Н.К. Смирнов

Источник

Духовное родство в отношении к брачному союзу

Лица, между которыми брак воспрещается на основании духовного родства

Все, доселе сказанное, относится к так называемому плотскому родству, основывающемуся па естественном происхождении (рождении) одного лица от другого. Но христианин кроме плотского имеет еще духовное рождение (в купели крещения). Родство, основывающееся на этом духовном рождении, также может служить препятствием к браку, хотя в несравненно меньших размерах, чем плотское рождение. Духовное родство ограничивается восприемниками, воспринятыми (от купели) и родителями воспринятых. Поэтому браки положительно воспрещаются только:

1. между восприемниками и родителями воспринятых;

2. между восприемниками и воспринятыми.

Наша «Кормчая» доводит запрещение браков в духовном родстве до 8-й степени – дальше, чем по родству плотскому – на том основании, что духовное рождение выше плотского. Но еще в 1767 году св. Синод поставлял на вид преосв. епархиальным архиереям, что напрасно некоторые из них, «последуя одним только положенным в Кормчей книге о присвоениях расписаниям, чинят разводы и таким бракам, которые имеют между собою по сватовству только и по кумовству неблизкое присвоение, о чем в слове Божии и в правилах св. апостол и отец точного узаконения не положено». Указом же от 19 января 1810 г. предписано преосв. архиереям, чтобы в рассматривании духовного родства руководились они «53 правилом 6-го вселенского собора, напечатанным во II части Кормчей книги в грани о средствах святого крещения главы 50, где по прочем изображено: уведехом убо, яко в некиих местах неции, иже восприята сыны от святаго и спасительного крещения, сочетачаются в брак с матерями их, уже овдовевшими, повелеваем: да не к тому сицево что бывает. Аще же котории по сем правиле обличены будут сие творити, во первых убо сицевии да разлучатся от сицеваго супружества, по сем подлежат епитимии блудников. поскольку же из сего правила видно, что оное заключает в себе запрещение на вступление в брак воспринимавших детей от святого крещения с матерьми их, а относительно детей воспринимавшего с восприемлемым ничего в оном не сказано: Кормчей книги во II части усматривается, что, после того правила рассуждаемо было о сем обстоятельстве; но св. Синод соображаясь с толковниками последующих времен полагает, что ежели которую приимет от св. крещения, не может оную по сем пояти себе в жену, понеже уже есть ему дщерь, ниже матерь ея; что ж касается до восприемника и восприемницы детей от св· крещения, то разуметь их в таком смысле как показано в требнике под правилом о св. крещении».

Напрасно, поэтому, один священник пензенской епархии не повенчал родного сына восприемника с крестницею последнего; другой не решился повенчать жениха и невесту, имеющих одного и того же крестного отца. Частными указами св. Синода на имя некоторых преосв. архиереев (наприм. на имя архиеп. подольского от 19 апреля 1873 г., на имя ярославского архиепископа от 31 октября 1875 г.) разрешались браки даже между восприемником и матерью (овдовевшею) воспринятой им ее дочери; «так как (говорится в тех указах), пред последованием крещения (в требнике) объяснено: един довлеет восприемник, аще мужский пол есть крещаемый; аще женский, токмо восприемница. Если, таким образом, обрядовыми действиями одно лицо привлекается к сродству духовному с восприемлемым и родителями его, то не усматривается основания относить сродство на других церемониальных лиц, когда они будут находиться при крещении, и пожелают, согласно образцу метрической книги, приложенному к ст. 1562, зак. сост.-т. IX, рукоприкладствовать при записи о событии, как свидетели». Впрочем, указы эти не циркулированы, и потому не дают основании руководствоваться ими без нарочитого каждый раз в подобных случаях разрешения св. Синода, тем более, что в циркулярном указе св. Синода от 19 январи 1810 года, как мы видели, положительно воспрещается брак восприемника как с воспринятою, понеже уже есть ему дщерь, так и с материю воспринятой.

Родство между восприемником и восприемницею указом св. Синода от 31 декабря 1837 года объявлено несуществующим, и потому оно не может составлять препятствия к брачному союзу. Впрочем, так как родство это признается везде в нашем народе и сильно уважается, а – главное – так как указ св. Синода о недействительности этого родства дан только на имя преосв. архиереев, а не распубликован во всеобщее известие между всеми священно- и церковнослужителями, то дабы не сквернит совеет немощных, уважающих это родство, священники не должны венчать восприемника и осприемницу без предварительного разрешения своего епархиального начальства, по силе указа св. Синода от 19 января 1810 года.

Объяснение некоторых названий, прилагаемых к родственным лицам

А. Старинные названия, встречающиеся в «Кормчей».

1. Стрый – дядя по отцу.

2. Уец – дядя по матери.

3. Братанич – племянник по брату.

4. Сестричищ – племянник по сестре.

5. Стрый великий – двоиор. дед.

6. Тетки великая – двоюр. бабка.

7. Первая брату чада или первые стрыйные братья и сестры – двоюродные братья и сестры.

8. Стрый малый – двоюр. брат отца или матери.

9. Тетка малая – двоюр. сестра отца или матери.

10. Внук и внука стрыйные – двоюр. племянник и племянница, или внучатные племянник и племянница.

11. Вторая брату чада, или вторые стрыйные или внучатные братья и сестры – троюродные братья и сестры.

Б. Ныне употребляющиеся названия.

1. В родстве двухродном.

1) Свекор – отец мужа.

2) Свекровь – мать мужа.

3) Тесть – отец жены.

4) Теща – мать жены.

5) Пасерб или пасынок – сын мужа от другой его жены, или сын жены от другого ее мужа43.

6) Падчерица – дочь мужа от другой его жены или дочь жены от другого ее мужа44.

7) Зять – муж дочери или сестры.

8) Сноха пли невестка – жена сына.

9) Невесткою называют также жену брата.

10) Деверь – брат мужа.

11) Швагер или шурин – брат жены.

12) Золовка или сват – сестра мужа.

13) Свояченица – сестра жены.

14) Сватья и свахи, или близоцы – родители мужа и жены между собою.

15) Сводные братья и сестры пасынки одному и сыновья другому супругу, или падчерицы одному и дочери другому.

2. В родстве трехродном.

1) Ятров пли ятровица – жена деверя.

2) Свояк – муж свояченицы.

Прошения о разрешении браков в родстве или свойстве

1. Прошения о разрешении браков в родстве или свойстве должны быть подаваемы непременно на имя преосвященных архиереев, а не в консисторию; так как вслед за «Духовным Регламентом» (ч. II, о делах епископа, и. 2), указом св. Синода от 19 сентября 1787 г. предписано епархиальным архиереям, «не ссылаясь ни на кого из подчиненных, самим родства или свойства (между лицами, вступающими в брак) рассматривать прилежно».

2. Прошения эти могут быть подаваемы как самим женихом, так и родителями, родственниками пли опекунами его.

3. В прошении должно быть показано, в какой степени родства или свойства стоит жених по отношению к невесте. Достоверность этого показания должна быть засвидетельствована приходским священником, который прилагает к прошению расписание родства между женихом и невестою.

Свидетельство это может иметь следующую форму:

«Я, нижеподписавшийся, свидетельствую, что прихожанин мой, краснослободскаго уезда, села Максимовки, крестьянин Иван Васильев действительно состоит в пяти степенях двухродного свойства по отношению к усватанной им невесте, Анне Михайловой – дочери крестьянина того же села Максимовки, Михаила Петрова; так как помянутая невеста есть тетка жени брата жениха45, Ивана Васильева. В метрических книгах церкви села Засимовки записаны: 1) в 1857 г., под № 31, рождение жениха Ивана Васильева от крестьянина Василья Савельева и законной жены его Марии Ивановой; 2) в 1845 г. под № 50 – рождение брата жениха, Петра Васильева; 3) в 1866 г. под № 19 – бракосочетание Петра Васильева с крестьянскою девицею Татьяною Федоровой; 4) в 1847 г. под № 7 – рождение жены брата жениха от крестьянина Феодора Павлова и законной жены его Елизаветы Михайловой; в 1827 г. под № 9 – рождение матери жены брата жениха от крестьянина Михаила Петрова и законной жены его Василисы Павловой; наконец 5) в 1859 г. под № 14 – рождение тетки жены брата жениха, невесты последнего, Анны Михайловой. Таким образом:

Подпись священника.

4. При всяком определении близости родства за доказательство приемлются приходские (метрические) книги, и, смотря по званию лиц, коих родство отыскивается, родословные дворянские книги, городовые обывательские книги, ревизские сказки и прочие акты состояний (Св. Зак. 1857. Т. X, ч. 1, ст. 209).

5. Прошения должны быть писаны на гербовой бумаге 40-копеечного достоинства или на простой, но с приклеенной маркой в 40 копеек (Уст. о гербов. сборе. Гл. II, ст. 6).

Епархиальный суд по делам о браках, совершенных в таких степенях родства или свойства, в которых брак воспрещается

Брачные сопряжения лиц, состоящих в близком, то есть, в запрещенных церковными правилами степенях, кровном или духовном), родстве или свойстве, законными и действительными не признаются46.

По законном удостоверении, браки эти расторгаются. Брачившиеся предаются церковному покаянию, а суждение о прижитых ими детях передается гражданскому начальству. Лицам, бывшим в таком браке, не возбраняется вступить в новые браки, если нет других тому препятствий47.

Заключения свои о незаконности браков по родству и по восприемничеству от купели епархиальное начальство должно основывать на строгом рассмотрении доказательств, о родстве и соображении степеней оного с правилами, изъясненными в определениях св. Отвода, основанных на точном разуме св. Церкви48.

4. Если по обстоятельствам дела будет оказываться, что повенчанные действительно состоят в близком родстве, и брак их противен уставам церкви, то епархиальное начальство тогда же сносится с местным гражданским о разлучении их от сожительства, а решительные определения о расторжении таковых браков представляет на усмотрение св. Синода49.

5. За повенчание лиц, соединенных родством в первых четырех степенях и в родстве духовном священнослужители, если учинили то по несоблюдению предосторожностей, которые могли бы открыть незаконность брака, наказываются содержанием в монастыре от трех до шести месяцев. А если доказано будет, что они учинили то не без ведома о препятствии, то священнослужители лишаются санов, с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях, а причетники наказываются обдержанием в монастырях на послушании сроком до шести месяцев, или исключаются из духовного звания, смотря по их поведению в других отношениях50.

6. Лицо, исповедующее православную веру, за вступление заведомо в брак в такой степени родства или свойства, в которой закон не дозволяет браков, подвергается (гражданским судом) заключению в тюрьме на время от четырех месяцев до одного года и четырех месяцев и церковному покаянию по определению духовного суда51.

Постановления сей статьи не распространяются на вступивших заведомо в брак в первой или второй степени родства. За противозаконные супружества сего рода виновные подвергаются наказаниям, за кровосмешение в сих степенях определенным в 1593 и 1594 статьях улож. о наказаниях.

1593 ст. улож. о наказ. За кровосмешение с родственником или родственницею в прямой восходящей или нисходящей линии, в какой бы то ни было степени, виновные приговариваются: к лишению всех прав состояния и к ссылке в отдаленнейшие места Сибири для заключения там, вместо поселения, в тюрьме в уединении на шесть лет и восемь месяцев; по истечении сего времени они отдаются в монастырь на всю жизнь, для употребления на тяжкие в оном работы.

Те из них, которые исповедуют христианскую веру, предаются сверх того церковному покаянию по распоряжению своего духовного начальства.

1594 ст. За кровосмешение с родственниками в боковых линиях... во второй степени виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке в Сибирь для заключения там в тюрьме в продолжение трех лет и четырех месяцев; по истечении сего времени они отдаются в монастырь на всю жизнь, для употребления на тяжкие в оном работы.

Сверх того, предаются церковному покаянию по распоряжению духовного начальства.

7. Лица других христианских исповеданий за вступление в брак в недозволенных законом степенях родства или свойства, без особого на то надлежащего разрешения, подвергаются заключению в тюрьме от двух до четырех месяцев и предаются церковному покаянию по усмотрению и распоряжению своего духовного начальства52.

8. Родители или опекуны, за допущение заведомо брака в воспрещенных законами степенях родства или свойства, подвергаются аресту на время от трех дней до трех месяцев.

Постановления сей статьи также не распространяются на допустивших заведомо брак в первой или второй степени родства: в сих случаях заведомо допустившие такой брак подвергаются, как сообщники в кровосмешении, на основании 119 ст. У лож. о наказ, (то есть подлежат наказанию, за сие преступление законом положенному)53.

* * *

43

Название пасынок часто определяют так: это – сын мужа от первой его жены или сын жены от первого ее мужа. Но такое определение не совсем точно: пасынком может быть сын мужа и от второй его жены по отношению к первой (умершей), равно как и сын жены от второго ел мужа по отношению к первому (умершему).

44

Примечание о названии пасынок имеет приложение и к названию падчерица.

45

Пособием для подобных определений могут служит заголовки вышеприведенных таблиц.

46

Св. Зак. 1857. Т. X, ч. 1. ст. 37. Уст. Дух. Конс., § 219. – Дела об этих, как и вообще о незаконных браках, могут начинаться: а) по отношениям гражданского начальства, б) по. донесениям подчиненных епархиальному начальству мест и должностных лиц и в) по частным жалобам и доносам. «Уст. Дух. Конс.» § 216.

47

Уст. Дух. Конс., § 220.

48

Там же, § 221.

49

Именной ук. от 23 ноября 1752 г. Ук. св. Синода от 31 марта, 1767 г. Именной указ, данный св. Синоду от 1 янв. 1805 г. Ук. св. Синода от 19 янв. 1810 г. – Уст. Дух. Конс. § 221.

50

Св. Закон. Угол. Кн. I. Уложен, о наказ, (изд. 1866 г.), ст. 1574. Уст. Дух. Конс., §§ 200 п 201.

51

Улож. о наказ., ст. 1559

52

Улож. о наказ., ст. 1560.

53

Улож. о наказ., ст. 1562.


Источник: Изъяснение церковно-гражданских постановлений относительно браков, заключаемых в родстве или свойстве / [Соч.] Николая Смирнова, преп. Пенз. духов. семинарии. - Пенза : Губ. тип., 1877. - X, 102 с.

Комментарии для сайта Cackle