отв. ред. Д. С. Лихачев

Источник

Стословец Геннадия

«Стословец» Геннадия – переводной памятник, представляющий собой подборку из ста сентенций, трактующих основные положения христианского вероучения и христианской морали. В списках С. носит названия: «Святаго Геннадия, архиепископа Константинаграда, сто глав о святей вере»; «Геннадия, архиепископа Константина-града Стословец»; «Святаго Геннадия, патриарха константинопольского, о вере, еже убо православную веру имети…» и т. п. Начинается памятник словами: «Веруй в Отца и Сына и святаго Духа, троицу нераздельну...» (или: «Веруй Отцу и Сыну и святаму Духу, троицу неразделну и неслиянну, единобожественну...»). Полагают, что подборка еще на византийской почве (хотя греческий оригинал ее пока не известен) приписывалась Геннадию, константинопольскому архиепискому (ум. в 471 г.). По мнению М. Н. Сперанского, перевод был осуществлен у южных славян (в Болгарии) и оттуда попал на Русь.

Древнейший список С. находился в Изборнике 1076 г. Там текст озаглавлен: «Еже убо правоверьну веру имети основания добрыих дел есть, темьже от веры начьнеться слово к тебе, брате, понеже бо верою въстребова, а не лукаво...» (л. 28 об.–29). Порядок изречений в Изборнике нарушен сравнительно с традиционным: изречения 1, 2, 4, 5, 14, 15, 24–26, 30–32, 35, 40, 38, 39, 42, 43, 46, 49–52, 54, 57, 58, 67–78, 66, 79, 6–13, 16–23, 27, 28, 33, 34, 36, 37, 41, 44, 45, 48, 53, 55, 56, 59–65, 80–100. Двух изречений (3 и 29) нет, но добавлено три отсутствующих в других списках.

С. входит как одна из глав в Златую чепь, им открывается старшая редакция «Измарагда», он встречается в сборниках изречений, соседствуя с «Пчелой», Мудростью Менандра и подобными памятниками в сборниках, включающих аскетические и философские статьи. Старшие списки С. (помимо Изборника): ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 12 (XII в.) и № 11 (XIV в.); ГБЛ, собр. Ундольского, № 963 (фрагм. рукописи XIII в.); ГИМ, собр. Уварова, № 1770/361 (XIV в.); ГИМ, собр. Хлудова, № 30д (XIV в.) – см.: Попов А. Н. Первое прибавление к описанию рукописей А. И. Хлудова. М., 1875, с. 25, 26.

В XVII в. С. был дважды издан: в составе книги «Собрание краткия науки о артикулах веры» (М., 1649), л. 65–77 и в кн. «Анфологион» (М., 1660, с. 368 об.–394).

Изд.: Изборник 1076 г. / Изд. подг. В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина, В. Г. Демьянов, Г. Ф. Нефедов. М., 1965, с. 206–273.

Лит.: Архангельский А. С. К изучению древнерусской литературы. Творения отцов церкви в древнерусской письменности. СПб., 1888, с. 133–135; Яковлев В. А. К литературной истории древнерусских сборников. Опыт исследования «Измарагда». Одесса, 1893, с. 9, 10, 41; Владимиров П. В. Древняя русская литература киевского периода, XI–XIII вв. Киев, 1900, с. 27–29; Сперанский М. Н. Переводные сборники изречений в славянской письменности. М., 1905, с. 505–515; Копреева Т. Н. К вопросу о происхождении так называемого «Стословца Геннадия». – Zeitschrift für Slawistik, 1980, Bd 25, Н. 1, с. 33–45.

О. В. Творогов


Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle