Н.К. Смирнов

Источник

Двухродное свойство

Степени сего свойства, в которых браки воспрещаются и разрешаются

В двухродном свойстве, точно также, как и в родстве однородном, браки безусловно воспрещаются до четырех степеней включительно; в пятой степени могут быть разрешаемы епархиальным архиереем, по силе указа св. Синода от 19 января 1810 года. Но и в шестой степени двухродного свойства священники не всегда могут приступать к повенчанию браков без разрешения преосвященного. Таковое разрешение требуется именно в тех случаях, когда чрез брачное сопряжение данных лиц произойдет смешение родственных имен и отношений20. Именно, священникам возбраняется непосредственно венчать следующих лиц в шести степенях двухродного свойства:

1) деда и внука на двоюродных сестрах;

2) двух братьев на двоюродных сестрах;

3) двух братьев на бабке и внуке от брата или сестры ее;

4) дядю и племянника – первого на племяннице, второго на тетке;

5) двоюродных дядю и племянника – первого на дочери, второго на матери21.

И наоборот – с женской стороны в тех же самых степенях священники не могут венчать без архиерейского разрешения:

1) бабку и внуку с двоюродными братьями;

2) двух сестер с двоюродными братьями;

3) двух сестер с дедом и внуком родного брата или сестры его;

4) тетку и племянницу – первую с племянником, вторую с дядею;

5) двоюродных тетку и племянницу – первую с сыном, вторую с отцом.

Где же смешения родственных имен и отношений не произойдет, там браки священник должен венчать, не утруждая епархиальную власть прошениями о разрешении таковых браков. Наприм., дед и внук могут быть повенчаны – первый на бабке, второй на внуке от брата или сестры ее; дядя и племянник – первый на тетке, второй на племяннице; потому что в обоих случаях как старшие, так и младшие родственники остаются на своих местах.

Счисление степеней в двухродном свойстве

1. При счислении степеней как в однородном родстве, так и в двухродном (равно и в трехродном, – см. ниже) свойстве во всех случаях неизменно следует принимать мужа и жену за одно лицо; так чтобы кровные родственники мужа полагались по отношению к его жене в одних и тех же степенях и наоборот – родственники жены считались в одинаковой родственной близости и в отношении к ее мужу. Па этом основании, так называемые, сводные братья и сестры22 считаются, как родные, в двух степенях, но конечно не однородного, а двухродного родства23.

Существует, впрочем, довольно распространенное мнение, будто бы мужа и жену следует считать за одно лицо только в отношении о исходящему от них потомству, родственники же с той и другой стороны должны быт полагаемы в разных степенях24. «Так как – говорят – муж и жена, составляя одно для нисходящего от них потомства, не превращают, однако ж, двух родов в один, то и супруги в отношении к родственникам с той и другой стороны должны быт полагаемы в разных степенях». Таким образом, мнение это вводит раздельную степень между мужем и женою в отношении к родственникам того и другой; так что кровные родственники жены по отношению к ее мужу признаются находящимися не в тех же самых степенях, в которых стоят они к жене, а на одну степень далее и наоборот. Иначе сказать: родственники в двухродном свойстве определяются не теми степенями, в которых считаются соответствующие им кровные родственники, а на одну степень дальше последних. Поэтому, наприм., тестя следует считать не в первой степени в отношении к зятю, как родного отца, а во второй, сестру жены – не во второй степени, как родную сестру, а в третьей, жену двоюр. брата – не в четвертой степени, как самого двоюродн. брата (или сестру), а в пятой и т. д.

Но суждение, на котором хотят обосновать такой способ счисления родственных степеней в двухродном свойстве, очевидно, не может быть признано справедливым не только с канонической, но даже просто с логической точки зрения. Совершенно справедливо, что муж и жена не превращают двух родов в один, но заключать отсюда, что родственники с той и другой стороны должны быть полагаемы в разных степенях, значит из посылки выводить заключение, вовсе ей несоответствующее; так как род и степень – совершенно различные понятия. Прямое же следствие, вытекающее из сказанного положения, состоит в том, что родственники мужа и жены должны считаться в разных родах (но не степенях), то есть: родственники мужа должны быть полагаемы в отношении к жене его не в однородном родстве, как ее кровные родственники, а в двухродном (или трехродном) свойстве и наоборот. Что же касается степеней, счет их необходимо должен быть одинаков как в кровном родстве, так и в свойстве. Степенью называется связь одного лица с другим посредством рождения251); следовательно – сколько посредствует рождений между данными родственниками, сколько же и степеней между ними. Например – поскольку между мною и вдовою моего двоюр. брата посредствует 4 рождения, то и степеней здесь только 4 (а не 5, как показано в «Яросл. Епарх. Ведом.» 1875 г. № 43), то есть – столько, сколько между двоюр. братьями; так как нельзя же сказать, что есть еще рождение и степень между мужем и женою, или в данном случае – между моим двоюр. братом и его вдовою.

Несостоятельность нового способа счисления родственных степеней откроется еще яснее, если мы поставим его пред судом соборных и святоотеческих правил. По церковным правилам, изложенным в указе свят. Синода от 19 января–17 февраля 1810 года, запрещение браков в сродстве от двух родов простирается до четырех степеней (включительно). Указ же этот приводит 54 правило VI всел. собора, которое читается так: «Божественное Писание ясно научает нас, да не «приступити ко всякому ближнему плоти твоея открыти срамоты его (Лев.18:6). Но поскольку чрез неразличительное запрещение беззаконных браков естество само себя смешивало, то мы признали нужным открытее изложити сие, и определяем отныне: аще кто совокупляется в общение брака со дщерию брата своего, или аще отец и сын с материю и дщерию, или с двема девами сестрами отец и сын, или с двумя братиями матерь и дщерь, или два брата с двумя сестрами: да подвергаются правилу седмилетней епитимии, явно, по разлучении их от беззаконного супружества». По объяснению св. Синода, этим правилом воспрещается брак в двухродном свойстве до четырех степеней26; в конце же правила запрещается сочетаваться браком двум (родным) братьям (одного рода) с двумя родными же сестрами (другого); следовательно, св. Синод признает здесь 4 степени, т. е. сестру жены родного брата данного лица полагает в 4-й степени в отношении к последнему, что совершенно справедливо. Но если мужа и жену в отношении к родственникам с той и другой стороны полагать в разных степенях (точнее – не в тех степенях, в которых считаются кровные родственники, а на одну степень далее), то сестра жены моего брата окажется по отношению ко мне в 5-й степени, и следовательно, вопреки прямому смыслу 54 правила трульского собора, родные братья могут жениться на родных сестрах. Для наглядности представляем две сравнительных таблицы, из которых первая показывает общепринятый, а вторая – новый способ счисления родственных степеней между поименованными лицами:

Конечно, было бы крайне неосновательно утверждать, что трульский собор запрещает только родным братьям жениться па родных сестрах, но не полагает такого же запрещения по отношению к другим лицам, находящимся в четырех степенях двухродного свойства. Собор представляет только наглядный пример 4-й степени в помянутом свойстве; запрещение же браков относится вообще ко всем родственникам в четырех степенях свойства от двух родов, как это подтверждают все указы св. Синода, касавшиеся данного вопроса.

Новый способ счисления родственных степеней стараются оправдать ссылкою на 79 правило св. Василия Великаго, где будто бы сродство между пасынком и мачехою сравнено с сродством с сестрою, и, следовательно, как между сестрами две степени, так и между пасынком и мачехою должно считать не одну, а тоже две степени27. Но из правила этого, которое читается так: «Вознеистовствовавший на свою мачеху подлежит тому же правилу, так и неистовствовавший на свою сестру», вовсе не видно, чтобы св. Василий Великий имел здесь намерение рассуждать о том, что мачеха должна считаться в той же степени, в какой полагается родная сестра. Гораздо яснее говорит св. отец о сравнительной близости родственных отношений в 87-м своем правиле: «Аще кто, будучи одержим страстию нечистоты, впадет в бесчинное совокупление с двумя сестрами, то и браком сие не почитается, и в церковное собрание таковые приемлются не прежде, как по разлучении друг от друга. Ибо как не может он взяти матерь жены своея, ниже дщерь ея (свою падчерицу), потому что не может взяти свою матерь, ниже дщерь ея (родную дочь свою): такожде не может взяти сестру жены своея, потому что не может взяти сестру свою. И обратно, не позволительно и жене сожительствовати с сродниками мужа; потому что права родства общи для обоих». Определеннее этого трудно выразиться. Св. Василий Великий совершенно отожествляет родственников мужа с соответствующими родственниками жены, так что, наприм., сестра моей жены должна считаться в такой же родственной близости ко мне, как и кровная сестра; мать моей жены столь же близка ко мне, как и родная мать: права родства общи для обоих, то есть, как для мужа, так и для жены.

В практике русской церкви руководством при счислении степеней в родстве и свойстве служит 50-я глава II части, так называемой, «Кормчей» книги. Правда, Кормчая по отношению к родству простирает запрещение браков гораздо далее, чем принято в нашей церкви, но собственно счет степеней представлен в помянутой книге совершенно верный, – сомнения в этом никем и никогда не было выражаемо. Между тем «Кормчая» в «Главизне о сродстве яже от двуродных» везде принимает мужа и жену за одно лицо не только для исходящего от них потомства, но и в отношении к родственникам с той и другой стороны. Например:

«Никто же может пояти себе в жену две стрыйные (то есть – двоюродные) сестры, понеже четвертого суть степене».

«Отец, и сын не могут тетку простую (родную) и внуку ее (племянницу) пояти: степень четвертый не бывает.

Но если между мужем и женою полагать раздельную степень, в обоих примерах окажется не четыре, а пять степеней, именно:

Согласно с указанными правилами трульского собора и св. Василия Великаго, равно как и с Кормчего книгою, до последнего времени считалось самым общим и бесспорным правилом принимать мужа и жену за одно лицо как в родстве, так и в свойстве. Смотр., например: «Оглавление законам Греко-российской церкви». Я. Гиновского, ч. 1. Санкт-Петербург, 1828 г. «Моск. Епарх. Ведом», 1875 год., № 12, в ст. о браках, стр. 420. «Записки по церковному законоведению». Прот. Скворцева, изд. 3-е, Киев, 1861 г., стр. 193. «О видах и степенях родства». Его же. «Практическое изложение церковно-гражданских постановлений в руководство священнику на случаи совершения различных треб церковных». Свящ. Парвова, – в отделе: о таинстве брака. «О степенях родства всех видов для правильного разбора их, при совершении таинства брака». Изложение преосв. Иринея (Фальковского), коадъютора киевской митрополии, – в «Руководстве для сельских пастырей», 1876. №№ 7-й и 8-й.

Строго держатся помянутого правила и наши гражданские законы. Так 1594 статья «Свод, закон, угол.» (изд. 1866 г., в кн. 1, разд. XI), говорит: «За кровосмешение в третьей степени родства или же в первой степени свойства, то есть, с тещею или свекром, зятем (мужем дочери) или снохою (женою сына) виновные подвергаются» и проч. «За кровосмешение в четвертой степени родства... или же во второй степени свойства, то есть, с деверем (братом мужа) или невесткою (женою брата), зятем (мужем сестры) или своячиною (сестрою жены) виновные подвергаются» и проч. Но теща и свекор, зять (муж дочери) и сноха (жена сына) будут приходиться в первой степени свойства, а деверь и невестка (жена брата), зять (муж сестры) и свояченица – во второй степени того же свойства только в том случае, если мужа и жену при счислении степеней принимать за одно лицо не только к исходящему от них потомству, но и в отношении к родственникам с той и другой стороны. В противном случае, если между мужем и женою полагать раздельную степень, то вопреки приведенной статье «Свод. зак. угол.», теща и свекор, зять (муж дочери) и сноха окажутся во второй степени, а деверь и невестка (жена брата), зять (муж сестры) и свояченица – в третьей степени двухродного свойства.

2. Двухродное свойство образуется от соединения двух родов посредством брачных сопряжений, иначе сказать: сближение двух родов производят муж и жена. При счислении степеней в двухродном свойстве и следует прежде всего найти тех супругов, которые сближают род жениха с родом невесты.

Жених может избрать невесту из фамилии или своей (умершей) жены или жены своего (кровного) родственника или же мужа своей (кровной) родственницы. В первом случае сам жених роднит себя с родом невесты (табл. 1); во втором и третьем случаях лицами, роднящими жениха с невестою бывают: отец с женою – мачехою жениха или мать с мужем – отчимом жениха (табл. 2), дед с женою – мачехою отца (матери) жениха или бабка с мужем – отчимом отца (матери) жениха (табл. 3), прадед с женою – мачехою деда (бабки) жениха или прабабка с мужем – отчимом деда (бабки) жениха (табл. 4), прапрадед с женою – мачехою прадеда (прабабки) жениха или прапрабабка с мужем – отчимом прадеда (прабабки) жениха (табл. 5), сын с женою или дочь с мужем (табл. 6), внук с женою пли внука с мужем (табл. 7), брат с женою или сестра с мужем (табл. 8), племянник с женою или племянница с мужем (табл. 9), двоюр. внук с женою или двоюр. внука с мужем (табл. 10), дядя с женою или тетка с мужем (табл. 11), двоюр. брат с женою или двоюр. сестра с мужем (табл. 12), двоюр. племянник с женою или двоюр. племянница с мужем (табл. 13), троюрод. внук с женою или троюр. внука с мужем (табл. 14), двоюр. дед с женою или двоюр. бабка с мужем (табл. 15), двоюр. дядя с женою или двоюр. тетка с мужем (табл. 16).

По нахождении супругов, сближающих род жениха с родом невесты, следует: а) определить степени родства между женихом и тем из помянутых супругов, который будет кровным родственником жениха (если только невеста жениха не есть кровная родственница умершей жены самого жениха); б) определить родство между другим супругом и его кровною родственницею – невестою; в) сложить те и другие степени, сумма которых покажет близость родства между женихом и невестою.

Положим, наприм., требуется определить родство между женихом и невестою – теткою жены его двоюр. брата. Лицами, сближающими фамилию жениха с фамилией невесты являются здесь двоюр. брат жениха с своею женою, из них кровный родственник жениха – его двоюр. брат, кровная родственница невесты – ее племянница (жена двоюр. брата жениха). Между женихом и его двоюр. братом 4 степени; между племянницею (женою двоюр. брата жениха) и ее теткою (невестою) 3 степени. Следовательно – жених и невеста будут в 4+3=7 степенях свойства от двух родов.

Таблицы двухродного свойства

1 между женихом(Я) и родственниками его умершей жены (по смерти которой, он снова женится)

Та

2 между женихом и родственниками отчима или мачехи жениха

3 между женихом и родственниками мачехи или отчима родного отца (матери) жениха

4 между женихом и родственниками мачехи или отчима родного деда (бабки) жениха

5 между женихом и родственниками мачехи или отчима прадеда (прабабки) жениха

6 между женихом (вдовым) и родственниками жены его сына или мужа его дочери

7 между женихом (вдовым) и родственниками жены его внука или мужа его внуки

8 между женихом и родственниками жены брата или мужа сестры жениха

9 между женихом и родственниками жены племянника или мужа племянницы жениха

10 между женихом и родственниками жены двоюр. внуки или жены двоюр. внука жениха

11 между женихом и родственниками жены дяди или мужа тетки жениха

12 между женихом и родственниками жены двоюр. брата или мужа двоюр. сестры жениха

13 между женихом и родственниками мужа двоюр. племянницы или жены двоюр. племянника жениха

14 между женихом и родственниками мужа троюр. внуки или жены троюр. внука жениха

15 между женихом и родственниками жены двоюр. деда или мужа двоюр. бабки жениха

16 между женихом и родственниками мужа двоюр. тетки или жены двоюр. дяди жениха

17 между женихом и родственниками мужа троюр. сестры или жены троюр. брата жениха

Примечания

1. В приведенных таблицах мы назвали родственных лиц именами, какие им свойственны в однородном или кровном родстве (каковы: отец, дед, сын, внук, брат, дядя и проч.). Из названий, употребляющихся для обозначения двухродного свойства, встречаются только отчим и мачеха, введенные для избежания сбивчивости.

2. Цифры, стоящие поверх имен, всегда обозначают степени, в которых те или другие лица приходятся к жениху.

3. Когда два жениха, находящиеся во взаимном кровном родстве, желают вступить в брак с невестами – также родственницами между собою, надобно представить одного из них как бы уже женатым на избранной им невесте, другого поставить на место Я и потом, отыскав соответствующую таблицу, определять родство обыкновенным путем. Например, два родных брата желают жениться на двоюродных сестрах. Представим, что один из братьев уже женат па своей невесте, другого ставим на место Я и по таблице, показывающей родство между женихом и родственниками жены его брата (см. эту таблицу под цифрою 8), находим, что жених и невеста будут в шести степенях двухродного свойства.

4. Везде мы ограничились только действительным родством, не доводя оного далее 7 степеней. Например, в таблице родства между женихом и родственниками жены его дяди или мужа его тетки (см. эту таблицу под цифрою 11) нет ни двоюродных племянника и племянницы, ни двоюродных правнука и правнуки, которые составили бы по отношению к жениху 8-ю степень. Но и из суммы действительных родственников мы исключили тех, которые в данном случае ни сами не принадлежат к категории лиц, с которыми браки возможны, ни составляют каких-либо посредствующих степеней в происхождении этих лиц. Так, наприм., в 1-й таблице, показывающей родство между женихом (вдовым) и родственниками его умершей жены, не поставлено имен ни пасынка или падчерицы жениха, ни детей, ни внуков их, так как браки с этими и происходящими от них лицами невозможны.

5. При пользовании вышеприведенными таблицами необходимо наперед найти тех супругов, которые сближают род жениха с родом невесты. В этом вся трудность. Отыскав этих лиц, священник уже не ошибется в таблице, которою следует руковолствоваться в данном случае. Ему стоит только обратить внимание на заголовки таблиц.

* * *

20

Здесь принимается во внимание такое смешение родственных имен и отношений, чрез которое старшие родственники нисходят на место младших, или входят в родственное подчинение младшим; или из родства кровного – ближайшего переходят в родство дальнейшее – двухродное, как это видно из представленных нами случаев такого смешения родственных лиц. В седьмой и дальнейших степенях хотя также возможно смешение родства, но там оно уже не имеет значения.

21

Дед и внук в первом случае и два брата во втором сделаются вместе с тем свояками; в третьем случа один брат будет дедом, другой внуком, в четвертом дядя станет племянником, а племянник дядею, наконец, в пятом дядя сыном, племянник отцом.

22

Сводными братьями и сестрами называются дети от разных отцов, но от одной матери, или от одного отца, но разных матерей. Это бывает: когда вдова, вступая во второй брак, имеет детей от первого мужа, или, когда муж вдовый, имея детей от первой жены, вступает в новый брак. Эти приведенные мужем или женою дети с детьми после от них родившимися и называются между собою сводными братьями и сестрами. Бывают, впрочем, сводные братья и сестры от разных отцов и разных матерей, когда вдовец, имеющий детей, женится на вдове с детьми же.

23

См. в Кормчей, ч. II, гл. 50. Правосл. Обозр. 1859 г. ч. II. стр. 411. «Практическое изложение церковно-гражданских постановлений на случаи совершения важнейших треб церковных», – свящ. Парвова, стр. 137. «Моск. Епарх. Ведом.» 1870 г. № 26.

24

«Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики». Спб. 1875 г., стр. 167–168 и 2-е изд. Москва, 1875 г., стр. 174–175. «Харьк. Епарх. Ведом.» 1870 г. стр. 292; 1876 г. № 16, стр. 115–116. «Самар. Епарх. Вед.» 1875 г. № 19-й. «Херс. Епарх. Ведом.» 1875 г. № 21, стран. 726–728. «Яросл. Епарх. Ведом.» 1875 г., стран, 341, 405 и 414. «Иркутск. Епарх. Ведом.» 1873 г. № 9-й. «Уроки практического руководства для пастырей». Прот. Громова. Иркутск, 1878 г., стр. 141.

25

Свод зак. Росс. импер. Изд. 1857 г., т. X, ч. I, ст. 198.

26

Указ. св. Синода на имя преосвященного самарского, от 4 авг. 1875 г. за № 2051. Мнение московск. митроп. Филарета, напеч. в «Приложении».

27

Харьк. Епарх. Ведом. 1870 г., стр. 292.


Источник: Изъяснение церковно-гражданских постановлений относительно браков, заключаемых в родстве или свойстве / [Соч.] Николая Смирнова, преп. Пенз. духов. семинарии. - Пенза : Губ. тип., 1877. - X, 102 с.

Комментарии для сайта Cackle