Источник

Глава 7. Церковь раскольническая не имеет признаков церкви Христовой

Точно также неприложимы к раскольнической церкви и те признаки церкви Христовой, которые указаны в Бол. Катехизисе и в Символе веры. Для лучшего уяснения сказанного приложим эти признаки к церкви православной и к обществу старообрядцев, чтобы через сопоставление виднее было: составляют ли общества старообрядцев церковь Христову?

Сделанное выше определение церкви, согласное с определением Бол. Катехизиса, вполне приложимо к нашей православной церкви, которая неизменно держит веру православную, учение евангельское ни в чём не нарушает, имеет все семь тайн и находится под правлением поставленных Христом пастырей и учителей.64 (Еф. 4:11).

Вполне же к ней приложимы и те признаки, которые указаны в символе веры, а именно: она едина, хотя члены её и рассеяны по всей вселенной; но разделённые местом, они соединены верой, законом, священноначалием и таинствами; она святая, потому что освящается Христом и Духом Св. через таинства (Б. Кат. л. 118 об); она соборная, так как состоит из членов, рассеянных по вселенной; она апостольская, потому что руководится учением апостолов, ни в чём его не изменяя65.

Таким образом все признаки церкви Христовой, указанные в Бол. Катехиз., в символе веры и у ап. Павла, вполне приложимы только к нашей церкви, а потому она и есть Христова церковь, чего о старообрядцах сказать нельзя, так как к ним вышеуказанные признаки приложимы быть не могут66. Например, сравнение тела с церковью, как мы выше видели, никоим образом не подходит к старообрядцам, потому что у них нет всех членов церкви, которые установлены Христом, например епископов, почему они похожи на тело человека не имеющего головы.

Затем неприложимы к ним и те признаки церкви, которые указаны в Б. Катехизисе, во 1-х потому, что они нарушают учение евангельское, так как не имеют всех тайн, установленных Христом и записанных в евангелии (Б. Кат. л. 356 об.); во 2-х потому, что не находятся под правлением от Христа поставленных пастырей (Еф. 4:11), а избирают по своих похотех себе учители, чешеми слухом, (2Тим. 4:3), т, е. таких, которые бы говорили им не то, что написано у апостолов, а что нравится каждому согласию, – чесали бы или ласкали бы их слух, говоря по них67 (см. выше Злат. XI, 832).

Наконец к ним неприложимы и те признаки, которые указаны в символе веры, потому что церковь Христова едина, а старообрядческих церквей много, и притом враждующих между собой, что, по словам св. отцов, служит ясным доказательством того, что такая церковь не Божия. «Аз славу, юже дал еси мне, дах им, говорил Христос: да будут едино, якоже мы едино есма». (Иоан. 17:21–22). «Церковь по всему миру одна, говорит св. Киприан, разделённая Христом на многие члены, и епископство одно, разветвлённое во единодушном лике многих епископов», (не-как у австрийцев, т. е. у окружников и противоокружников) (Кипр. пис. 43, стр. 235). Он-же говорит: «Церковь кафолическая одна – она не должна быть ни рассекаема, ни разделяема, но должна быть совершенно сплочена и скреплена связью священников (разумеет епископов), взаимно к себе привязанных» (пис. 54, 307; ч. 2 стр. 180). «Не может быть единая церковь там, говорит св. Златоуст, где составляющие её разделяются между собой и враждуют». (т. X, 2 Кор. б. 1, стр. 461). Он же говорит: «Церковь называет (ап. Павел) Божией, выражая тем, что в ней должно быть единение, потому что если она Божия, то соединена и едина... Имя церкви–это имя не разделения, а соединения», (т. X, 1 Кор. б. 1, стр. 8). Ещё: «Он (ап. Павел) спешит в самом начале привести к единству их (галатов) разделение, а потому и прибавил имя церкви, желая этим пристыдить их и собрать воедино. В самом деле, будучи разделены на многие части, они и не могли называться этим именем, так как имя церкви есть имя согласия и единодушия». (чего у наших старообрядцев тоже нет, да и быть не может, потому что в расколе согласия и единодушия не бывает) т. X, Гал. гл. 1, стр. 735; Феофилакт Гал. гл. I, стр. 6). «Церкви Божией, сущей в Коринфе». Опять соединяет их, говорит Феофилакт, сказав: церкви: ибо находящиеся в разделении, не составляют церкви68. (2 Кор. гл. 1, стр. 167). Да и самое слово «едина» не позволяет многие общества, враждующие между собой, считать церковью единой. Таким образом из приведённых свидетельств видно, что старообрядцы, как разделившиеся на разные толки и согласия и враждующие, между собой, не составляют церкви Божией, а потому и права не имеют называться церковью, да ещё единой, а также Божией или Христовой. (См. выше 15 прим.).

Второй признак, что церковь святая, тоже неприложим к старообрядцам, так как они, не имея епископа, не могут получить Духа Св., а без Духа Св. невозможно сделаться святыми «Избрал есть вас Бог от начала во спасение во святыни Духа», говорит ап. Павел (2Фес. 2:13) «Святи их во истину твою» (Иоан. 17:17), – сделай их святыми, объясняя эти слова Христа, говорит св. Злат., преподанием Духа Св. (т. VIII, Иоан. б. 32, стр. 549) «Мы для освящения имеем нужду в благодати Св. Духа», говорит св. Афанасий алек. (ч. 2, пс. 50, стр. 242), «Освящает же Он через Духа, говорит св. Василий вел... Посему Дух... источник святыни для всех», (ч. 3, кн. 5, стр. 156; снес. Еф. 2:19–21; V, 25–27; Титу 2:14; Кол. 1:22). «Церковь Божия есть святая, читаем в Б. Кат., сих ради вин: первая убо яко от Христа жениха и главы своей, верою и тайны, с Ним соединившися освящается. Вторая же, яко Дух Св. пребываяй в ней выну, соблюдает ю и во святыни сохраняет», (л. 118 об.). «Святую (церковь), говорит Симеон солун., – как освящённую Духом и соединённую со Христом через крещение и миропомазание, священство, причащение и проч. таинства, – непорочную и обручённую Христу». (ч. 2, стр. 109, слав, л. 363 об.) – Мы, говорит св. Афанасий, без Духа чужды Богу и далеки от Него», (сл. 3 на ариан., стр. 400). «Видишь ли, говорит св. Злат., сколько бедствий возникает от того, что не имеем в себе Духа Св.: смерть, вражда на Бога, невозможность угодить Его законам, невозможность принадлежать Христу», (т. IX, Рим. б. 13, стр. 650). «Даже и верным не может называться тот, говорит св. Симеон нов. бог., кто не получил благодати Св. Духа», (ч. 2, сл. 57, стр. 47). Так. обр. оказывается, что без Духа Св. невозможно спастись, т. е. сделаться святыми, Духа же Св., как мы выше видели, нельзя получить без епископа; а отсюда получается такой вывод, что без епископа нельзя спастись, потому что без него нельзя получить Духа Св.

Против сего вывода старообрядцы, как беглопоповцы, так и безпоповцы возражают следующее. Беглопоповцы говорят, что они получают Духа Св. в т. миропомазания, которое могут совершать и пресвитеры. На это скажем им, что без епископа не может быть мира (см. ниже прилож. VII), так как освящать его может только епископ (Карф. 6; читай выше. Сим, сол.). О праве и возможности пресвитерам совершать тайны читай выше. Безпоповцы же говорят, что они благодать Св. Духа получают в т. крещения. Но это неверно, потому что Духа Св. крещаемые получают не в крещении, а в миропомазании, так как в крещении люди только очищаются от грехов благодатью Св. Духа, а самой благодати не получают, о чём подробнее будет сказано ниже, в прилож. IV, VI). В подтверждение сказанного приведём несколько свидетельств. «Необходимо также тому, говорит св. Киприан, кто крещён быть и помазану, чтобы, приняв помазание, он мог сделаться помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову», (которой он, значит, до помазания не имел) (пис. 57, 323; пис. 60, стр. 337). Он же говорит: «рождающийся рождается не через возложение рук (т. е. не через т. миропом.), когда он приемлет Духа, но в крещении церковном, а Св. Духа приемлет уже родившись», (т. е. после крещения в т, миропом.) пис. 61, стр. 355). Таким обр. из сказанного видно, что общества старообрядцев не могут быть названы церковью святою, потому что не имеют Духа Св., без Которого невозможно освятиться, а Духа Св. не имеют потому, что у них нет архиерея и мира, освящённого архиереем, без архиерея же и мира Дух Св. не даётся. Поэтому, не имеющие Духа Св., не могут быть святыми и Христовыми.

Третий признак символьной церкви также неприложим к старообрядческой церкви, которая не может быть названа церковью соборной или вселенской во 1-х потому, что она не распространена по вселенной между всеми народами, как это должно бы быть, а ютится в одном уголке вселенной – в России; во 2-х потому, что не исполняет заповеди Христовой о распространении веры и евангелия между всеми народами, так что за 250 лет она не приобрела в своё общество никого из турок, немцев, поляков, язычников, жидов и пр., а каждый толк старается переманить в своё согласие только православных, живущих совместно с ними, или же живёт на свой собственный счёт, переманивая из одного толка в другой. А между прочим, церковь Христова должна быть непременно соборной или вселенской, потому что Христос повелел распространять евангелие между всеми народами: «Шедше убо, повелевает Христос апостолам, научите вся языки». (Mф. 28:19). Ещё: «Шедше в мир весь проповедите евангелие всей твари». (Мф. 16:15). И ещё: «Будите Ми свидетелие... даже до последних земли». (Деян. 1:8). Если старообрядцы эту заповедь не исполняют и последователей себе между народами мира не имеют, то, спрашивается, на каком же основании они называют себя церковью соборной? Если потому, что так написано в символе, то ведь в символе церковь названа соборной по действительному значению, потому что она должна быть соборной и в действительности есть соборная, так как члены её рассеяны по вселенной. Старообрядческую же церковь никак нельзя назвать соборной, так как она на самом деле не соборная, т. е. не вселенская (Б. Кат. л. 119), а только русская.

Затем ещё нужно обратить внимание на то, что церковь Христова должна управляться собором епископов, которые должны собираться для решения разного рода недоуменных вопросов как догматических, так и житейских (37 апост.; I, 5; IV, 19 и др.; см. выше). Епископами же церковь и судится, (ант. 20; Карф. 12, 18 и др. прав.). Но у старообрядцев за неимением епископов сего не творится, а потому у них нет ни управления, ни судилища соборного, а миряне никого судить не могут.

Четвёртый признак символьной церкви тот, что она называется апостольскою. А почему она называется апостольскою? Во 1-х потому, что распространена апостолами (Мр. 16:20; 1Кор. 15:1, 2, 11; Евр. 2:3) и утверждена на их учении (Еф. 2:20; Гал. 1:7–8); во 2-х потому, что она приемлет всё учение апостолов и руководствуется им, ни в чём его не изменяя. Так Христос повелел апостолам и их преемникам – епископам: «куплю дейте, дóндеже прииду» (Лук. 19:13), и пастыри церкви православной куплю деют и будут деять до пришествия Христова, – Христос приказал гостиннику: «прилежи ему» (Лук. 10:35), и епископы (кн. о Вере 59 об.; 39 апост.; Евр. 13:17) заботятся и лечат больных людей, – «Паси овцы Моя» (Иоан 21:15–17), сказал Господь ап. Петру, апостолы в свою очередь приказывали поставленным ими пастырям: «пасите еже в вас стадо Божие» (1Петр. 5:2; Деян. 20:28), и пастыри пасут и будут пасти до явления Пастыреначальника, чтобы получить неувядаемый венец. (1Петр. 5:4) – Христос повелевает ученикам: «шедше убо научите вся языки» и проч. (Мф. 28:19), и ещё: «имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся». (Иоан. 20:23, Mф. 18:18), и пастыри это повеление исполняли всегда и исполняют, потому что распространяют веру Христову между всеми народами, и отпускают грехи кающимся, а непокорных связывают. – Христос, живя на земле, сказал, что без причащения невозможно спастись (Иоан. 6:53), а через ап. Павла говорит, что оно будет совершаться до его пришествия (1Кор. 11:23, 26). О необходимости т. миропомазания для получения Св. Духа через запечатление, говорит ап. Павел (2Кор. 1:21–22; Еф. 4:30), а о необходимости принимать больным т. елеосвящения для выздоровления и оставления грехов говорит ап. Иаков (Иак. 5:14–15). Строителями сих тайн ап. Павел называет апостолов (1Кор. 4:1) и говорит, что Христос дал пастырей и учителей к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, т. е. церкви. (Еф. 4:11–14).

Исполняют ли эти все заповеди Христа и апостолов старообрядцы? Конечно, нет, да и не могут, не только безпоповцы, у которых за неимением священства некому совершать тайны, строить которые могут только святители хиротонисанные, – но и поповцы сих заповедей не исполняют и по той же причине, т. е. по не имению священства, потому что у них не было и нет священства. Если же у них и были священники, то они были беглые, как и Амвросий, а беглые, по словам писания, приносят не благословение, а проклятие (6 пр. Гангр.; толк. ап. л. 548) и погибель (Номок. л. 57). Так. обр. церковь старообрядческая не может быть названа ни единой, так как разделилась на много частей; ни святой, так как не имеет Духа Св.; ни соборной, так как не распространена между народами; ни апостольской, так как не соблюдает вполне учения и заповедей Христа и апостолов, чем колеблет учение евангельское (Б. Кат. л. 120 об.).

«Всякому человеку подобно есть, читаем в кн. о Вере, знати истинную, а не смышленную церковь, но единую небеснаго жениха чистую и нескверную невесту, ибо кто не познает ея, како в ней и при ней в таком велицем обуревании пребудет, а кто при ней не пребудет, и в ней не обрящется, той и вечнаго онаго и блаженнаго по временнем сем житии живота наследити не может», (л. 216 об.). Там же: «Хотя же познати кто какая бы бяша истинная Христова церковь; откуда познати ю имать в таковем подобенства мешании; разве точию от писания» (216 л.). Вот мы взяли писание (апост. Павла, Символ веры. Бол. Катех.), в котором указаны признаки, по коим можно отличить церковь Христову от не Христовой, приложили эти признаки к обеим церквам: к православной и к старообрядческой и увидели, что к старообрядческой они не приложимы. А это показывает, что старообрядческая церковь, начавшаяся с 1653–1666 года, не есть церковь Христова, а «смышленая», т. е. выдуманная старообрядцами, которые церковь Христову до неузнаваемости переделали на свой лад. Например, из писания видно во 1-х, что церковь состоит: из епископов, пресвитеров, диаконов и мирян, а у них нет епископа, без которого нет даров благодати Св. Духа, потому что благодатные дары вручены только епископу (читай выше); во 2-х, что в ней должно быть рукоположение, так как без рукоположения не может быть пресвитеров и тайн, а у них нет рукоположения, потому что нет епископов. Например, крещение без благодати, по словам св. Киприана, есть простое омовение, (стр. 381; снес. Злат. и Август, ниже прилож. IV.

* * *

64

На это старооб. любят возражать, что и католики, и армяне имеют священство и 7 таин, а между прочим всё-таки называются еретиками, почему это доказательство они признают не доказательным. Но если к ним приложимы эти два указанных признака, то неприложимы иные, а именно: они во многом нарушают учение евангельское, об исхождении Св. Духа, лишение мирян крови Христовой и проч., почему и называются еретиками. Ведь и все еретики, выйдя из православия, во многом были сходны с православными, но не во всём. «(Еретики) распространяют своё невежество подобно древним ересеначальникам, говорят отцы VII вселен. собора которые тоже очень многое говорили согласно с кафолической церковью, но делались преступниками в одном или двух пунктах и получали в удел анафему». (VII всел. соб. деян. 6, стр. 552).

65

Против этого старооб. возражают, что наша церковь отменила двуперстие, седмипросфорие, хождение по солнцу и проч., а потому она и не есть церковь Христова и апостольская. Но это возражение не верно во 1-х потому, что ни Христос, ни апостолы двуперстия и прочих обрядов не установляли, а потому Христовых и апостольских обрядов и не отменяли; во 2-х потому, что троеперстие, пятипросфорие, хождение против солнца и проч. обряды существовали у греков при наших патриархах, которые видели у них эти обряды, но еретиками их за это не называли и общения с ними не прорывали. Напротив, имели с ними общение, получали от них рукоположение (патр. Иов и Филарет), и признавали их вполне православными. «Святая восточная в грецех обретеная церковь, читаем в кн. о Вере... ни направо, ни налево с пути, совращайся, к горнему Иерусалиму, сыны своя препровождает... и не в чесом установления Спасителя своего, и блаженных Его ученик, и св. отец предания, и седьми вселенских соборов. Духом св. собранных устав, не нарушает ни отменяет, и в малейшей части не отступает, ни прибавливая, ни отымая что… светится правою верою» (л. 27 об., 163). А между прочим, в то время, когда это писали о греках, они уже давно употребляли троеперстие и проч. обряды. (Панагиот требовал от Азимита троеперстия в XIII в; Дамаскин писал о нём в начале XVI в., Христоф. Ангел – в начале XVII в. (Озер. 72 стр. 377 и 381). Если бы патр. Иосиф троеперстие и прочие обряды считал еретическими и богопротивными, а греков еретиками, то он не стал бы делать о них таких отзывов и считать их вполне православными, а главное не стал бы иметь с ними общения. Если же наши патриархи сих обрядов еретическими не считали и нигде так их не называли, то какое имеют основание наши раздорники так их называть? Кроме невежества и крайнего их упрямства иного основания указать нельзя.

66

Следует обратить внимание на то, что старообрядцы не держатся одного определения церкви, сделанного, например, в Бол. и Мал. Катехизисах, а перебегают от одного понятия о церкви к другому, пользуясь тем, что слово «церковь» в писании употребляется в разных понятиях. Так церковью называется совокупность всех разумных существ небесных и земных, т. е. ангелов и людей (Еф.1:22–23; Кан. анг. 2 тр. 9 песн.). Ещё церковью называются «вси вернии во всем мири, иже ныне суть, бяху и будут», т. е. одни только люди. (Б. Кат. л. 120). Затем церковью называются поместные церкви: иерусалимская (Деян. 8:1), Коринфская (1Кор. 1:2) и др. Также церковью называются: отдельный приход (Б. Кат. л. 120), христианская семья (Рим. 16:3–4; Кол. 4:15), каждый православный христианин (1Кор. 3:16–17), храм или дом молитвы (Деян. 2:46; 1Кор. 14:28; 1Кор. 35). Церковью иногда называются одни пастыри (Мф. 18:17; снес. Благов. Мф. л. 143; Злат. Мф. б. 60, стр. 32, ч. 3; Б. Кат. л. 120), а иногда некоторые свойства церкви: вера, житие и др. (Марг. л. 519). Пользуясь таким разнообразием понятий о церкви, старообрядцы злоупотребляют этим разнообразием и на беседах постоянно перебегают от одного понятия к другому: то, по-ихнему, церковью называется совокупность разумных существ, то одни миряне, то каждый христианин, то заповеди, то вера и житие. Одним словом, берут такое понятие о церкви, каким в данную минуту думают лучше защититься, не обращая внимания на то, что приведённое ими понятие о церкви под признаки, указанные в символе веры, не подходит. Наприм., можно ли сказать, что в символе веры церковью единой, святой, соборной и апостольской называется поместная церковь, каждый христианин, заповеди, вера и житие, законы церковные и проч.? Конечно, нет, но старообрядцы об атом мало заботятся, потому что им нужно только слово «церковь», чтобы этим словом сбить с толку слушателей. А это показывает, что они не истину ищут, а стараются только отстоять своё заблуждение и не сознаться в нём.

67

Например, если бы какой-нибудь из старообрядческих учителей стал читать и рассказывать им из евангелия и апостола о необходимости и вечности священства, причащения и проч., то был бы изгнан ими с позором, как еретик. Но тот учитель, вроде Усова, Коновалова и др., который, извращая и переделывая писание, (читай, к примеру, 55 прим.), толкует им, что можно и без епископа, и без причащения спастись, им хорош и любезен, потому что чешет им слух, потакая самоволию.

68

Наши старообрядцы не обращают внимания на слова св. отцов, говорящих, что если церковь (т е. верующие) не соединена, а разделена, то она не едина, а потому и не Божья, – а следовало бы. Например, св. Златоуст и Феофилакт на основании значения слова «церковь» (церковь – значит соединение – союз) утверждают, что разномыслящие даже и называться не могут церковью, т.е. соединением, потому что на самом деле они не соединены, а разделены. Потому то, говорят они, ап. Павел и назвал галатов многими церквами, что они разногласили между собой, почему и не составляли единой церкви. И наших старообрядцев тоже нужно назвать многими церквами, а не единой, значит, и не Божией, потому что и они, подобно галатам, разногласят между собою; а потому и не могут называть себя соединением или церковью. (Читай ещё 15 прим Вас. в. и Игн. бог.) «Точно также неправильно они называют себя и христианами, т. е. помазанными, так как этим именем могут называться только те, которые при крещении помазаны миром. (Кир. иер. поуч. III, стр. 449–50; ещё Бол. Кат. л. 377). Христианин слово греческое (от слова Христос – Помазанник), а по-русски значит помазанник. Как же раскольники будут называть себя помазанниками, когда они не помазаны? Ясно, что как церковью, так и помазанными или христианами они называют себя ложно, и есть самозванцы.


Источник: Приложение к "Саратовскому Духовному Вестнику“ за 1910 год. Саратов. Типография Союза Печатного Дела. 1910. Благословляется и разрешается напечатать. Гермоген Еп. Саратовский.

Комментарии для сайта Cackle