Торжественник
Торжественник – один из древнерусских календарных сборников уставных чтений, популярный памятник русской литературы кон. XIV–XVII в. Содержание Т. составляют переводные и оригинальные сочинения: эпидейктические слова, поучения, сказания о церковных праздниках и жития наиболее чтимых святых, расположенные в определенном порядке. В рукописной традиции термин Т., появившийся, вероятно, не ранее XV в., используется нерегулярно. Названия, данные Т. древнерусскими переписчиками, различны: «Събрание святых словес на праздники Спасовы, Богородичны и иных святых многих...», «Соборник, иже наречеться сказания жития святых пророк и апостол и святых мученик и святых преподобных отец...». «Книга, глаголемая Соборник, сиречь Тържественик четей...», «Пангирик, сиречь Тържественик...», «Торжественник по мытаря и фарисея, четыредесятница и пятидесятница...». Т. существует в двух разновидностях, в основу выделения которых положен календарный принцип: сочинения, посвященные христианским праздникам солнечного календаря, составили минейный Т., лунного календаря – триодный Т. История формирования и развития, литературное содержание и жанровый состав минейного и триодного Т. различны.
Гомилии минейных Т. посвящаются так называемым двунадесятым праздникам (Рождество богородицы, Воздвижение креста, Введение во храм, Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Сретение, Благовещение, Преображение, Успение) и другим праздникам православной церкви (Собор трех святителей, память апостолов Петра и Павла, Положение ризы богоматери... и др.), а также собственно исконно русским праздникам (Покров, Владимирская икона богоматери, Тихвинская, Казанская иконы и др.). В минейный Т. входят жития святых. Все сочинения обычно располагаются в порядке следования месяцеслова: с 1 сентября, начала индикта, «сиречь нового лета», до 29–30 августа. Минейный Т. может содержать чтения на год, полугодие или на несколько месяцев.
В триодный Т. вошли памятники торжественного и дидактического красноречия. Статьи триодного Т. расположены по порядку недель лунного календаря, или так называемого триодного цикла: с недели мытаря и фарисея и до недели всех святых, т. е. приурочивались к дням подготовительным к посту, Великого поста, Пасхи, праздничным дням пятидесятницы. Разновидностью триодного Т. является Т. пятидесятый, или Пятидесятница, заключающий в себе чтения от недели вербной перед Пасхой до недели всех святых (следующей за праздником Троицы, или Пятидесятницы). Литературная история триодного Т. тесно связана с судьбой другого древнерусского триодного сборника – Златоуста. Состав их близок. Но если в триодном Т. наблюдается явное преобладание сочинений эпидейктического красноречия, посвященных только праздничным дням триодного цикла, то в составе Златоуста значительное место занимают дидактические гомилии, приуроченные к будним дням триодного круга. По составу Т. сближается также с другими сборниками уставных чтений – Рай (см. Рай I), Соборник.
Минейный и триодный Т. в своей основе являются переводными памятниками, пришедшими в славянские страны вскоре после принятия ими христианства. Прототип минейного Т. – греческий сборник, переведенный в Болгарии и позднее перенесенный на Русь. Древнейший список славяно-русского минейного Т. дошел до нас в составе Златоструя XII в. (ГПБ, F.I.п.46; описание см.: Срезневский. Сведения и заметки. № 22). Прототип триодного Т. и Златоуста (как доказывается в статье Т. В. Черторицкой «О начальных этапах...») сложился на славянской почве, но в его основе лежит группа византийских эпидейктических гомилий, дополненная оригинальными сочинениями (словами Климента Охридского, Иоанна, экзарха Болгарского, Кирилла Туровского и др.). Формирование прототипа завершилось к XIV в., его образцом может служить рукопись сер. XIV в., хранящаяся в ГБЛ, ф. 304, № 9 (см.: Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. Ч. 1. С. 11–15). Развитие прототипа в конкретно-исторических культурных условиях Древней Руси XV в. привело к возникновению трех редакций минейного Т., две первые из которых восходят к разным редакциям византийских Панегириков (см.: Черторицкая Т. В. К вопросу...), и двух редакций триодного Т.
В минейном Т. 1-й редакции (описание устойчивого состава статей см.: Черторицкая Т. В. Торжественник... С. 168–183) наблюдается значительное преобладание гомилии над житиями, почти полное отсутствие русских сочинений, за исключением тех, которые стали достоянием южнославянской литературы еще в XI–XIII вв. Все сочинения минейного Т. 1-й редакции сохраняют особенности византийской стилистики торжественного красноречия, в том числе и жития, которые приобретают особую жанровую форму – жития-энкомия. 1-я редакция триодного Т. возникла за счет расширения состава прототипа эпидейктическими сочинениями византийских и южнославянских авторов (описание устойчивого состава статей см.: Там же. С. 184–197). Минейный и триодный Т. 1-й редакции являются образцами «высокого рода литературы». В гомилиях и житиях-энкомиях этих памятников возродились риторико-панегирический стиль и художественная образность эпидейктического красноречия Киевской Руси, усиленные стремлением к «витийству», отличающим писательскую манеру книжников периода «второго южнославянского влияния». В XVI–XVII вв. минейный и триодный Т. 1-й редакции не получили дальнейшего развития, списки Т. 1-й редакции очень малочисленны и в большинстве своем являются копиями списков XV в.
В основе 2-й редакции минейного Т. лежит греческий сборник, 3-я редакция – смешанная, составленная путем тенденциозного, целенаправленного подбора произведений, включенных в две первые редакции (устойчивый состав статей см.: Черторицкая Т. В. К вопросу...). Списки 2-й и 3-й редакций минейного Т. XV в. характеризуются преобладанием агиографических сочинений над гомилетическими, использованием в житиях фольклорных мотивов, беллетристической разработкой заданных тем, вариативностью состава, расширенного оригинальными славяно-русскими сочинениями. Среди агиографических произведений значительное место занимают древнерусские жития, в подборе и содержании которых отчетливо прослеживаются абсолютистские устремления московских князей: жития Бориса и Глеба, Владимира Святославича, Леонтия Ростовского, Петра и Алексея митрополитов, Сергия Радонежского и др. (см.: Черторицкая Т. В. Агиография древнерусских минейных Торжественников XV в. // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1980. С. 5–18).
В XVI–XVII вв. минейные Т. 2-й и 3-й редакций получают особенно широкое распространение. Их развитие свидетельствует о тенденции к сближению, даже слиянию этих редакций; еще больше расширяется и варьируется календарь, и прежде всего увеличиваются дни памяти святых. Т. XVI–XVII вв., способствуя укреплению авторитета светской и церковной власти и отражая результаты канонизации русских святых, включают в свой состав многочисленные новые переводные и оригинальные жития – жития Варлаама Хутынского, Исидора Твердислова, так называемых «новых чудотворцев». Резкое увеличение агиографического материала в составе минейного Т. приводит к изменению жанровой и композиционной структуры Т. Гомилетическая часть сокращается до минимума. По содержанию и по построению минейный Т. приближается к Минее Четьей.
2-я редакция триодного Т. возникла в результате эволюции прототипа в сторону накопления дидактических статей. В списках XV в. наблюдается относительное равновесие между группами сочинений эпидейктического и дидактического красноречия. Списки триодного Т. 2-й редакции XVI–XVII вв. лишь условно можно назвать Т.: генетическая близость к рукописям XV в. подобного содержания, завершенность представленного в торжественных гомилиях праздничного триодного цикла – позволяют по традиции считать их триодными Т., а включение в их состав сочинений не только на праздничные, но и на будние дни триодного цикла, нравственно-логическая смысловая доминанта – сближают эти сборники со Златоустами. В работе Т. В. Черторицкой (О начальных этапах...) высказана мысль, что именно на основе триодного Т. 2-й редакции формируются древнерусские Златоусты.
Минейный и триодный Т. существуют также и в соединении друг с другом – это так называемый общий Т. Изменения, которые произошли в составе Т. на протяжении XV–XVII вв., привели к исчезновению типовых признаков Т. во многих рукописных четьих сборниках кон. XVI–XVII в., близких по составу минейному и триодному Т., – сборниках, составленных на основе Т. (минейного, триодного, общего). Особое развитие получил Т. в старообрядческой среде. Минейный и триодный Т. 1-й редакции часто переписываются старообрядцами со списков XV в. практически без изменений, но наиболее широкое распространение получает Поморский Т.: «Торжественник, или Слова на праздники, составленные настоятелями безпоповцами Выгорецкой обители...», Семен Денисов, устроитель Выговской пустыни, внес свои сочинения в состав Т., и в дальнейшем, в течение XVIII в., слова и поучения поморских старцев полностью заменили собой традиционные в Т. сочинения византийских, южнославянских и древнерусских авторов. От древнерусского Т. в старообрядческих Т. сохранились структура, календарь (о старообрядческом Т. см.: Дружинин В. Г. Поморский Торжественник // Сборник статей, посвященных С. Ф. Платонову. СПб., 1911. С. 34–55).
История развития Т. свидетельствует об изменении функции этого сборника в культурной жизни Древней Руси. Т. уже к кон. XVI в. перестает быть только сборником уставных чтений, становится исключительно литературным сборником.
Лит.: Орлов А. С. Сборники Златоуст и Торжественник. СПб., 1905. С. 9–19 (ПДПИ. Вып. 158); Черторицкая Т. В. 1) Торжественник из собрания VIФиФ: (Опыт описания сборника постоянного состава) // Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. С. 162–198; 2) О составе линейных Торжественников XV–XVI вв. // Сибирская археография и источниковедение. Новосибирск, 1979. С. 13–27; 3) О начальных этапах формирования древнерусских литературных сборников «Златоуст» и «Торжественник» (триодного типа) // Источниковедение литературы древней Руси. Л., 1980. С. 96–114; 4) К вопросу о литературной истории древнерусского минейного Торжественника // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982. С. 5–27.
Т. В. Черторицкая