М.В. Корогодина

Источник

Глава 7. Драки и ссоры

Статей, касающихся ссор, склок, драк, немало в вопросниках, обращённых как к женщинам, так и к мужчинам. Они весьма разнообразны и затрагивают самые разные механизмы человеческих взаимоотношений. При этом мы находим и статьи, известные по многим текстам и переходящие из одного текста в другой, и большое количество статей, присутствующих в одном-трёх текстах. Это показывает, что данная проблема волновала составителей покаянных текстов, и они стремились охватить её как можно более полно. Можно выделить несколько разделов: статьи, касающиеся драк и физического насилия; статьи, касающиеся ругани и вербальной агрессии: обобщённые статьи, говорящие о негативных чувствах по отношению к другому человеку.

1. Драки и побои

«Бил до крови кого?»688 – вопрос, читающийся в некоторых текстах. Он часто формулировался иначе: «Или рода крестьянска, или крестьянина бил?», «Или била без вины человека?» или просто: «Бился?»,689 – когда речь идёт о драках между равноправными членами социума, составители предельно кратки. Из цитируемых ниже статей видно, что дравшемуся человеку запрещено, не взяв прощения, ходить в церковь. Епитимья, назначавшаяся за драки, измерялась 40-дневным постом;690 такая же епитимья давалась за побои человека, стоящего на низшей ступени социальной лестницы.

Часто упоминаются укусы: «А зубы чи укушивала ли еси кого?» – один из относительно распространённых вопросов, особенно в текстах, предназначенных для исповеди женщин. Мужчины часто предпочитали более решительные меры, так что укус фактически становился женским приёмом драки. В одном из текстов специально уточняется, был ли укус до крови.691 Епитимья приводится в единственном тексте М-Соф. 848 и измеряется 15 днями поста.692 В одном из вопросников, обращённом к женщинам, указан ещё один характерный женский приём борьбы: «Не драла ли еси кого за власы?»693

В текстах, обращённых к мужчинам, мы также находим ряд статей об укусах, которые можно спутать с вопросами о драках: «Во колодбе кого вкусил за сесца?», «Или зуб у жены и за сосца приимал?»694 Однако здесь речь идёт не о драке, а об играх-схватках, близких к сексуальным.695 Епитимья за такой укус измеряется 7 днями поста.

«Ударил еси по лицю?»696 – ещё одна статья, встречающаяся в некоторых ранних вопросниках ХIV–XV вв. Епитимья по разным текстам разная, но всегда небольшая – от 3 до 13 дней. В более поздние тексты статья не вошла. Причина, конечно, не в том, что подобный поступок перестал расцениваться как неподобающий. Поздние тексты все более увеличивались в объёме за счёт новых вопросов, и часть статей стала обобщаться, чтобы хоть немного задержать быстрый рост числа статей в вопросниках. В числе прочих обобщению подверглись и некоторые вопросы, касающиеся драк.

2. Проклятия и ругань

«Поклял кого?»697 – статья, которая изредка встречается в исповедных вопросниках. Обычно вопрос формулируется крайне коротко, но в некоторых текстах уточняется, что проклятыми могли оказаться «брат или друг». В Покаянье исповедном тексте XIV в. составитель подчёркивает, что он имеет в виду всех без исключения, «хотя погана». В этом тексте мы встречаем статью дважды, причём в одном случае кающемуся велено поститься до вечера, а в другом епитимья измеряется неделей поста.698 Очевидно, что противоречие возникло из-за невнимательности составителя, внесшего из разных источников две одинаковые статьи с разными епитимьями.

«Лаял кому?»699 – ещё одна краткая статья, читающаяся в некоторых исповедных текстах. В одном из текстов уточняется, не «лаял» ли человек «матерны и всячески неподобно». В XVI в. появляется выражение «заочно ругать»: «Не лаяла ли еси кого за очи без вины?»700 Епитимья, читающаяся в тексте XV в., измеряется 40 днями поста, – относительно большая епитимья за подобное прегрешение, но она принадлежит тексту М-КБ 22/1099, который вообще отличается строгими епитимьями.701 В некоторых вопросниках, предназначенных для исповеди женщин, встречается ещё одна сходная статья: «С кумом сварилася?»,702 где «кум» порой заменяется на «куму».

В таком обобщённом виде статьи встречаются редко, но зато исповедные тексты сохранили немало вопросов, говорящих о ругани более конкретно. В нескольких текстах присутствуют такие вопросы: «Жидовином кому прорекл или ересником?», «Или кого назвал еси верных еретиком?», «Или назвал еси друга бесом?», «Или еретиком человека назвал еси или иноязычником?», «Или называл священника праведна еретиком или какова человека?»703 Все эти статьи встречаются в текстах, написанных не ранее второй половины XVI в. Интересен набор слов, используемых как ругательство: «еретик», «иноязычных», «жид», «бес». Встречаем мы и другие ругательства и даже маленькие зарисовки из жизни того времени, например: «Или рек: удавися?», «Глаголал еси: не забуду до смерти?», «Рекше соромно слово кому-любо?», «Срамных бестудных речей не говоривала ли?».704 В иных текстах добавляется, что речи были «неподобными» и адресовались «куму».705 Статья может иметь и краткую формулировку: «Или срамнословила?»706 Епитимья за «срамные слова» записана только в одном тексте и измеряется 3 днями поста,707 – одна из самых маленьких епитимий, известных по исповедным текстам.

В текстах, адресованных женщинам, сохранился ряд статей, описывающих женскую манеру ругаться: «Или укорела еси кого срамотою?»708 Подобным «укорам» мог подвергнуться как «свой муж», так и «чужой муж».709 В списке Кормчей XV в., в которой присутствует похожая статья, епитимья измеряется двумя неделями, а по тексту исповедного вопросника XVI в. епитимья равна 20 неделям поста.710 Это огромная епитимья за такой грех, слишком большая даже для текста, отличающегося строгими епитимьями. Можно предположить, что изначально в тексте было не 20 недель, а 20 дней (эти слова в рукописи при указании епитимьи писались сокращённо с использованием выносных букв, и иногда их можно спутать), и одним из первых переписчиков была допущена ошибка прочтения. Хотя 20 дней поста – тоже немалая епитимья за ругань, такое наказание, в отличие от 5-месячной епитимьи, можно соотнести с другими епитимьями, и оно представляется реальным.

Ряд статей в исповедных текстах относится к издевательству, когда человек, зло высмеивая или совершая оскорбительные действия, пытается унизить своего недруга. Такие статьи приближаются к вопросам, говорящим о насмешках и смеховой культуре. Однако, поскольку цель описываемых ниже действий – оскорбление, мы рассматриваем их среди статей, говорящих о ссорах: «Аще ли плюнув на чюже лице человеку или в рот?», «Или осцал кого?», «Стрехнула ли еси кого в кал яростию?»711 Епитимью мы находим только в одном случае – за плевок, и равняется она 12 дням поста.712 Аналогичные поступки совершались и просто с целью посмеяться,713 поэтому в данном случае решающим оказывается не сам поступок, а мотив, которым руководствовался человек.

3. Насилие над беззащитными людьми

Некоторые вопросы говорят о физическом насилии над определёнными категориями лиц, относимых составителями покаянных текстов к наиболее беззащитным, например: «Сироту бил без вины?»714 В Главе 8, посвящённой получению доходов, приводятся вопросы, в которых говорится об отказе в милостыне нищим и сиротам. Однако некоторые статьи из вопросников для женщин свидетельствуют не только об отказе в милостыни, но и о брани, ругани и побоях, которые доставались настоящим или мнимым нищим и сиротам: «Нища или убога, слепа и глуха, и нема, и клосна не осуживала ли, не бивала ли и не лаяла ли?», «Сироте милостины не дала еси или во двор не пустила еси, или не согрела еси, пути не указала еси, не проводила еси?», «Или нищаго укорила еси?», «Не бивала ли еси кого, рабы, или сироты, или вдовы?»715 Такие же вопросы читаются в текстах, предназначенных для мужчин: «Изъгна ниша из дому своего тща?», «Или похулил еси нищаго, и осудил?», «Хрома или слипа, или странна не бивал ли еси?»716

Как видим, нищие и сироты, ходившие за подаянием, часто подвергались осуждению, их прогоняли, не веря в истинность их бедствий. Епитимья за оскорбление нищих в исповедных вопросниках встречается только в текстах XIV–XV вв., отличающихся строгими наказаниями, и измеряется 30–40 днями поста.717 Такая епитимья, показавшаяся бы в XVI–ХѴІІ вв. непомерно большой, для XIV–XV вв. представляется средней.

В один ряд с нищими и сиротами порой ставились монашествующие и вообще церковные люди: «Срамно попу рекла?», «Попа или диакона, или черньца, или черницу, нища или убога, слепа и глуха, и нема, и клосна не осуживала ли, не бивала ли и не лаяла ли?»718 В исповедном тексте XV в. за «лаяние» попу или смех над клириками назначается епитимья 15 дней поста.719 Осмеяны или обруганы могли оказаться епископ, иерей, игумен, «иные причётники или служители церковные».720 Судя по покаянным текстам, обругать или побить кого-либо из церковного причта мог не только мужчина, но и женщина: «Бивше попа или черньца или убогаго?»721 Епитимья за побои была больше, чем за ругань, и измерялась 6 неделями поста.722

Гнев мог излиться на духовника: «На отца духовнаго гнев имела, или кляла его, или оклеветала его?»723 Духовника могли «осудить», «даивать или хулить», а причётникам – «воздавать клятву», «похулить», «ударить», «осудить во чтении и пении» и т. д.724 В вопросниках, адресованных монашествующим, записаны специальные статьи, говорящие об отношениях между насельниками монастыря: «Не творила ли каковы досады игумении и сестрам, не держала ли к ним ненависти и прекословила, или в чем их не осудила ли?», «Или на игумению и сестр роптала и злословила?». «Не бил ли еси брата насилием или иного кого?», «Не осудил лы еси игумена или попа в коем любо гресе?» и др.725

Наравне с калеками, нищими и служителями церкви к категории социально незащищённых относились «рабы» и челядь: «Челядь томил гладом?», «Челядь свою без вины или в чем преобидел еси, или красть велел еси им, не дая им доволно хлеба и одежда?», «Била еси кого без вины и рабу въгнала в удав?», «Челядина мучила, он же погубилъся будет?», «Или челядь свою или сироты обидила еси или нищая?»726 Наконец, последняя категория социально незащищённых лиц в исповедных вопросниках это «поганые»: «Пообидел еси кого, хотя погана?» – спрашивается в одном из древнейших исповедных текстов Покаянье.727 Епитимья, назначавшаяся за обиду, нанесенную «поганому», измерялась 18 днями поста.

Итак, составители покаянных текстов нарисовали полную картину того, какие слои и категории населения оценивались как социально незащищённые: калеки, нищие, странствующие, сироты, вдовы, зависимые слои (челядь и «рабы»), церковные служители, монашествующие и иноверцы (т. е. те, кто вообще оказывался вне социума). В силу своего положения человек, принадлежавший к любой из перечисленных категорий, рисковал подвергнуться побоям, насмешкам, быть обруган или получить отказ в просьбе. Конечно, то же могло произойти с тем, кто не принадлежал к перечисленным категориям. Однако поскольку составители покаянных текстов систематически объединяют именно эти группы людей и подробно перечисляют бедствия, которые могут на них обрушиться, можно сделать вывод, что причина пристального внимания не только в позиции церкви, а в том, что данные категории людей в наибольшей степени подвергались агрессии со стороны социума. Когда речь идёт о склоках между равноправными членами общества, исповедные тексты не предлагают ни подробного описания агрессивного поведения, ни деления людей на отдельные категории. Составители текстов привлекают внимание читателя, выделяя и подчёркивая детали тогда, когда речь заходит об отношениях между людьми, стоящими на разных общественных ступенях.

4. Ссора с другом

«С кем бранився и бився, не простяся, отошел?» – наиболее распространённая статья на тему ссоры в исповедных вопросниках, обращённых к мужчинам. Меньшее, хотя также значительное, распространение статья получила в текстах, адресованных женщинам. Статья попадает в исповедные вопросники на раннем этапе; во всяком случае, она присутствует уже в древнейших текстах, например в Покаянье – исповедном вопроснике с элементами епитимийного правила. Сложная по структуре, статья даже на поздних этапах существования покаянных текстов сохранила следы заимствования из епитимийных правил.

Ссора описывается различными глаголами: «сварился», «гневался», «злосердие держал», «ударив кого», «лаявся». Суть статьи в том, что после ссоры кающийся не «взял прощения» у друга. Можно выделить три типа вопросов: в одних текстах духовник спрашивает, продолжалась ли ссора до конца дня («прощения не взяла до солнечнаго захода»).728 В других – соперники расстались навсегда, не помирившись («не простяся отиде камо»);729 в третьих – кающийся не успел помириться с недругом до его смерти («прощения не взял, и он затим мертв»).730 Последние два варианта часто совмещаются, тем более что суть их одна: непоправимость расставания, в результате которого помириться уже невозможно будет никогда, так что соперники и на Страшный суд отправятся в состоянии ссоры. В одном из текстов косвенно запрещается посещение церкви человеком, подравшимся или поссорившимся с кем-либо: «В церковь не ходил ли еси?»731 Здесь можно увидеть прямую отсылку к евангельскому тексту, говорящему о необходимости примирения с врагами прежде, чем приступать к принесению жертвы.732 Такая реминисценция из Евангелия встречается только в текстах второй половины XVI – начала XVII в.

В древнейших текстах XIV в., содержащих эту статью, назначается епитимья весьма значительных размеров: от 3 до 6 лет поста.733 Это подтверждает то, что статья, практически не подвергаясь редакторской правке, была перенесена в вопросники из епитимийного правила. В более поздних текстах епитимья присутствует только в вопроснике М-Соф. 848, причём размер её разительно отличается от указанного выше: 3 недели поста.734 Этот пример наглядно демонстрирует процессы, связанные с корректировкой «книжных» епитимий, зафиксированных в епитимийных правилах, при переносе статей в вопросники. Составители вопросников (текстов, постоянно проверявшихся практикой) в большей степени, чем авторы епитимийных правил, исходили из реальных возможностей и особенностей духовного развития приходящих на покаяние людей.

Подчеркнём также, что в статье часто указывается на гнев как на главное и неизбежное следствие произошедшей ссоры. Собственно, статья говорит даже не о ссоре, а о состоянии гнева, в котором пребывает человек, не желающий мириться с обидчиком. Это сближает указанную статью с другой, также нередко встречающейся в исповедных вопросниках: «Имееши на кого гнев? и аще имееши, иди и смирися с ним». Насколько близкими воспринимали эти две статьи сами средневековые книжники, хорошо видно на примере вопросника конца XVI в., вошедшего в состав печатного требника. В нем записана статья, будто соединившая в себе оба указанных выше вопроса: «Или гневалася еси на кого, и они умроша в гневе твоем?»735 В текстах XIV XV вв. встречается статья, заимствованная из епитимийных правил, с оригинальной епитимьей: «елико держал еси гнев, толико опитемьи поста».736 В более поздних текстах мы не находим епитимий за гнев.

5. Препирательства с учащими добру

В некоторых текстах говорится о спорах и препирательствах с теми, кто пытался наставить кающегося на путь истинный: «Перепирающеся безаконьно со учащими на добро?», «Не послушав наказанья праваго гневы?»737 В первой из процитированных статей назначается епитимья 12 дней поста, во второй – 40 дней. Это в очередной раз демонстрирует относительность тех епитимий, которые мы встречаем в рукописях. Действительно, обе статьи, записанные в одном тексте, весьма близки по своему значению, а епитимьи, как видим, существенно различаются.

Подобные вопросы записывались не только в вопросниках для мирян. В исповедном тексте для дьяконов находим следующие статьи: «Или кто учит добре, а ты гнушался, и его будет оглашал неподобно и правое учение попрал будешь?»738 Сходные статьи записаны в вопроснике о вере первой половины ХѴII в.: «Не противилъся ли еси учащему тя на благочестие или в церкви молчанию? Не держал ли еси гнева на обличающаго тя о зле и не мстил ли еси ему того чим?»739 Эти вопросы говорят об открытости человека, о его готовности принять то новое, что несёт с собой как богослужение, так и общение с более благочестивыми людьми. Составитель отнёс их к вопросам о вере, поставив в один ряд веру в Бога с желанием и готовностью возрастать в вере.

* * *

688

М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; М-Печ.тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.

689

М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л 431–433 об.; МАрханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50. Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191, Q.1.851, л. 153 об.–157 об.; Жеретц 12: Перетц 12. л. 112 об.–117 об.

690

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об. Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

691

Ж-О.I. 473: Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99.

692

М-Соф. 848: Вят. 157, л. 236–237, Погод. 305, л. 24 об.–28, Соф. 848, л. 243 об.–246а об., 33.4.32, л. 91–94 об.

693

Ж-Печ. тр.: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17.

694

М-Соф. 839: Соф. 839. л. 181 об.–182 об. и 195 об.–197, Соф. 1088, л. 358– 360: М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.

695

Составители «Словаря русского языка XI –XVII вв.» перевели слово колотьба как драка, хотя и поставили знак вопроса (Сл.РЯ XI–ХѴII вв. М., 1980. Вып. 7. С. 253). Очевидно, такой перевод был сделан по аналогии с однокоренными словами колотити, колотитися, которые несомненно имеют значение «бить, колотить, ударять, стучать» (Там же С. 252) Множество примеров употребления этого слова в исповедных вопросниках, как и пример, приведённый в Словаре, подводят нас к мысли, что колотьба означает те же действия, что и однокоренные глаголы, но подразумевает не драку, а шуточную схватку, игру, в которой большое значение имеет сексуальный элемент.

696

Покаянье: Синод (ТИМ) 3, л. 293 об.–294; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

697

М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50. Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191. Соф. 1062, л. 185–189, Q.I.851, л. 153 об.–157 об.; Покаянье: Синод (ГИМ) 3. л. 293 об.–294.

698

Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294.

699

М-КБ 22/1099 Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431– 433 об.; М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; ЖПеч. тр.: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17, Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.

700

ЖПеч. тр.: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17.

701

М-КБ 22/1099 Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел 22/1099, л. 431–433 об.

702

ЖСоф. 836: Соф. 836, л. 187–188; Ж-Свир. 91: Ал.-Св. 91, л. 240 об.–242 об., Арханг. Д. 168, л. 9 об.–12, КДА 174л, л. 299–301, Колоб. 176, л. 6 об.–8 об., Погод. 306, л. 27–29, Соф. 890, л 172 об.–174 об., Соф. 1061, л 193 об.–195 об., ТСЛ 232, л. 35–36 об., ТСЛ 235, л. 22–23 об., F.I. 100. л. 156–157.

703

МПеч. тр.: Синод (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об,; Ж-Печ. тр.: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17, Синод (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об. –270; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472; Дьяк ТСЛ 298: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 49 об.–53. ТСЛ 298, л. 352–355 об. Опубл.: Алмазов Т. 3. С. 181–182 (по списку ТСЛ 298).

704

ЖСоф. 1065: Соф. 1065, л. 1–3: М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об., М-Мих Q 9: Соф. 1090, л. 460–472; Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л 473 об.–482.

705

ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.; Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 173 об.–482.

706

ЧЖ-Печ. тр. Кир.-Бел. 547/804. л. 42–44 об.

707

Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.

708

Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 74–76, Арханг. Д. 72, л. 50–53, Арханг. Д. 73, л. 42– 44 об., Солов. 1092/1201, л. 191–193, Соф. 1061, л 222–224, Соф. 1062, л. 189–192, Q.I.851, л. 185 об.–188 об.; Ж-Мих. Q 9: Мих. Q 9, л. 167 об.–168 об., Соф. 839, л. 182 об.–184.

709

Ж-Соф. 848: Арханг. Д. 163, л. 172 об.–174, Вят. 157, л. 237–238, Кир.-Бел. 528/785, л. 232 об.–234, Соф. 716, л. 108 об.–109 об., Соф. 845, л. 221 об.–223, Соф. 848, л. 246а об.–249, Соф. 1062, л. 211–213, Q I.729, л. 173–174 об., 33.4.32, л. 94 об.–96; Ж-Печ.тр.: В5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17, Синод. (ГИМ> 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.

710

Солов. 858/968, л. 379; Ж-Соф. 848: Арханг. Д. 163, л. 172 об.–174. Вят. 157, л. 237–238, Кир.-Бел. 528/785, л. 232 об.–234. Соф. 716, л. 108 об.–109 об., Соф. 845, л. 221 об.–223. Соф. 848. л. 246а об.–249, Соф. 1062, л 211–213, Q.I.729, л. 173–174 об., 33.4.32, л. 94 об.– 96.

711

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; Ж-Соф 875: Соф. 875, л. 133–134 об.; М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472, Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482; MПеч. тр.: Синод (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об. 221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж-Печ. тр.: В 5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17, Синод (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270; Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 72. л. 50–53. Арханг. Д. 73. л. 42–44 об., Солов. 1092/1201, л. 191–193. Соф. 1061, л. 222– 224, Соф. 1062, л. 189–192, Q.I.851, л. 185 об.–188 об.

712

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

713

См. так же Главу 10.

714

Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; М-КБ 22/1099 Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; Ж-Погод. 439: Погод. 439, л. 179 об.–181.

715

Ж-Погод. 439: Погод. 439, л. 179 об.–181; Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 74–76. Арханг. Д. 72, л. 50–53, Арханг. Д. 73. л. 42–44 об., Солов. 1092/1201, л. 191–193, Соф. 1061, л. 222–224, Q.I.851, л. 185 об.–188 об.; ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.

716

М-КБ 22/1099 Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир-Бел. 22/1099, л. 431– 433 об.; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 160– 472, М-Петр 94: П.І.А 94, л. 225–228.

717

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

718

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л 81 об.–84 об., Кир-Бел. 22/1099, л 431– 433 об.; М-Соф. 875: Соф. 875, л 129 об.–132 об.; Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.; М-Погод. 314: Арханг. Д. 71, л. 164–165 и 170 об.–171, Погод. 314, л. 179 об.–181, Солов. 1099/1208, л. 179–180, Соф. 1089. л. 103–104. М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об., М-Q.I.595 : Q.I.595. л. 72 об.–74.

719

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об , Кир.-Бел. 22/1099, л. 431– 433 об.

720

Меч. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.

721

Ж-Печ. тр. В-5636/37 (ВСМЗ), л 13–17, Синод (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; МКБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

722

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

723

Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.; Ж-Соф. 1065: Соф. 1065. л 1–3.

724

Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482; Ж-Соф. 1065: Соф. 1065, л. 1–3. Ж-Печ. тр. В-5636 37 (ВСМЗ), л. 13–17, Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об –227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270, Ж-Свир. 91: Ал.-Св. 91, л. 240 об.–242 об., Арханг. Д. 168, л. 9 об.–12, КДА 174л, л. 299–301, Колоб. 176, л. 6 об.–8 об., Соф. 890, л. 172 об.–174 об., Соф. 1061, л. 193 об.–195 об., ТСЛ 232, л. 35–36 об., ТСЛ 235, л. 22–23об., F.I.100, л. 156–157; М Соф. 875: Соф. 875., л. 129 об.–132 об.; Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.; М-Колоб. 176: Колоб. 176. л 8 об.–9 об.

725

ЧЖ-Печ. тр. Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об.; ЧЖ Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.

726

МСоф. 839 Соф. 1061, л. 191–193 об.; М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50, Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191, Соф. 1062, л. 185–189, Q.I.851, л. 153 об.–157 об.; Ж-Свир. 91: Ал.-Св. 91, л. 240 об.–242 об., Арханг. Д. 168, л. 9 об.–12, КДА 174л, л. 299–301, Колоб. 176, л. 6 об.–8 об., Соф. 890, л. 172 об.–174 об., Соф. 1061, л. 193 об.–195 об., ТСЛ 232, л. 35–36 об., ТСЛ 235, л. 22–23 об., F.1.100. л. 156–157, Ж-Погод. 314: Арханг. Д. 71, л. 165 об.–166, Солов. 1099/1208, л. 180–180 об., Погод. 314, л. 181–181 об., Соф. 1089, л. 105–105 об., Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об. Подробнее положение социально зависимых слоёв рассматривается в Главе 19.

727

Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294

728

Ж-О.І.473: КДА 174л, л. 265 об.–268, Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99.

729

М-Соф. 1073: Соф. 1073, л. 18–19.

730

М-Петр. 94: П.І.А 94, л. 225–228.

731

ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.; М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50, Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191, Q.I. 851, л. 153 об.–157 об.

733

Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 29.3 об.–294; Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.

734

М-Соф. 848: Вят. 157, л. 236–237, Кир.-Бел. 528/785, л. 229–232 об., Погод. 305, л. 24 об.–28, Соф. 716, л. 107–108 об., Соф. 845, л. 220 об.–221 об., Соф. 848, л. 243 об.–246а об., Соф. 1062, л. 207–211, Q.I. 729, л. 171 об.–173, 33.4.32, л. 91 об.–94.

735

Ж-Печ. тр.: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17, Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 261 об.–270.

736

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431– 433 об.; Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294.

737

Вопрошание исповеданию: Чул. 5, л. 72 об.–78 об.

738

Дьяк ТСЛ 298: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 49 об.–53, ТСЛ 298. л. 352–355 об.

739

ВВ-Погод. 308: Погод 308. л. 278–278 об.


Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты / М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

Комментарии для сайта Cackle