Н.К. Смирнов

Источник

Приложение

Из «Духовного Регламента», ч. II, п. 2

Должни наипаче епископы знать степени однородства и сродства, и каковые могут вместить в себе супружество, а каковые не могут, или по заповеди Божией, в книгах левитских, глава 18-я, или по церковной, в канонах отеческих и царских. Сами бы сие ведали, а не па иного кого спускались, хотя бы и был у них искусный в сем человек.

Именной указ от 23 ноября 1752 года

(В «Полн. Собран. Закон.» т. ХIII, под № 10050). О неразводе бракосочетавшихся за кумовство, учиненное в противность правил св. отец и Духовного Регламента. без предварительного доклада, Ея Императорскому Величеству.

Сего ноября в 21 день Ея Императорское Величество соизволила повелеть мне54 объявить именный свой Императорского Величества указ св. правительствующему Синоду, дабы оный свят. Синод, по имеющимся делам тобольской епархии города Тары протопопа Ивана Зуева, ростовской епархии села Еремейцова попа Афанасия Матвеева, которые за кумовство, яко бы учиненное в противность правилам св. апостол и отец, от сожития с женами их разведены, по прежнему к тому их сожитию с женами их, яко невиновных, допустить и быть им по прежнему в своих местах; и впредь таких подобных дел разводам, кроме самых настоящих вин ежели учинены будут от кого либо в противность правилам св. апостол и св. отец и Духовного Регламента, отнюдь не чинить, а которые в том явятся впредь, об оных доносить Ея Императорскому Величеству.

Указ св. Синода от 31 марта 1767 г.

(В «Полн. Собр. Закон.» т. XVIII, под № 12860). – О подтверждении епархиальным архиереям, чтобы они сами собою не разводили браков между лицами, состоящими в сватовстве или кумовстве.

Свят. Правит. Синод из произведенных в св. Синоде дел усмотри, что в некоторых епархиях преосв. архиереи, последуя одним только положенным в Кормчей книге о присвоениях росписаниям, чинят разводы и таким бракам, которые имеют между собою по сватовству только и по кумовству неблизкое присвоение, о чем как в слове Божии и в правилах св. апостол и отец точного узаконения не положено, так и по именному блаженные и вечнодостойные памяти, Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 752 года ноября 21 (23) дня указу разводов кроме самых настоящих вин, чинить запрещено, а об оных св. Синоду представлять велено; о чем и во все епархии к преосв. архиереям из св. правит. Синода и указами ж тогда ж подтверждено. Того рода Приказали: и ныне как к синодальным членам, так и в прочие епархии к преосв. архиереям подтвердить еще указами, чтоб таким бракам, кои не от крове, но от сватовства или кумовства в дальнем присвоении состоят, епарх. архиереи сами собою формальных разводов не чиня, по произведении подлежащих о том следствий, представляли бы святейшему правительствующему Синоду на рассмотрение с мнением.

Указ св. Синода от 19 сентября 1787 года

(В Полн. Собр. Зак. т. XXII, за № 16577). О приеме доносов о совершившихся родственных браках, с ясными доказательствами и с описанием родства.

Святейший Правительствующий Синод, усмотри из вступающих из разных епархий о обвенчанных в свойстве браках дел, что некоторые доносы приемлются без всякого о степенях родства и свойства изъяснения, а по ним и следствия в духовных правлениях происходят, не учиня о тех браках, противны ли они или нет, никакого разбирательства, из чего нередко при окончании уже тех дел выходит, что бранившиеся между собою хотя присвоения и имеют, по отдаленные, а паче по сватовству и кумовству, каковые по правилам церковным к браковенчанию препятствия не составляют; и так состоящие под следствием бранившиеся, равным образом и венчавшие их священно и церковно-служители во время продолжения неосновательных следствий, не точию долговременно от должностей и домов своих бывают отвлекаемы, по и немалому притеснению и волокитам, а чрез то и сущему разорению подвергаются неповинно, а в производстве таковых дел и в духовных правительствах излишнее затруднение и настоящим делам помешательство происходит. Того ради Святейший Правительствующий Синод Приказали: для пресечения таковых неустройств, Московской Синодальной Конторе, Синодальным членам и прочим епархиальным архиереям, а где оных нет, духовным консисториям предписать из Святейшего Синода указами, дабы отныне о вступивших в браки в родстве или свойстве доношения принимаемы были не иначе, как на основании Генерального. Регламента 19 главы, с явными доводы и свидетельства, изъясняя при том и о сем, какое между брачившимися родство или свойство состоит именно; а консисториям и духовным правлениям, не вступая по оным в исследование, а учиня росписание представлять о сем обще с теми доношениями епархиальным преосвященном архиереям, которым на основании же Духовного Регламента 2-й части, о делах Епископов,2 пункта, не слагаясь ни на кого из подчиненных своих, самим таковые родства или свойства рассматривать прилежно, и которые окажутся к браку беспрепятственны, то и следствий об них никаких не производить, и доносителям отказывать; буде же которые и по рассмотрению их преосвященных найдутся точно в возбраненных к браку степенях: тогда уже о таковых велеть производить исследования и решения чинить по правилам св. Отец и по прежде последовавшим о сем из Свят. Синода указам.

Именный указ, данный Синоду от 1 января 1805 г.

(В Полн. Собр. Закон., т. XXVIII за № 21585). – О неисполнении консисторских решений о разводах без утверждения Синода.

Майор Чорба жаловался Нам на решение Св. Синода, который, расторгнув брак его со второю женою, определил жить ему с первою, яко неизобличенною. Рассмотрев жалобу его и находя, что не содержит она никаких особенных обстоятельств, которые бы переменили существо дела и что главнейшие показания, в ней приводимые, были уже в рассмотрении Свят. Синода, и против ясных доводов, со стороны жены Чорбы, предъявленных, не могли быть никак уважены, – Повелеваем: оставив решение св. Синода, яко правильное и с существом дела согласное, в его силе, в просьбе Чорбы яко неосновательной, отказать. А как существо дела сего и соображения других ему подобных открывают, что весьма вредно и твердости брачных союзов противно предоставлять местным консисториям власть без всякой ревизии Синода, по односторонним жалобам, действием одного присутствующего и утверждением архиерея расторгать браки и делать разводы, коп по правилам нашей церкви с толикими предосторожностями и в одних только нетерпимых и ясно доказанных случаях дозволяются; что власть сия тем вреднее, что злоупотребления от нее происходящие, при дозволении вторичного брака, вовлекая невинные лица в союз, осуждают как их, так и детей, от них рожденных, на отчуждение от прав законных: то в предупреждение сего на будущее время за нужное признаем твердым постановить правилом, дабы решения консисторские о разводах никогда па месте не были исполняемы, но вносились бы на рассмотрение Свят. Синода, и не иначе, как по утверждении его были бы приводимы в исполнение.

Святейший Правительствующий Синод, по выслушании сего указа, Приказали: о должном и непременном по сему Именному Его Императорского Величества высочайшему повелению исполнении, предписать указами Синодальным членам и прочим преосвященным епархиальным архиереям, с тем чтобы в консисториях по окончании производства дел о разводах на прежнем основании, по силе узаконений, сочиняемы были из них экстракты с привнесением приличных законов, по скрепе их секретарем, объявлять прежде слушания, в консисториях обеим тяжущимся сторонам для рукоприкладства к оным, и если бы кто из них признал, что в тех экстрактах пропущенное, или с делом несходственное: то во оном рукоприкладстве написать им не возбранять, и против того с консисторской стороны справливаться, потребное дополнять и исправлять, а потом, по выслушании и рассмотрении консисториями из таковых дел экстрактов и по учинении ими решения, представлять преосвященным епархиальным архиереям, которым уже, по положения на те решения мнения Своего, на основании св. отец правил и государственных узаконений, и не объявляя оного отнюдь тяжущимся, вносить при рапортах на рассмотрение свят. Синоду с приложением и тех экстрактов; правительствующему же Сенату сообщить ведение. Указы посланы февраля 6.

(Приведенный указ 1805 года был повторен в 1806 году. 28 февраля с разъяснением, что «по таким делам, по коим сделал будет епархиальным начальством в расторжении брака по неимению к тому причин отказ, нет надобности представлять свят. Синоду; но епархиальное начальство, заключая решительные определения об отказе просителям за недоказательством подсудимых, в объявлении оных обоим сторонам имеет поступать по точной силе именного Высочайшего 1762 г. июля 30 дня о апелляционных делах указа»).

Указ св. Синода, 1810 года, 19 января

(В Полн. Собр. Закон. Росс. Импер. т. XXXI, № 24091, стр. 40–41). О степенях родства и свойства духовного (кумовства) брак воспрещающих, и об обязанности епархиальных архиереев представлять св. Синоду о браках, венчанных в степенях воспрещенных.

Святейший Правительствующий Синод, усматривая из производящихся в оном о вступающих в браки в родстве и свойстве дел, что преосвященные епархиальные архиереи представляют о расторжении и таковых из оных браков, о коих указами из св. Синода в прошлом 1787 году сентября от 19 дня предписано: чтобы консисториям и духовным правлениям, не вступая по доношениям об оных браках в исследование, а учиня росписание представлять о сем обще с теми доношениями епархиальным преосвящ. архиереям, которым на основании Духовного Регламента, второй части, о делах епископов 2 пункта, не слагаясь ни на кого из подчиненных своих, самим таковые родства или свойства рассматривать прилежно, и которые окажутся к браку беспрепятственны, то и следствий об оных никаких не производить и доносителям отказывать; буде же которые и по рассмотрении их преосвященных найдутся точно в возбраненных к браку степенях, тогда уже о таковых велеть производить исследования и решения чинить по правилам св. отец, церковным установлениям и по прежде последовавшим о сем из св. Синода предписаниям. – И для того Приказали: Синодальным членам и прочим преосвященным епархиальным архиереям, подтверждая об оном, предписать указами, чтобы по доношениям о вступивших и желающих вступить в таковые браки руководствовались: первое, в рассматривании духовного родства 53-м правилом 6-го вселенского собора, напечатанным во 2-й части Кормчей книги в грани о средствах святого крещения главы 50, где по прочем изображено: уведехом убо, яко в некиих местах, неции, иже восприята сыны от святаго и спасительного крещения сочетаваются в брак с матерями их, уже овдовевшими, повелеваем: да не к тому сицево что бывает. Аще же котории по сем правиле обличены будут сие творити, во-первых, убо сицевии да разлучатся от сицеваго супружества, по сем подлежат епитимии блудников. Поскольку же из сего правила видно, что оное заключает в себе запрещение на вступление в брак воспринимавших детей от святого крещения с матерьми их, а относительно детей воспринимавшего с восприемлемым ничего в оном не сказано: Кормчей книги во 2-й части усматривается, что после того правила рассуждаемо было о сем обстоятельстве; но св. Синод, соображаясь с толковниками следующих времен, полагает, что ежели которую приимет от св. крещения не может оную по сем пояти себе в жену, понеже уже есть ему дщерь, ниже матерь ея; чтож касается до восприемника и восприемницы детей от св. крещения, то разуметь их в таком смысле, как показано в требнике под правилом о св. крещении, второе, в рассуждении родства плотского изображено, во-первых, третьей книги моисеевы Левит главы 18-й в стихах: 7-м: срамоты отца твоего и срамоты матери твоея да не открывши: мати бо твоя есть, да не открывши срамоты ея; в 8-м: срамоты жены отца твоего да не открывши; срамота отца твоего есть; в 9-м: срамоты сестры твоея, яже от отца твоего или от матери твоея в дому рожденные, или вне рожденные, да не открывши срамоты их; в 10-м: срамоты дщере сына твоего, или дщере твоея, да не открывши срамоты их, яко твоя срамота есть; в 11-м: срамоты дщере жены отца твоего да не открывши, единоотча сестра ти есть, да не открывши срамоты ея; в 12-м: срамоты сестры отца твоего да не открывши, своя бо отцу твоему есть; в 13-м: срамоты сестры матере твоея да не открывши, своя бо матери твоей есть; в 14-м: срамоты брата отца твоего да не открывши, и к жене его да не внидеши, сродница бо ти есть; в 15-м: срамоты невестки твоея да не открывши, жена бо твоего сына есть; да не открывши срамоты ея; в 16-м: срамоты жены брата, твоего да не открывши, срамота, брата твоего есть; в 17-м: срамоты жены и дщере ея да не открывши, дщере сына ея и дщери дщере ея да не поймеши срамоты их, ближния бо ти суть, нечестие есть. Сему 17-му стиху служит объяснением той же 3-й книги Левит главы 20-й стих 14-й: иже аще поймет жену и матер ея, беззаконие есть; во-вторых, в 54 м правиле 6-го вселенского собора, яко таком положении, которое основано на вышепрописанном законе, Богом данном Моисею, разумея притом сие правило по греческому оригиналу, коего смысл следующий: да не попустити двоюродной сестре сочетатися браком с двоюродным братом, ни сыну и отцу поят за себя дщерь и матерь, ни двум братьям взят в супружество матерь и дочерь; ни двум сестрам вступить в брак с братиями между собой родными; если же что таково сделано будет, по расторжении брака виновные да подвержены будут седмилетней епитимии; и когда преосвященные, по рассмотрении тех доношений, найдут по оным родства далее возбраненных вышеписанными правилами степеней, то вступивших в браки, не производя о сем никаких исследований, оставлять в супружеском сожитии неразлучными, не представляя св. Синоду, а буде в сих незапрещенных теми же правилами степенях окажутся объявляющие желание вступить в брак, то преосвященные имеют давать им на то позволение непосредственно от себя или чрез благочинных, или прямо приходским священникам; ежели же браки вступивших в оные и желающих вступить окажутся точно в вышепрописанных возбраненных к тому степенях и будут подлежать к расторжению их браки, то о таковых, по производстве чрез консисторию исследований, представлять св. Синоду на основании последовавших из оного 1805 февраля от 6 и 1806 годов февраля от 28 чисел указов, а просящим дозволение на вступление в таковые браки отказывать.

Указ св. Синода от 25 апреля 1841 года

(О трехродном родстве).

По делу о браке рыльского купца Игната Потатурина с купеческою вдовою Прасковьею Жиж иною в четвертой степени родства от трех родов, настоящим указом (1841 г. № 5778) св. Синода, между прочим постановлено: «В греческой Кормчей книге, изданной в 1800 году, по благословению Вселенского Патриарха и сущего с ним Синода, о родстве от трех родов, между прочим сказано: сродство сие бывает, когда три чуждые рода сродняются, между собою посредством брака. Древние для сего родства не полагали степеней, а возбраняли токмо те сожития, которые запретил закон. Закон же в сем родстве запретил брак в одном только первом степени. По списку же по делам св. Синода встречаются случаи, в которых запрещение к браку родства от трех родов простираемо бывает иногда далее, нежели должно, то предписать всем епархиальным преосвященным печатными указами, при разрешении браков в сродстве от трех родов руководствоваться правилом, напечатанным в Кормчей книге, 2-й части, в главе 50-й, где сказано: еже от троеродных, сие в первом точию степени запрещается по закону, обычаи обо запрещает и прочее, – с тем, чтобы запрещение к браку родства не было простираемо далее третьей степени, и чтобы по уважительным причинам, преосвященные могли разрешать и то, что возбранено токмо обычаем недревних времен, строго сохраняя запрещение закона и древних св. отец».

Указ св. Синода от 28-го марта 1859 г.

(О том, до которой степени воспрещаются браки в трехродном сродстве).

Из дел, бывших в рассмотрении св. Синода, видно, что в некоторых епархиях возникали недоразумения относительно браков лиц, состоящих между собою в трехродном родстве; то для отклонения па будущее время недоразумений по сему предмету, епархиальным начальствам предписать: а) внушить всем подведомственным им священно и церковнослужителям, что родство от трех родов определено в 50 главе 2-й части Кормчей книги, так: сие составляется от трех родов, яже суть сия, якоже в притчи, ин род есмь аз, и ин моя жена и брат ея, и ин жена брата жены моея, то сестра Женщины, состоящей или состоявшей в супружестве с братом жены какого либо лица, находится с сим последним лицом в четвертой степени трехродного родства; что лицам, состоящим между собою в первой степени сего родства, браки ни в каком случае не могут быть дозволяемы; что без точного разрешения епархиального начальства, они священно- и церковнослужители не должны приступать к повенчанию и лиц, состоящих между собою во второй, третьей и четвертой степенях трехродного родства, под опасением за неисполнение сего строжайшего взыскания, и что они священно- и церковнослужители, в сомнительных случаях должны входить с представлениями к начальству и ожидать предписаний; и б) с своей стороны, преосвященным епархиальным архиереям в дозволении разрешения браков в родстве трехродном руководствоваться в точности указом св. Синода от 25 апреля 1841 года, не запрещая ни в каком случае повенчания лиц, состоящих между собою в четвертой степени трехродного родства, и разрешая, по усмотрению нужды, сочетание браком тех лиц, которые находятся между собою во второй и третьей степени трехродного родства. О чем для должного исполнения объявить всему духовному ведомству печатными указами.

Мнение преосвященного Филарета, покойного митрополита Московского, о том, до которой степени должны быть запрещаемы браки в родстве от трех родов

В «Чтениях (Московского) Общества Любителей Духовного Просвещения» (II кн. 1870 г.) напечатано следующее мнение преосвящ. Филарета, митрополита Московского, по вопросу, – до которой степени должны быть запрещены браки в родстве от трех родов? «Для разрешения сего вопроса нужно принять в рассуждение коренные церковные правила и предписания св. Синода не только в отношении к сему, но и в отношении к другим видам родства, дабы не было несообразности в решениях. Коренные правила о возбраненном к браку родстве заключаются в XVIII главе книги Левит и в определениях шестого вселенского собора, именно правила 53 и 54. Здесь запрещаются к браку четыре степени родства от одного или двух родов, а об родстве от трех родов здесь нет ничего. За сим следуют правила, изложенные в 50-й главе Кормчей книги, в которых запрещение родства простирается до семи степеней. Сии правила ничего не говорят о своем происхождении, кроме одного неопределенного выражения о родстве от трехродных: сие в первом точию степени запрещается по закону, обычай убо запрещает и прочее. Сие неопределенное указание на закон может относиться к седьмой грани закона градского в той же Кормчей.

В греческой Кормчей (Пидалион) сии правила не названы правилами, а учением, и сказано, что оно – большею частию – заимствовано из гражданских законов. Следовательно, правила сии не имеют полной силы закона церковного. И потому-то св. Синод в 1810 году, усмотрев от чрезмерного родства затруднение в составлении браков в селениях малолюдных и мелкопоместных, оставь непоколебимыми правила шестого вселенского собора, прочие правила 50-й главы Кормчей книги не признал строго обязательными и дозволил епархиальным архиереям разрешать браки в пятой и шестой степени родства от одного и от двух родов. Но в числе сих самых правил, которые св. Синод признал не строго обязательными, заключаются и те правила, которые в родстве от трех родов запрещают браки до четвертой степени. Притом запрещения ослабляет также самая 50-я глава Кормчей, в которой сказано, что еже от троеродных, сие в первом точию степени запрещается по закону, обычай убо запрещает и прочее. Из сего видно, что указ св. Синода 1810 года о родстве от одного и двух родов и указ 1841 года о родстве от трех родов одинаковое имеют основание, одинаково соответствуют потребности в известных случаях, одинаково сохраняют неразрушимыми коренные церковные правила о родстве и браках. В указе 25 апреля 1841 года предоставлено преосвященным, по уважительным причинам, в трехродных разрешать то, что возбранено токмо обычаем, то есть, вторую и третью степень трехродных. Что касается до соображения, не будут ли подобные разрешения иметь неблагоприятного влияния на нравственность, сие возражение, если б имело силу, с большею силою могло бы представлено быть против разрешения пятой и шестой степени родства от одного рода. И таким образом, если бы отменить указ 1841 года, потребовалось бы отменить указ 1810 года, что конечно, неудобно и вело бы к новым затруднениям. В обоих указах благословно поступлено в том, что нерешительно сокращены правила родства, а предоставлено преосвященным давать разрешения по усмотрению нужды».

Указ св. Синода 1873 года, на имя архиепископа Подольского

По вопросу о духовном родстве.

Свят. Синод слушали предложенное г. синодальным обер-прокурором, от 19 апреля 1873 года, всеподаннейшее прошение вдовы Анны Гульдынской о дозволении ей вступить в брак с чиновником Лисецким, записанным в метрической книге восприемником дочери ее. По соображении с церковными правилами и государственными законами, оказывается: изложенное вт. правиле 53 св. вселенского собора Трульского общее положение о значении духовного родства, возбраняющего брачное сожительство между восприемлющими при крещении детей и вдовствующими матерями последних, не определяет того, чтобы при крещении одного младенца надлежало быть по одному восприемнику. А из предшествующих крещению молитв об оглашаемом и из последования крещения видно, что ответы за оглашаемого назначено произносить одному лицу; с одним же восприемлющим лицом и младенцем творит священник, по крещении, круга образ, тоже одно лицо поминается на ектении, и к нему единственно относится все то, о чем изъяснено в увещевании, глаголемом по крещении восприемнику. Притом, пред последованием крещения объяснено: «един довлеет восприемник, аще мужский пол есть крещаемый; аще женский, токмо восприемница». Если, таким образом, обрядовыми действиями одно лицо привлекается к сродству духовному с восприемлемым и родителями его, то не усматривается основания относить родство на других церемониальных лиц, когда они будут находиться при крещении и пожелают, согласно образцу метрической книги, приложенному к ст. 15 62, зак. сост. т. IX, рукоприкладствовать, при записи о событии, как свидетели. Посему находя возможным не усвоят духовного родства между Анною Гульдынскою и записанным восприемником при крещении дочери ее Андреем Лисецким, св. Синод определил предоставить преосвященному архиепископу подольскому разрешить Анне Гульдынской вступление в брак с Андреем Лисецким, если не встретится других законных к тому препятствий.

(«Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики». Изд. 2-е. М. 1875. Стр. 187–188).

Указ св. Синода от 31 октября, 1875 года, за № 2861, на имя архиепископа Ярославского

О дозволении вступит в брак с восприемницею сына.

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление Вашего Преосвященства от 3 октября 1875 года за № 2869, с испрашиванием разрешения: следует ли вдовому крестьянину Веденикту Иванову, по прошению его, дозволить вступление в брак с восприемницею сына его. Приказали: По соображении настоящего представления Вашего Преосвященства с церковными правилами, оказывается: в указе св. Синода 19-го января – 17-го февраля 1810 года (Полн. Собр. Закон. № 24091) постановлено: «восприемника и восприемницу детей от святого крещения разуметь в таком смысле, как написано в требнике под правилами о святом крещении». В объяснении же требника пред последованием о крещении изложено: «един довлеет восприемник, аще мужеский пол есть крещаемый, аще женский, токмо восприемница». Руководствуясь точным смыслом сего объяснения, св. Синод неоднократно признавал, что духовное сродство (кумовство) должно быть признаваемо лишь между родителями крещаемого младенца и восприемлющими оного лицами одинакового с ними пола, и что по этому рассуждению, содержащееся в правиле 53 шестого вселенского собора воспрещение браков между вдовствующими родителями и восприемниками их детей должно быть относимо только к восприемникам их сыновей и к восприемницам их дочерей, то есть, к тем лицам, которые произносят ответы за крещаемого младенца, с коими священник, по крещении, творит образ круга, и коих имя поминается на ектениях при последовании крещения. На сем основании, не признавая духовного сродства между Венедиктом Ивановым и восприемницею сына его Екатериною Алимпиевою, свят. Синод, в виду бывших примеров разрешения подобных бракосочетаний, определяет: предоставить Вашему Преосвященству разрешить крестьянину Венедикту Иванову вступление в брак с Екатериною Алимпиевою, если не встретится других законных к тому препятствий. О чем Вашему Преосвященству послать указ. (Яросл. Епарх. Ведом. 1876 г. № 9, ч. офиц.)

* * *

54

Указ объявлен был св. Синоду духовником Государыни, прот. Ф. Дубянским.


Источник: Изъяснение церковно-гражданских постановлений относительно браков, заключаемых в родстве или свойстве / [Соч.] Николая Смирнова, преп. Пенз. духов. семинарии. - Пенза : Губ. тип., 1877. - X, 102 с.

Комментарии для сайта Cackle