отв. ред. Д. С. Лихачев

Источник

Сказание о Иоанне и Логгине Яренгских

Сказание о Иоанне и Логгине Яренгских – севернорусское житие, представленное четырьмя редакциями, создававшимися в XVI–XVII вв. В редакции С., написанной Сергием Шелониным, читаем: «Обычай есть в Примории живущим человеком от моря утопших человек взимати телеса и земли предавати погребению, дабы зверие не растерзали и птицы небесные не расторгали». Могилы эти, по-видимому, пользовались у населения поморских сел культовым почитанием. В одних случаях местные власти уничтожали их (см.: Максимов С. Год на Севере. Белое море и его прибрежья. СПб., 1859. С. 172–173), в других же официальная церковь вынуждена была считаться с интересами местных жителей и идти на компромисс, объявляя останки погребенных в этих могилах людей мощами святых и официально канонизируя их. С. – яркий образец севернорусского жития такого рода. В нескольких километрах от беломорского села Яренги (на Летнем берегу Белого моря в Двинской губе) находилась могила неизвестного человека, погибшего на море и захороненного местными жителями. Погребение это пользовалось местным почитанием, и священник Никольской церкви в Яренге Варлаам (он же выполнял роль приказчика в Яренге от Соловецкого монастыря) решил придать этому почитанию официально-церковный характер (не подлежит сомнению, что он действовал с согласия Соловецкого монастыря). В 1544 г. Варлаам перенес останки из безымянной могилы в яренгскую церковь. Скорее всего в том же 1544 г. Варлаам составил запись об открытии и перенесении останков покойника, объявленных мощами святого. Здесь же приводились рассказы местных жителей о чудесах, якобы совершенных этим святым. Когда в 1625 г. для официальной канонизации Иоанна и Логгина собирались о них свидетельские показания от местных жителей, то, в частности, крестьяне Яренги говорили: «А о явлении и о чюдесах писал дьяк наш, игумен Варлам, а о том пишет в тетратех, в первом зачале и во вътором». Текст этих тетрадей Варлаама сохранился в составе первой редакции С. как начальная часть произведения: в нескольких списках этой редакции С. первые эпизоды включают в свой заголовок слово «зачало» («Зачало 2-е. Како жену порину сила невидимая»), которое не встречается в других произведениях агиографии и не употребляется в последующих эпизодах С. Рассказ свой Варлаам начинает со слов о том, что «во дни» самодержавства Ивана Грозного и митрополитства Макария некоей жительнице Яренги «Акилине именем», страдавшей от тяжкой болезни,, в сонном видении явился старец. Он объявил свое имя – Иван и сказал, что если больная свершит паломничество к его могиле, то выздоровеет. Кроме того Иван говорит Акилине: «Жено, повеждь отцу своему духовному, никольскому игумену Варлааму, чтобы взял мощи мои привезл в Яреньгу к Николе чюдотворцу». Рассказав, как были открыты и перенесены в Яренгу мощи Иоанна, Варлаам сообщает, что при этом исцелились еще три женщины, а «старожилцы Семен Подлешей, да Козма пореклом Тонкой, да Иван Суровец» поведали, что они нашли этого Иоанна 25 лет тому назад на льду у берега моря и похоронили его. Вслед за этим Варлаам передает рассказ другой жительницы Яренги, которая поведала ему, что еще до перенесения мощей Иоанна она, оказавшись как-то около его могилы, хотела сесть на нее, но была отброшена неведомой силой, о чем «срама ради» раньше никому не рассказывала. Следующий эпизод – рассказ об исцелении с помощью Иоанна и Логгина (о котором пока еще ничего не сообщалось) жителя Двины, случай тот датируется в рассказе 1594 г. Следует полагать, что первоначальная повесть Варлаама, оставленная им в тетрадях при Никольской церкви, постепенно стала пополняться новыми рассказами. Одни из них ведутся от первого лица – как рассказ самого героя эпизода о том, что с ним случилось; другие представляют собой запись со слов рассказчика; третьи – описание какого-то случая, свидетелем которого был сам писавший (в одном из таких рассказов автор, назвав свое имя – Мартиниан, в конце пишет: «Аз же се написах просто берною рукою без украшения...»); рассказ о том, как была написана икона Иоанна в 1607 г. иноком Соловецкого монастыря Феодоритом, – копия с письма, присланного из Соловков вместе с иконой: «Список з грамотки слово в слово. Писал Соловецкого монастыря дворник». Среди этих рассказов (девятым по счету) помещен рассказ и об обретении мощей Логгина. Рассказ этот явно свидетельствует о том, что проявление и обретение мощей Логгина восходит к рассказу об Иоанне Варлаама. Видимо, жители села Уна захотели иметь такого же своего святого, как в Яренге (в истории с Логгином не последнюю роль играет священник села Уна). Сначала над могилой Логгина ставят крест, а затем останки его переносят к той же Никольской церкви в Яренгу. Рассказы об Иоанне и Логгине, собранные вместе, составляют текст первой редакции С.: «В лето 7052-е (1544) явление бысть святых чудотворцев яренских Иоанна и Логина»; «В лето 7052-е. Како явися на Летней стороне у моря акияна святый чудотворец Иоанн в месте, зовомом Яренга. Како избави жену от раслабления, Акилину имянем» (в заглавии некоторых списков имеется ошибка в дате: вместо 7052–7082 г., т. е. 1574). Всего в этом тексте 14 рассказов. Последний датируется 20-ми гг. XVII в. Все они отличаются непосредственностью, живыми, близкими к разговорной речи интонациями. В отдельных случаях это краткая, почти документальная справка, но по преимуществу – краткие сюжетные эпизоды с отдельными красочными деталями. Популярность Иоанна и Логгина среди беломорского населения была столь значительной, что в 1624 г. встал вопрос об их официальной канонизации. В 1625 г. на основании челобитной старца Ильи Телова из Яренги по указу патриарха Филарета в Яренге и других селах этой местности проводился сбор свидетельских показаний об Иоанне и Логгине от местных жителей (копии со всех официальных документов и с расспросных речей, собранных комиссией, помещены в Соловецком сборнике 2-й пол. XVIII в.: ГПБ, Солов. собр., № 182/182; здесь помещены и тексты разных редакций С.). Рассказы, записанные со слов крестьян Яренги и других деревень Беломорьяг близки по характеру изложения и по языку к тем рассказам, которые составляют содержание первой редакции С. Иоанн и Логгин были канонизированы официально, и в 1638 г. состоялось торжественное перенесение их мощей из старой Никольской церкви во вновь созданный в Яренге храм Зосимы и Савватия Соловецких. Возглавлял эту церемонию игумен Соловецкого монастыря Варфоломей. Входивший в свиту Варфоломея инок Соловецкого монастыря Сергий Шелонин подробно описал всю церемонию как очевидец и участник ее. Описание это, без имени автора, помещено в уже упоминавшемся Соловецком сборнике № 182/182. Позже Сергий написал свою редакцию С. («Сергия смиреннаго инока и презвитера обители Пантократоровы сущаго понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце. Сказание о чюдесах святых праведных Иоанна и Логгина, новоявленных яренских чюдотворцев»), в которую» включил и это свое описание. Сергий, в сущности, пишет новое произведение, переработав первую редакцию и композиционно, и стилистически; у него много новых добавлений (в частности, он использовал расспросные речи), ряд эпизодов первой редакции был им опущен. Основную задачу своего труда Сергий определил сам во вступлении к С.: «Сих святых повести о чюдесах обретох на харатиях написано навеждами простою беседою, не презрех же сие не украшено оставити». На основе Сергиевой редакции С. была составлена третья редакция произведения – «Сказание о проявлении, и о обретении, и о чюдесах, и о пренесении мощей святых и чюдеса неисчетна и недоумеваема». Общий характер переработки текста Сергия в третьей редакции можно охарактеризовать как стремление упростить текст, сделать его более подходящим для служебного употребления. В свою очередь, третья редакция также подверглась дальнейшей переработке: созданная на ее основе четвертая редакция С. представляет собой значительное сокращение третьей редакции за счет исключения некоторых эпизодов и не относящихся к церковно-религиозному прославлению святых отступлений, которые еще сохранялись из текста Сергия в третьей редакции. В некоторых поздних источниках говорится, что Иоанн и Логгин – иноки Соловецкого монастыря. Это поздние домыслы, долженствующие придать ореол большей святости Иоанну и Логгину. С. остается неизданным.

Лит.: Некрасов И. Зарождение национальной литературы в северной Руси. Одесса, 1870. С. 57–61; Ключевский. Древнерусские жития. С. 326; Яхонтов И. Жития севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. С. 159–182; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 258–259; Никодим. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1900. С. 16, 120–121; Белов М. И. Севернорусские жития святых как источник по истории древнего поморского мореплавания // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 14. С. 237–238; Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 213–234, 289–290.

Л. А. Дмитриев


Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) ; Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Ленинград (С.-Петербург) : Изд. «Наука», 1987-. / Вып. 1-3.

Комментарии для сайта Cackle