М.В. Корогодина

Источник

Глава 16. Грехи против веры

В исповедных текстах с середины XVI в. и особенно в XVII в. все большее распространение получают вопросы, посвящённые выяснению ортодоксальности веры. Специальные вопросники о вере, предшествовавшие исповедным текстам, предназначенным для мирян, подразумевали чрезвычайно высокую степень осознания основ вероучения, а не только следование традиционным обрядам. Впрочем, такие вопросники адресовались не всем приходящим на исповедь: недостаточно образованный человек просто не понял бы, о чем его спрашивают. Текст ВВ-Печ. тр. открывается фразой: «Да аще кто учен книгам, то испытовает кающагося о вере, како мудрствует о Бозе».1125 Хотя вопросники о вере обращены к «учёным», они всегда стоят перед общими текстами для мирян – мужчин и женщин. Это косвенно свидетельствует о том, что тех, кому задавались подобные вопросы, было не так уж мало. Специальные вопросники, предназначенные для таких категорий людей, которые представляли собой меньшинство, всегда выносились в конец чина исповеди, записываясь после общих мирских вопросников. Так, в конце записываются тексты для вельмож, «судий», «жен властельских», дьяконов и даже для священников и иноков. Если бы те, кто «учен книгам», были в меньшинстве, незначительном в общем потоке неграмотных прихожан, то вопросы о вере были бы отнесены в конец чина исповеди. Исключение составляет вопросник первой половины XVII в. ВВ-Погод. 308, в котором вопросы предлагается задавать всем, а не только тем, кто «учен книгам», и подчёркивается, что если человек неграмотен, то молитвы вместо него произносит священник.

В то же время в общих вопросниках для мирян часто встречаются отдельные статьи о вере. Единичные статьи читаются уже в текстах рубежа XV–XVI вв., но в основной массе они появляются с середины XVI в. Так, в вопросник для мирян середины XVI в. М-Соф. 890 вкраплены две статьи, заимствованные из вопросника о вере.1126 Статьи, говорящие об ортодоксальной православной вере, тесно переплетены с вопросами о суевериях и народных полуязыческих верованиях, и большое количество статей о вере, народной и ортодоксальной, свидетельствует о повышении интереса к подобной проблематике.

Можно назвать несколько причин повышенного внимания к народным верованиям, возросшего в середине XVI в. Одна из них – продолжающаяся христианизация Севера Руси, просвещение карелофинского населения, искоренение языческих треб и обрядов. Этой теме посвящены некоторые грамоты архиепископов новгородских, отправленные в Вотскую пятину: грамота 1534 г. архиепископа Макария (будущего митрополита), грамота 1548 г. архиепископа Феодосия.1127 В грамотах упоминается о тех же верованиях, о которых говорится в исповедных вопросниках. Кроме того, необходимо учитывать, что в XVI в. продолжается расцвет книжных центров на Руси; в Москве процветают кружки книголюбов, в середине столетия объединявшиеся вокруг митрополита Макария.1128 В кружках, ведущих традицию от Геннадиевского кружка XV в., неизменно сохранялся интерес как к проявлениям народных, полуязыческих верований, так и вообще к сакральному знанию.

Мы полагаем, что повышенный интерес к подобным темам среди книжников XVI в., наравне с увеличением контактов с нехристианизированными народностями, мог способствовать росту интереса к древним обрядам и среди общей массы населения. Аналогичный процесс мы имели возможность наблюдать и в XX в., когда бурный интерес к оккультизму среди интеллигенции привёл в конечном счёте к распространению огромного количества брошюрок с заговорами «от бабы Клавы» и к процветанию всяческих «знахарок» и «ворожей», публикующих объявления в бесплатных газетах для «простого» народа.

1. Вера в Троицу, Богородицу и святых

«Веруеши ли в Отца и Сына и Святого Духа?»1129 – главный вопрос о вере. Он стал появляться в некоторых текстах для мирян с середины XVI в., с него начинается большинство вопросников о вере. Обычно в вопросниках о вере сразу после приведённого вопроса кающемуся предлагается прочитать Символ веры. В текстах XVII в. наравне с верой в Троицу спрашивается о вере «во святую соборную и апостольскую Церковь».1130 Следом за вопросом о Троице идёт вопрос о вере в Богородицу и святых, очевидно, приравненный по своему значению к первой статье: «Веруеши ли в Пречистую Его Матерь Божию и во вся святыа?»1131 Большое значение этого вопроса доказывается тем, что он также встречается в некоторых общих вопросниках для мирян. Большинство исповедных текстов предлагает вопросы о вере в Троицу, Христа и Богородицу в кратком виде, лишь в единичных текстах мы находим некоторые дополнения. Так, в вопроснике конца XVII в. спрашивается о Богородице: «исповедуеши ли Ея сущую Богородицю?», о святых уточняется: «иже от века Богу угодившия, от них же истинно чюдеса истекают».8

В тексте, созданном в конце XVI в. и вошедшем в состав печатного требника, предлагаются обширные и подробные вопросы, предполагающие детальное знакомство с основами вероучения: «Исповедуеши ли в Троице единаго Бога, несметна и неразделна, и соприсносущна? Исповедаеши ли Христа в двуестествех, сиречь в Божестве и человечестве, во едином же лице, и веруеши ли? Почитаеши ли честный крест Господень? Исповедуеши ли Пречистую Богородицу, сущую Матерь истиннаго Бога нашего Исуса Христа, Творца всей твари? Чтеши ли святаго Иоанна Предтечу, Крестителя Христова, и святых апостол, и святых пророков, и мученик, и святителей, и преподобных, и праведных, и всех святых, и веруеши ли, яко угодиша Богу? Покланяеши ли ся мощем их и почитаеши ли памяти их честне?»1132 Частично вопросы представляют собой реминисценции из Символа веры. Символ веры цитируется также в начальных статьях украинского вопросника середины XVIII в.: «Чи веруешь же Господь наш Иисус Христос есть Бог и человек, котории за нас терпел муки, на кресте повешен, погребен и во третий день воскресе, седе одесную Отца, имат приити судити всех?»1133

2. Почитание икон и креста

Во многих вопросниках о вере присутствует статья о поклонении и почитании образов – икон, креста: «Покланяеши ли ся образу Христову и Пречистии Его Матери, и всем святым, на иконе написаным?», «С верою поклоняешися святым иконам, Христову образу и честному кресту Господню?»1134 Из вопросника о вере статья была перенесена в вопросник для женщин, вошедший в состав печатного требника.1135 Текст конца XVII в. перечисляет всевозможные виды образов, не только иконы: «на иконах и на стенах, и на дцках, на священных сосудех, начертанных истинно, а не ложно».1136

С вопросом о почитании икон перекликается статья о содержании образов в почёте: «Не держал ли еси святых икон в небрежении с пылию и с паучиною, и не в честне месте?»1137 Вопрос известен по единственному тексту XVII в. В Главе 9, посвящённой колдовству, приводились вопросы о том, не брал ли кающийся в церкви щепки и паутину для ворожбы. В церкви образа не всегда хранились в должной чистоте, поэтому особенно интересно требование держать иконы в чистоте и на почётном месте. До XVII в. подобных требований мы не находим.

Вопрос о поклонении иконам приводит на ум иконоборческую ересь и перекликается со статьёй в «опросниках для мирян из печатного требника: «Помышлял еси неверие на святыню Божию?»1138 В некоторых случаях, даже если в чине исповеди помещался специальный вопросник с испытанием веры, составитель считал нужным в вопроснике для мирян ещё раз вернуться к вопросам о вере. Так, в некоторых вопросниках для женщин обнаруживаем статьи: «Что над святыми иконами неподобно не сотворила ли?»1139 Здесь уже речь идёт не о небрежном обращении с иконами, а о злонамеренном действии, фактически о поругании икон. Возможно, статья была заимствована из вопросника Ж-Соф. 1065, в котором читается сходный вопрос: «Что над святостью чего не сотворивала ли неподобна?»1140 Очевидно, что здесь слово «святость» синонимично слову «святыня».

В нескольких вопросниках мы находим статьи о хуле на иконы: «Хулил иконное писмо?», «Иконы похулила?», «Ремество иконное хулил еси?»1141 В других текстах те же статьи читаются иначе: «Святым иконам лаяла?», «Святым не лаял еси?», «Или образу Божию поругалась еси? Или Господа Бога и Пречистую Божию Матерь словом или рукою дерзнула еси?»1142 Определение («святость», «святыня», «святые», «Бог и Богородица») заменяет определяемое (образ Христа, святых, креста). Однако при толковании последней статьи нужно учитывать все, что называлось «святым». Здесь может помочь ещё одна статья на ту же тему, встречающаяся в других вопросниках: «Или хулил Бога, или веру, или иконы?», «Не хуливал ли еси имени Господня и Пречистые Богородицы и святых Его, и святаго крещениа, и причастиа святых тайн Тела и Крови Господня, и святаго Евангелия, и святых книг, и святыя православныя веры?»1143 Поэтому, возможно, необходимо расширить смысл статьи «святым не лаял ли», подразумевая не только «святые иконы», но вообще «все, что свято».

В ряде текстов, появляющихся со второй половины XVI в., встречаются отдельные статьи о поругании креста: «Кресту Христову не поругался ли еси?»1144 В одном из вопросников формулировка ещё более жёсткая: «Не помыслила ли кресту Христову поругатися?»1145 Таким образом, речь идёт не о случайном ругательстве, вдруг сорвавшемся с языка, а о сознательном действии. Однако маловероятно, чтобы здесь имелись в виду богоборцы, стремившиеся надругаться над святынями и изничтожить их; скорее у человека были иные причины для «поругания». В Главе 9 цитировались статьи, спрашивающие, не сотворил ли человек что-либо «неподобное» над иконами; не откалывал ли щепочки от крестов и икон, не отрывал ли подвески и элементы инкрустации («очи»), не собирал ли паутину с крестов и икон и не забирал ли камешки от церкви. Все это делалось не для того, чтобы уничтожить или исковеркать святыню, а чтобы использовать добытые предметы в магических целях. Возможно, «поругание» также подразумевало порчу креста для добычи магических предметов или при совершении колдовских действий, а не для попрания святыни

3. Отношение к тварному миру: поклонение и хула

Ряд статей говорит о хуле на творение Божие: «А Божие сотворение, дождь, или сниг, или мраз лаивал еси?», «Похулила тварь Божию всяку?»1146 Здесь мы снова сталкиваемся со взаимной заменяемостью слов «хулил» и «лаял». Хуле подвергались дождь, ветер, снег, мороз и засуха, огонь и вода, солнце, месяц и звезды, день и ночь. Длинный перечень содержится в вопроснике XV в., причём наравне с природными явлениями в него вошли люди: «Похулила еси тварь Божью или дождь, или снег, или мраз, или слугу, или князя, или святителей, или отци духовныи, или отца ли матерь, или мужа, или свет Божьи?»1147 Статьи, отразившие трепетное отношение и уважение к тварному миру, в том числе к природе и бессловесным животным, появляются в текстах с конца XV в.

Однако была и другая сторона отношений с природой и тварным миром. Составитель двух парных вопросников для мирян внёс в отредактированные тексты статью: «Или кланялся чему от твари: солнцу, или звездам, или месяцу, или зари?»1148 Аналогичный вопрос читается в вопроснике о вере первой половины XVII в.: «Не кланялъся ли еси твари Божии, нас ради сотворении: небу и земли, солнцу и луне, и звездам, и древу, и камению, и огню, богом нарицая тех?». В том же тексте упоминается о жертвоприношениях в лесу и на реке вместе с «бабами и волхвами»: «Не носил ли еси жертвы бесом в лес и в реку своим злонравием или научением богомеръских баб и волъхвов?»1149 В Главе 9, посвящённой колдовству, уже упоминались другие вопросы о жертвоприношениях и отправлении треб: «На отлучене месте с погаными молился и идолом пожерл, отвергл ся и не отвергл ся Христа?», «Ел или пил ли требы кумирныя по воли и по нужи в празники их?» и др.1150

4. Ересь

«Не держиши ли ереси никоторыя же?»1151 – статья, столь же распространённая, как и вопросы о вере в Троицу и Богородицу. Однако статья неизменно имеет краткую форму и не позволяет судить о том, какие именно ереси могли подразумеваться. Лишь в вопроснике о вере, вошедшем в состав печатного требника, статья о ереси дополняется некоторыми деталями: «Ереси каким или волъхвования и подобных сим не держиши ли? Предание святых апостол и святых отец седми собор вселеньских учения приемлеши ли?»1152 В исповедном тексте конца ХѴII в. у кающегося спрашивают: «Не разделяеши ли непресечемаго Божества? Не веруеши ли баснем и слухом еретическим?»1153

5. Общение с инославными

Ряд вопросов в текстах для мирян касается общения и контактов с инославными: «Души не предал ли неверным татарам?», «С еретики молился, в церковь их что ли был?»1154 В одном из текстов уточняется, что эти еретики – «с некрещеною верою», а человек в их церкви не только был, но и «действовал». В вопроснике о вере ВВ-Погод. 308 присутствует аналогичный вопрос: «Не похвалил ли еси чюжие веры и не молилъся ли еси их болваном?»1155 В нескольких текстах встречаются вопросы о совместной трапезе с иноверными: «У иноверных покупая, не пил ли еси?», «Или едал еси с волхвом, или с еретиком, или с некрещеным, или пивал еси с ними и из их сосуда?», «Или с погаными и с еретиком пил и ял по нужди?»1156 Такие статьи появляются в исповедных вопросниках с середины XVI в., хотя вообще подобные установления были известны на Руси намного раньше. Так, в Устюжской Кормчей ХIII в. читаем следующую статью: «Аще кто вкусить погана хлеба или мяса, любо жидовьска, или воду ис суда их пиеть, 3 дни да поститься, и четвьртыи день молитву възьм да комкает», являющуюся переводом с греческого.1157 Это показывает, что составители вопросников реагировали на меняющуюся историческую обстановку, а не просто переписывали установления, которые находили в Кормчих книгах. С середины XVI в. Россия, с одной стороны, становится более открытой, в неё начинает приезжать все больше иностранцев. С другой стороны, в результате практически не прекращающихся военных действий православным русским людям то и дело приходилось «по нужде» участвовать в совместной трапезе с иноверными. В вопросниках, адресованных служилым людям, постоянно принимавшим участие в военных действиях, сохранились такие статьи: « В татарех или в латынех в полону или своею волею не бывал ли еси, и с ними ял или пил, и в их мольбищах не молился ли еси по их закону, жертвы идолам не пожерл ли еси, с неверными женами не блудил ли еси, и женитвою на них не женивался ли?»1158 и др.

6. Обереги: пояс и крест

В некоторых текстах встречаются статьи, которые говорят о соблюдении традиций, диктуемых верой. Например, составитель двух парных текстов для мирян, сохранившихся в одном списке, внёс статью: «Или без креста ходил еси?»1159 Статья напрямую связана с другой: «Или наг спал или без пояса?»,1160 встречающейся в двух текстах для мужчин. Пояс выступал как магический оберег и использовался в этом качестве ещё с языческих времён. С принятием христианства эта функция пояса не утратила своего значения, и даже в XIX в. пояс по-прежнему воспринимался как защита от внешних, враждебных человеку сил, причём такое восприятие сохранялось не только в крестьянской, но и в дворянской среде.1161 С распространением христианства та же функция стала приписываться кресту: крестное знамение и нательный крестик оберегают от нечистой силы. Это объясняет, почему редактор, внёсший в свои тексты вопрос о снятии креста, поставил его непосредственно после вопроса о наготе и снятии пояса. Таким образом, разные статьи, говорящие о наготе, могут иметь различное значение. Так, в вопроснике, обращённом к монахам, спрашивается, не разглядывал ли инок свою наготу: такое разглядывание спровоцирует человека на сексуальное возбуждение и на дальнейший грех, действием или мыслью. Однако в процитированной выше статье упоминание наготы имеет другой смысловой оттенок, а именно снятие с человека защиты от внешней «нечистой» силы.

7. «Отреченные книги»

Ещё одна статья, имеющая отношение к ортодоксальности веры, говорит об отречённых книгах: «Книги отреченные читал ли или держишь у себе?»1162 В тексте конца XVII в. говорится не только о чтении, но об изучении отречённых книг: «Не почитавши ли отметных книг богоборных и не вницаеши ли в протчая еретическая книги?»1163 Известны индексы (списки) «отреченных» книг, запрещённых для чтения и отражающих «сокровенные знания».1164 В вопроснике ВВ-Погод. 308 отречённые книги поставлены в один ряд с потворными зельями и кореньями. По видимому, под отречёнными книгами здесь имеется в виду не просто еретическая литература, а книги, которые .могли служить практическим руководством при отправлении магических обрядов, гаданий и т. и., как, например, Книга Рафли.1165

8. Язычество

Как в вопроснике конца XVI в., так и в епитимийном тексте XIV в. встречается статья: «Страха ради не поведавши поганьства?»1166 В некоторых списках слово «поганьство» заменено на «поганого». Смысл статьи в том, что человек, знающий о людях, придерживающихся языческих обрядов, не рассказал о них из страха. Чем же мог быть вызван страх и кому должен был рассказать о «поганьстве» кающийся? В XIV первой половине XVII в. государство и светские власти не занимались искоренением язычества; оно оставалось в ведении церкви, которая пыталась духовными методами привести к христианству население страны. Языческим обрядам посвящены различные поучения, адресованные как духовным детям, так и самим духовникам. Рассказать о язычестве следовало представителям церкви, которые могли бы попытаться вразумить как тех, кто практиковал языческие обряды, так и тех, кто обращался к ним за помощью. При этом речь идёт не о язычестве в чистом виде, как оно существовало до принятия христианства на Руси, а о применении обрядов, с помощью которых люди пытались магически воздействовать на окружающий мир. Страх, не дававший рассказывать о «поганьстве», был не страхом перед духовником (который не имел возможности применить какие-либо серьёзные санкции против прихожан), а страхом перед «поганым», его способностью отомстить за раскрытие тайны.

* * *

1125

ВВ-Печ тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 212–213.

1126

М-Соф. 890: Соф. 890, л. 165 об.–168

1127

Дополнения к Актам историческим . СПб., 1846. Т. 1. С. 27–30, 57–60.

1128

Дробленкова Н.Ф. Макарий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI в.), ч. 2: Л–Я. Л., 1989. С. 76–88.

1129

МСоф. 890: Соф. 890, л. 165 об.–168, ВВ-Соф. 869: Арханг. Д. 38, л. 87 об.– 88, Арханг. Д. 71, л. 166–166 об., Погод. 314, л. 163 об.–164, Солов. 1099/1208, л 64 об.–165, Соф. 869, л. 116–116 об., Соф. 1089, л. 83–83об., Соф. 1090, л. 472–473 об., О.I.100, л. 7–7 об., 17.9.14, л. 11; ВВ-Арханг. 72: .Арханг. Д. 72, л. 46. КДА 174л, л. 295 об.–296, ТСЛ 220, л. 222 об.–223, Чуд. 54, л. 208 об.–209, Хлуд. 119, л. 245; ВВ-Петр. 94: П.І.А 91, л. 222–222 об.; ВВ-Волок. 517: Волок. 517. л. 4–5; ВВПогод. 308: Погод. 308, л. 278–278 об.: ВВПеч. тр.: Синод (ГИМ) 898, л. 212–213; ВВАрханг С. 235: Арханг. С. 235, л. 88–89; ЧЖО.І.100: /О.I.100, л. 30 об.–32 об., ЖВдовХ.чуд. 120: Хлуд 120, л. 322 об.–324; ЖСоф. 1065: Соф. 1065, л. 1–3; МПетр. 91: П.І. А 94, л. 225–228.

1130

ВВ-Погод. 308: Погод. 308, л. 278–278 об.; М-Соф. 890: Соф. 890, л. 165 об.–168.

1131

ВВ-Соф. 869: Арханг. Д. 38, л. 87 об.–88, Арханг. Д. 71, л. 166–166 об., Погод. 314, л. 163 об.–164, Солов. 1099/1208, л. 16–1 об.–165, Соф. 839, л. 226, Соф. 869, л. 116–116 об., Соф. 1089, л. 83–83 об., Соф. 1090, л. 472–473 об., О.I.100, л. 7–7 об., 17.9.14, л. 11; ВВ-Арханг. 72: Арханг. Д. 72, л. 46, ТСЛ 220, л. 222 об.–223, Хлуд. 119, л. 245, Чуд. 54, л. 208 об.–209; ВВ-Петр. 94: П.І.А 94, л. 222–222 об.; ВВ-Волок. 517: Волок. 517, л. 4–5, Ж-Соф. 1065: Соф. 1065, л. 1–3; М-Петр. 94: П.І.А 94, л. 225–228; Ж-Печ. тр.: 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.

8

Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Опыт внешней истории: Исследование преимущественно по рукописям. Одесса, 1894. Т. 1–3.

1132

ВВПеч. тр.: Синод (ГИМ) 898, л 212–213.

1133

МУкр-101/102с: Соф. (Киев) 101/102с, л. 43 об.–44 об.

1134

ВВ-Арханг. 22: Арханг. Д. 72, л. 46, КДА 174л, л. 295 об. 296; ВВ-Погод. 308: Погод. 308, л. 278–278 об.; ВВ-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 212–213.

1135

ЖПеч. тр.: 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.

1136

ВВ-Арханг. С. 235: Арханг. С. 235, л. 88–89.

1137

ВВ-Погод. 308: Погод. 308, л. 278–278 об.

1138

M-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.

1139

Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.

1141

М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; M-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.– 221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж-Печ. тр.: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17, Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270; М-Петр. 91: П.I.А 94, л. 225–228.

1142

ЖСоф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482: М-Соф. 838: Соф. 838, л. 191–191 об.; Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об.

1143

М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; ВВ-Погод. 308: Погод. 308, л. 278–278 об.

1144

МКалик. 1: Калик. 1, л. 10–12. Кир.-Бел. 530/787, л. 152 об.–156, Соф. 1102, л. 28–30; Ж-Калик. 1: Калик. 1, л. 17 об.–19 об.

1145

ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–311 об.

1146

М-Петр. 94: П.І.А 94, л. 225–228; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; Ж .I.100 : О.I.100, л. 46 об.–49; Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482; Жеретц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об.

1147

Ж-Погод. 439: Погод. 439, л. 179 об.–181.

1148

МСоф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об; ЖСоф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.

1149

ВВ-Погод. 308: Погод. 308, л. 278–278 об.

1150

М-Соф. 839: Соф. 1061, л. 191–193 об., М-Петр. 94: П.І.А 94, л 225–228; М-Свир. 91: Ал.-Св. 91, л 239 об.–240 об.

1151

М-Соф. 890: Соф. 890, л. 165 об.–168, ВВ-Соф. 869: Арханг. Д. 38, л. 87 об.– 88, Арханг. Д. 71, л. 166–166 об., Погод. 314, л. 163 об.–164, Солов. 1099/1208, л. 164 об.–165. Соф. 839, л 226, Соф. 869, л. 116–116 об., Соф. 1089, л. 83–83 об., Соф. 1090, л 472–473 об., О.I.100, л. 7–7 об., 17.9.14, л. 11; ВВ.Арханг. 72: Арханг. Д. 72, л. 46, КДА 174л, л. 295 об.–296, ТСЛ 220, л. 222 об.–223, Хлуд. 119. л. 245, Чуд. 54, л. 208 об.–209, ВВ-Петр 94: П.І.А 94, л. 222–222 об.; ВВ-Волок. 517: Волок. 517, л. 4–5; Ж-Соф. 1065: Соф. 1065, л. 1–3; ВВ-Арханг. С. 235: Арханг. С. 235, л. 88–89; Ж-Печ. тр.: 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.

1152

ВВПеч. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 212–213.

1153

ВВ-Арханг. С. 235 Арханг. С. 235, л. 88–89.

1154

М-Свир. 91: Ал.-Св. 91, л. 239 об.–240 об.; М-Петр. 94: П.I. А 94, л. 225–228.

1155

ВВ Погод. 308: Погод. 308, л. 278–278 об.

1156

М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; М-Погод 310: Погод. 310, л. 130 об.–135; М-Соф. 890: Соф. 890, л. 165 об.–168.

1157

Смирнов. Материалы С. 133–135, 395–396, Алмазов. Т. 3. С. 14.

1158

В-Соф. 890: Погод. 308, л. 281 об.–284.

1159

М-Мих Q 9: Соф. 1090, л. 460–472; Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482.

1161

Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий // Пушкин. СПб., 1995. С. 653; Толстой И.И. Амулет // Славянские древности. Т. 1. С. 105–106.

1162

М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50. Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191. Q.I.851, л. 153 об.–157 об.; ВВ-Погод. 308: Погод. 308, л. 278–278 об.

1163

ВВ-Арханг. С. 235: Арханг. С. 235, л. 88–89.

1164

Пыпин А. 1) Исследование для объяснения статьи о ложных книгах // Летописи занятий Археографической комиссии за 1861 г. СПб., 1862, 2) Ложные и отречённые книги русской старины // Памятники старинной русской литературы. изданные Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Т. 3; Кобяк Н.А. Индексы отречённых и запрещённых книг в русской письменности // Древнерусская литература. Источниковедение Сб. науч. трудов. Л., 1984. С. 45–54.

1165

Турилов А.А., Чернецов А.В. К изучению «отречённых» книг // Естественнонаучные представления Древней Руси М., 1988. С. 111–141.

1166

Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.; ММих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472; и Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, Л. 473 об.–482.


Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты / М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

Комментарии для сайта Cackle