митрополит Феофан (Туляков)

Источник

Заключение. Свою задачу считаем посильно исполненной нами. В частности, на предыдущих страницах нашего труда нами установлены следующие положения

Часть первая

1.Божественное откровение употребляет многоразличные термины для обозначения «христианского» или вообще истинного «чуда».

Филологически-текстуальный анализ наиболее употребительных библейских терминов позволяет с достаточной уверенностью различать в данном понятии три элемента. Из них:

а)Психологический элемент обозначается терминами mōfēṯ – τέρας, которые определяют чудо как объективное сверхъестественное явление, а – pele – θαῦμα отмечают необычайные потрясения личности, пораженной сверхъестественностью этого явления.

б)Онтологически-динамический элемент обозначается преимущественно терминами gebūrā – δύναμις, которые определяют чудо, как обнаружение всемогущей воли Бога.

в)Телеологический элемент обозначается терминами ot’ōṯ – σημεῖον, определяющими чудо как спасительное для человека воздействие Бога.

г)Все эти признаки легко обнаруживаются и объединяются в обозначении чуда, как деяния, «дела» (ἔργον) Божия (особ. ев.Иоанна).

2.Божественное откровение и Священное Предание удостоверяют, что чудо со всеми своими указанными признаками имеет место в области и физической природы, и психической природы человека, и истории народов.

3.Для верующего человека, таким образом, христианское и вообще истинное чудо есть видимое, поразительное, сверхъестественное явление (в физическом мире, в телесной и духовной природе человека и в истории народов), производимое личным Живым Богом для достижения человеком религиозно-нравственного совершенствования.

4.Разнообразные, известные в литературе, формулы определения чуда не дают такого полного всеисчерпывающего понятия, хотя все указанные элементы последнего частично, в отдельности и упоминаются.

Часть вторая

1.Чудо возможно только при библейском святоотеческом понятии о Боге как Духе Самобытном, Премудром, Любвеобильном.

2.Чудо в области физической природы возможно вследствие трансцендентности и имманентности Бога миру.

3.Чудо в области психической природы человека возможно в силу того, что Бог, как Личный Дух, может воздействовать на человека, как на Свой образ.

4.Божественный естественный и сверхъестественный (чудесный) Промысл возможен в истории мира, человека и народов, т.к. им не нарушается человеческая свобода.

5.Библейское и святоотеческое учение о Боге неизменяемом и всесовершенном предполагает собой возможность чуда, а не устраняет ее.

6.Учение деизма о трансцендентности и пантеизма об имманентности Бога миру, а также натуралистического (материалистического) монизма о человеке – и исторически, и по существу своему непоследовательно и несостоятельно, а потому и не в силах опровергнуть возможности чуда.

7.Закон причинности в истории философии определяется очень неустойчиво и даже противоречиво, а представителями спиритуалистической философии в законе причинности усматривается научное обоснование чуда, как действия Бога.

8."Внешний опыт» не устраняет чуда, так как эмпирическое познание имеет дело только с фактом, а объяснение его, признание за чудесный есть дело умозрительных наук.

9.Законы природы – не более, как обобщенные, систематизированные нами временные, случайные сведения о физическом мире, а потому не могут противоречить чуду.

10.Внутренний опыт, основанный на внутреннем восприятии, самонаблюдении, есть единственный или, по крайней мере, основной источник истинного знания.

Религиозный (внутренний) опыт, необходимый в религии, утверждает несомненную реальность личных отношений Бога и человека, в которых интеллектуальное и этическое чудо не только возможно, но и необходимо. Высшие чудесные состояния религиозного опыта, единение человека с Богом, примером которых являются состояния православных подвижников, характеризуются чудесным препобеждением естественно-обычных условий бытия.

Вполне объективные данные религиозного опыта для своего оправдания требуют непременно опытного личного знакомства с ними и не имеют ничего общего с патологическими явлениями (галлюцинациями). Если же они и отрицаются некоторыми, то лишь по незнакомству с ними или вследствие смешения их с совершенно чуждыми им явлениями языческого и сектантского мистицизма.

Психология, наука о психических фактах, не должна отрицать чудесных фактов религиозного опыта, хотя бы она и была бессильна их объяснить.

11.Законы исторической жизни не устраняют чуда в этой области, ибо Божественный Промысл руководит всем историческим процессом, не нарушая естественных факторов истории, а направляя всю жизнь к естественному и сверхъестественному достижению высшей цели, высшего блага.

Часть третья

1.Идея цели уясняет и удостоверяет чудо.

В истории всего рода человеческого чудо имеет значение как необходимое сверхъестественное средство – возвратить падшему человечеству первоначальное совершенство.

2.Ветхозаветное чудо имело, в частности, то значение, что приготовляло человека к принятию Господа Спасителя.

3.Чудеса Иисуса Христа как обнаружение Его Божественной Личности удостоверяли Его Божество, таким путем приводили людей к спасительной вере в Него. Возражения против такового значения чудес Иисуса Христа – несостоятельны с точки зрения самого Евангелия, а также и святоотеческого учения.

4.Дело спасения мира фактически продолжается в Царстве Божием или в Церкви Христовой. Поэтому чудеса, необходимые для спасения, получают свое высшее значение в Церкви Христовой.

5.В Православной Церкви они и продолжаются и будут продолжаться, хотя бы представители безблагодатных «христианских» обществ и оправдывали будто бы ненужностью их отсутствие чудес в протестантстве и т.п.

6.Свободной личностью человека чудо воспринимается различно, и часто не видят его там, где оно несомненно, – поэтому телеологический элемент чуда обусловливается личным отношением человека к Божественному воздействию.

Часть четвертая

1.Для признания чуда за факт, действительно достоверный, наблюдателю его требуется нормальное состояние обычных познавательных форм; если же чудо не наблюдается, а свидетельствуется историческим источником, то нужно, чтобы последний был подлинным и неповрежденным, а также заслуживающим доверия по авторитетности его писателя. Возражения против этих критериев истинного чуда несостоятельны по существу дела.

2.Для признания чуда за факт действительно чудесный нужно обращать внимание не на самый факт, который воспринимается обычным путем, а на отношение его к силам природы, которые он превосходит, и на источник чуда, которым является Сам Господь Бог.

3.Ложное чудо есть внешнее поразительное явление, производимое, по попущению Бога, диаволом через особую, ему самому доступную комбинацию естественных сил с целью нанести этим вред человеку, но обращаемое Господом Богом к религиозно-нравственному его испытанию. Священное Писание указывает на такие ложные чудеса как на средства, наиболее способные к обольщению человека учением лжепророков и лжехристов, будто бы Божиих посланников; критерием такого чуда является учение, сопровождающее его.

4.Ложные объяснения истинного чуда различными учеными – тенденциозны и противны Св.Писанию, как и здравому разуму.

5.Ложным объяснением, в особенности в переживаемое нами время распространенным, является объяснение евангельских чудес гипнотизмом. Но факты гипнотических исцелений различными школами объясняются противоречиво, что уже само по себе должно удерживать критическую мысль от слишком поспешного отрицания евангельских чудес.

Психологическая школа, наиболее верно объясняющая гипнотические явления, утверждает, что здесь мы имеем дело с моноидеизмом, автоматизмом внимания; поэтому психологическое внушение не исцеляет, например, органических повреждений, а лишь отвлекает внимание человека от болезненных нервных процессов, и только этим медленным косвенным путем личного влияния гипнотизера, – чаще временно, – облегчает мучительное состояние больного. При этом частые сеансы ослабляют нервную систему, помрачают сознание и автоматизируют порабощенную волю больного, этически разрушая личность.

Исцеления, совершенные Иисусом Христом, не знают никаких ограничений областью нервных, легко излечимых потрясений организма. Спаситель Христос исцелял безнадежно больных, несомненно – и с органическими повреждениями; исцелял моментально, иногда на далеком расстоянии, врачуя не только тело, но и душу – обетованием и приобщением вечной жизни, каковые есть достояние свободной личности.

6.Истинное чудо может быть испрошено истинно верующим человеком; средством для этого Св.Писание и Св.Предание указывают молитву; истинная молитва привлекает к человеку божественное всемогущество, и Господь ради усердной смиренной молитвы по своему неизреченному человеколюбию исполняет благие прошения человека – творит чудо.

17 мая 1915г. Неделя всех святых.


Источник: Петроград, Синодальная Типография, 1915 г. 552 с.

Комментарии для сайта Cackle