Заключение
Нельзя не заметить практическое отсутствие особого внимания Православной церкви в XX веке к такой богословски важной теме, как пневматология541. В XIX веке было несколько сочинений, где либо рассматривались отдельные аспекты святоотеческой пневматологии542, либо о пневматологии писали в контексте учения о Троице543, не обращаясь к ее истокам и терминологии. Однако в последующие годы по понятным причинам для Русской Православной церкви и по каким-то иным причинам для Православного богословия вне России пневматология, помимо полемического аспекта filioque, систематически не развивалась. В то же время в Западной церкви имеются многочисленные труды по этой теме, в основном даже не связанные с догматической полемикой вокруг filioque, проводятся пневматологические симпозиумы и конференции. Наиболее представительной и значимой из них была конференция в Риме в 1984 году, где принимали участие и некоторые православные богословы544.
Вероятно, именно в настоящее время, когда в результате повышенного богословского интереса Церкви к учению святителя Григория Паламы появились прекрасные исследования в этой области, можно уверенно сказать, что паламитское учение об обожении отвечает на многие вопросы христианского мира545, оставляя далеко позади римо-католическое учение о filioque, являющееся основой для западной пневматологии. Оставаясь в стороне от полемики, необходимо рассмотреть положительное учение Православной церкви о Святом Духе, ставшее основой для паламизма, и, опираясь на иоанновскую пневматологию, увидеть экзистенциальную связь Священного Предания и Писания в этом аспекте, которая может дать нам твердую основу для богословских исследований в области догматики и вероучения Церкви.
Поэтому дерзновенно предпринятое нами исследование истоков и терминологии учения о Духе, а также детальное рассмотрение особенно важных аспектов иоанновской пневматологии, ставших основой для последующего учения Церкви, может послужить введением для будущих работ в области Православной пневматологии. Осознавая богословскую глубину пневматологии, ее бытийный характер и духовное значение для вероучения Православной церкви, мы видим всю узость и схематичность нашей работы, лишь контурно очерчивающей некоторые темы для серьезных исследований. Признавая собственное недостоинство и недостаточность адекватного духовного разумения, смиренно просим святых молитв всех тех, кто познакомится с данной работой и / или сочтет для себя возможным продолжить исследование пневматологии и достичь лучших результатов.
* * *
За редким исключением отдельных статей или параграфов книг на французском и английском языках, приведенных нами в списке литературы.
Например: Старосивильский. Учение о Святом Духе в IV веке.
См., например: Елеонский. Учение Оригена.
Например, Думитру Станилоэ.
См. послесловие к переводу статьи: Уильяме. Философские основы паламизма, где последовательно рассматриваются претензии англиканского богослова к паламизму и выявляется их причина, заключающаяся в отрыве от живого Предания Церкви и, как следствие, в непонимании и неприятии святоотеческой традиции.