являются ни первичными, ни повсеместными проявлениями религиозности.  Отмечено, например, что смерть и посмертная судьба являются более притягательными тайнами для человека, чем что бы то ни было другое. Кроме того, у натуралистической гипотезы есть явная недоговоренность: не ясен переход от поклонения небесным светилам к поклонению явлениям природы, объяснений сторонников натуралистической гипотезы явно недостаточно.

Рационалистический взгляд на религию

С этой точки зрения религия есть ни что иное, как несовершенная форма научного знания.  Чем слабее развитие науки, тем больше распространена религиозная вера. В прошлом, когда наука была менее развита, религия имела большее господство над умами и сейчас религия больше распространена именно там, где наука и просвещение наименее проникли в личную и общественную жизнь. В будущем, далеком ли, близком ли, но неизбежном, религия будет полностью вытеснена научными знаниями. Таков в упрощенном виде рационалистический взгляд на сущность религии.

Факты, однако, опровергают этот взгляд. Прогрессивное развитие научной мысли вскрыло перед человечеством воистину неисчерпаемые бездны принципиально непознаваемого, объем которого все более возрастает по мере увеличения знаний. На фоне этого состояния знаний бесспорно наивным представляется сейчас взгляд на религию рационализма.

Взгляд на религию как на чувство

Для сторонников этого взгляда религия не есть ни мораль, ни наука. Религия не есть мораль, потому что благочестивый человек не нуждается в специальном обучении нравственности, чтобы быть нравственным. Но религия не есть и наука, потому что уровень знаний часто не соответствует уровню благочестия. Божество в религии не мыслится, а чувствуется, переживается в непосредственном и живом чувстве единства всего существующего с тем, что представляется источником жизни. Чувство зависимости от этого источника жизни и есть религия.

Действительно, чувство имеет не просто очень большое значение в религиозной жизни, но без участия чувства нет вообще религии. Например, с чистотою сердца, т.е. состоянием именно чувства, а не мысли или воли, соединяет Евангелие самую высокую степень общения с Богом (самую высокую религиозность). Но отношение к религии только лишь как к чувству неполно. Для подобного взгляда Бог не есть личность, а есть некое расплывчатое, абстрактное. Для сторонников этого взгляда на религию жить религиозно – это значит созерцать в природе некую вечную гармонию, поклоняться полноте жизни, разлитой повсюду. Чувствовать себя едино с природой.

Это всего лишь одни из сторон религиозности, но не вся религия. Кроме того, в подобных рассуждениях слишком много расплывчатости, неопределенности.

Библейский взгляд на сущность и происхождение религии

Факты свидетельствуют, что в самом начале истории люди имели веру в единого и совершенного Бога.  Вера эта сопровождала людей на всем пути их исторического бытия и была могущественным двигателем их духовного развития. Как объяснить это поразительное явление?  Если представлять сущность и происхождение религии, как это пытались сделать все нами рассмотренные гипотезы, то объяснить этот факт невозможно. Но зато это явление вполне объясняется христианским богословием. Оно учит, что сам Бог своим непосредственным научением первых людей (Адама и Евы) предоставил им всю полноту боговедения. Впоследствии люди, по известным причинам, отрешились от богоподобной жизни и удалились от Бога. Единая человеческая семья дробилась. Но удаляясь все дальше друг от друга, люди уносили с собою полузабытую, но никогда их полностью не покидавшую мысль о едином и совершенном Боге. Это религиозное знание сопровождало человека на всех путях его исторической жизни. Это религиозное знание и служило вместе с так называемым естественным богопознанием основанием сохранения веры в Бога у всех народов мира.


Источник: odinblago.ru

Комментарии для сайта Cackle