Житие Сергия Радонежского
Житие Сергия Радонежского – памятник агиографии, посвященный известному церковному и общественно-политическому деятелю Руси второй половины XIV в. Сергию Радонежскому (в миру – Варфоломею Кирилловичу; род. около 1321/1322 г. – умер 25 сентября 1391/1392 г.), создателю и игумену подмосковного Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря. Основным источником биографических сведений о Сергии Радонежском являются древнейшие редакции его Ж. Происхождение прозвания Сергия – Радонежский – связано с г. Радонеж, куда бежал с семьей его отец, разорившийся при Иване Калите боярин Ростовского княжества.
Поддерживая политику централизации, которую проводили московские князья, Сергий Радонежский оказался в центре общественно-политической жизни Руси второй половины XIV в., был сподвижником московского великого князя Дмитрия Донского в его подготовке к Куликовской битве 1380 г., усмирял сепаратистские стремления удельных суздальских и рязанских князей (Бориса Константиновича и Олега Ивановича) и был связан с кругом митрополита Алексея (однако стать его преемником отказался) и константинопольского патриарха Филофея, а затем Киприана. Ему были близки такие выдающиеся писатели и культурно-политические деятели Руси, как Епифаний Премудрый, Андрей Рублев, Феодор Ростовский (Симоновский). Целый ряд его учеников и сподвижников стали основателями многочисленных «общежительных» монастырей: Андроникова, Симоновского, Саввино-Сторожевского, Голутвинского, Высокого, Киржачского и др.
Древнейшая редакция Ж. была создана современником и учеником Сергия Епифанием Премудрым через 26 лет после его смерти, т. е. в 1417–1418 г. С присущей Епифанию тщательностью он писал ее на основании подобранных им в течение 20 лет документальных данных, сделанных им записей («свитков» «запаса ради»), своих воспоминаний и рассказов очевидцев. Владея святоотеческой литературой, библейскими книгами, византийскими и русскими агиографическими сочинениями, историческими и иными материалами (среди источников Ж. исследователи называют жития Антония Великого, Феодора Эдесского, Николая Мирликийского и др.) и органически усвоив традиции южнославянской и русской агиографии, Епифаний мастерски применил в Ж. риторически изощренный стиль «плетения словес», с присущими ему цепочками разнообразных эпитетов, сравнений, обилием риторических фигур, сочетая при этом стилистическую изысканность с ясностью и динамичностью сюжетного развития и подчас с необычайно простым языком, близким к бытовому разговорному. Отмечая композиционную стройность и органическое единство Епифаниевской редакции (на основании списков Ж. ГБЛ, ф. 304, № 771 и № 746), Ю. Алиссандратос устанавливает симметричность 9 парных эпизодов Ж. относительно его композиционного центра. Епифаниевская редакция Ж. кончалась смертью Сергия.
Древнейшая Епифаниевская редакция Ж. неоднократно привлекала внимание историков, историков культуры, археологов, искусствоведов и литературоведов как ценный исторический источник. Однако использование ее как источника требует от исследователей особой осторожности. В Епифаниевской редакции, столь богатой историческими реалиями, органически слиты исторические и легендарные сведения, а изложение событий (как отмечал В. О. Ключевский) велось не по летам, а по событиям (в соответствии с народной датировкой), что затрудняет установление подлинного соотношения событий и синхронности ряда фактов. Кроме того, следует учитывать, что первоначальный вид Ж. (и в его древнейшей редакции, созданной Епифанием, и в последующих ее переработках Пахомия Серба) не сохранился. Текст древнейшей редакции Ж. рассыпан в виде фрагментов в составе последующих компилятивных редакций и может быть лишь в какой-то степени реставрирован на основании поздних редакций XVI в., изданных Леонидом, Н. С. Тихонравовым и в ПЛДР по спискам ГБЛ, ф. 304, собр. Тр.-Серг. лавры, № 698 и № 663, с учетом текста, изданного в ВМЧ, а также списков ГПБ, Соф. собр., № 1493; ГПБ, F.1.278 и ГБЛ, ф. 310, собр. Ундольского, № 370.
Последующие неоднократные переработки созданного Епифанием Ж. относятся ко второй половине XV в. и принадлежат другому известному мастеру панегирического стиля – Пахомию Логофету (Сербу). Пахомий начал работать над Ж. во время своего пребывания в Троице-Сергиевом монастыре (с 1440–1443 гг. по 1459 г.). По-видимому, работу над Ж. он выполнял по официальному заданию в связи с «обретением мощей» Сергия в 1422 г., канонизацией святого в 1448–1449 гг. при митрополите Ионе и необходимостью сделать Ж. пригодным для церковной службы. С этой целью Пахомий сокращает епифаниевский текст, убирая его лиризм и некоторые биографические детали повествования, заменяя их общими местами в цветистом панегирическом стиле, нивелируя местную, ростовскую, эпифаниевскую политическую направленность. В то же время он дополняет Ж. чудесами и цитатами из св. Писания, придает ему парадность и усиливает элемент похвалы.
Вводя Ж. в церковный обиход, Пахомий создает также службу Сергию, Канон с акафистом и Похвальное слово. Пахомию Логофету приписывается также создание сокращенной (Проложной) редакции Ж., опубликованной в 1896 г. А. И. Пономаревым.
С конца XV – начала XVI вв. по материалу Ж. начинают создаваться иконы, на основании сюжетики клейм которых исследователи имеют возможность определить, по какой житийной редакции работал иконописец (так, Т. В. Николаева установила, что троицкий живописец XVI в. Евстафий Головкин пользовался Пахомиевской редакцией Ж.). Уникальным образцом лицевого Ж. является Троицкий список XVI в., полностью изданный литографским способом в 1853 г. Миниатюры этого списка особенно ценны отражением в них русского национального быта и колорита костюмов, обычаев и нравов.
В XVI в. текст Ж. входит в состав целого ряда летописей и крупных книжных сводов. В середине XVI в. в состав Великих Миней Четиих митрополита Макария под 25 сентября включаются обе древнейшие редакции Ж. Сергия Радонежского, Епифаниевская и Пахомиевская, в традиционном окружении Похвального слова и Сказания об обретении его мощей. В XVI в. Ж. входит в состав летописей, в частности Софийской II, Никоновской, Львовской, Летописного свода Лицевого и Степенной книги.
В связи с созданием Миней Четиих в 1627–1632 гг., к текстологической работе над Ж. обращается Герман Тулупов. Как установил В. Н. Алексеев, Тулупов обнаружил в библиотеке Троице-Сергиева монастыря рукопись XV в. с текстом Ж., утратившим 2 листа (ГБЛ, ф. 304, № 641, л. 162, 163). Эти листы он дописал, затем переписал из этой рукописи Пахомиевскую редакцию Ж. прибавив к ней из другого источника Службу Сергию и Чудеса, и редакцию Епифания с проложной памятью Сергия, а также – Службу и Житие Никона Радонежского, создав таким образом отдельную книгу, известный Тулуповский сборник (ГБЛ, ф. 304, № 699). Однако, судя по всему, Герман Тулупов не внес в текст Сергия существенных редакционных изменений.
В 40-е гг. XVII в. новую редакцию Ж. создает келарь Троице-Сергиева монастыря Симон Азарьин. Ж., написанное Симоном Азарьиным, представляет собой стилистическую переработку Епифаниевской и Пахомиевской редакций с добавлением новых чудес, совершавшихся в XV–XVII вв., где упомянут целый ряд имен исторических лиц (Минина, Пожарского, Шаховского и др.). Текст этой редакции со Службой Сергию, по распоряжению царя Алексея Михайловича, был опубликован с некоторыми изменениями и сокращениями (только 35 чудес) в Москве в 1646 г. В 1653 г. Симон Азарьин выпустил из печати второе, исправленное и дополненное издание своей редакции Ж. в сопровождении предисловия, в котором он кратко коснулся истории написания и назвал среди источников Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына и летописи. Ж. в редакции Симона Азарьина, как показал В. В. Филатов, положено в основу иконы с изображением сюжетов из истории Русского государства.
На рубеже XVII–XVIII вв., работая над «Книгой житий святых», Димитрий Ростовский включает в нее свою редакцию «Жития преподобнаго отца нашего Сергиа, игумена Радонежского, новаго чудотворца». Из его примечания к 25 сентября следует, что в основу своего сокращенного текста он взял Ж. из ВМЧ. Некоторые из житийных чудес (например, о видении Сергия Симеону Суздальскому и тверскому послу Фоме на пути из Флоренции) помещены Димитрием Ростовским под 26 апреля, днем памяти Сергия.
В широком смысле слова сочинение житий Сергия Радонежского продолжалось и в XIX в., когда над созданием популярных переложений древних источников о Сергии трудились такие духовные деятели, как митрополит Филарет (Черниговский) (Житие препод. Сергия Радонежского, составленное московским митрополитом Филаретом. Изд. с другими словами и речами, произнесенными во время управления московской епархией. М., 1835; 2-е изд. М., 1848) и иеромонах Никон (Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца / Сост. иеромонахом Никоном. М., 1885; 2-е изд. М., 1891; 3-е изд. М., 1898). К типу этих изданий близка и публикация П. И. Бартенева, представляющая собой, как установлено А. Н. Пыпиным в комментарии к сочинениям Екатерины II (Соч. имп. Екатерины II / Изд. акад. А. Н. Пыпиным. СПб., 1911, т. 11, с. 639), не сочиненное императрицей Ж., а всего лишь выписки о Сергии Радонежском из Никоновской летописи. В составлении подобных исторических подборок для Екатерины II, как указывает Г. Н. Моисеева, принимали участие профессора Московского университета X. А. Чеботарев и А. А. Барсов.
Литературная история древнерусских текстов Ж., создаваемых на протяжении XV–XVII вв., чрезвычайно сложна и полностью до сих пор не исследована. По выражению Л. Мюллера, все поставленные еще Н. С. Тихонравовым текстологические проблемы до сих пор «остаются открытыми» (Особая редакция..., с. 71).
Основное внимание исследователей сосредоточено на судьбе древнейших редакций Ж., Епифаниевской и Пахомиевской, и их последующих переработок в XV–XVII вв. Мнения ученых относительно количества редакционных переработок колеблется от 7 (В. П. Зубов) до 12 (Л. Мюллер). Перечень 12 редакций Ж. с указанием их списков и изданий текстов приведен Л. Мюллером в работе 1973 г., в которой он обосновывает выделение в «особую» редакцию списка ГБЛ, ф. 310, собр. Ундольского, № 370. О. Аппель завершает текстологическое исследование Ж. воссозданием его литературной истории по установленным им редакциям памятника.
Более полному выявлению всех редакционных (и видовых) преобразований текста Ж. может способствовать его изучение в тесной связи с литературной историей летописей («Русского временника», летописей Софийских и Никоновской), Степенной книги, Пролога и Миней Четиих (ВМЧ, Миней Четиих Чудовских, Германа Тулупова, Иоанна Милютина, Димитрия Ростовского), в состав которых Ж. включалось.
Изд.: Службы и Жития и о чудесах списания преподобных отец наших Сергия Радонежского чудотворца и ученика его преподобного отца и чудотворца Никона. М., 1646; 2-е изд. М., 1653 (переизд.: ВОИДР, 1851, кн. 10); (Димитрий Ростовский). Книга житий святых: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Киïв, 1689 (переизд. см.: Украïнськi письменники, с. 569–581); Житие Сергия Радонежского. Издание митрополита Платона (Левшина). М., 1782; «Руский времянник, спречь Летописец», содержащий российскую историю от 862 (6370) лета до 1681 (7189) лета, разделенный на 2 части. Ч. 1. От 862 (6370) лета до 1441 (6949) лета. М., 1790 (то же: М., 1820); Софийский временник, или Русская летопись с 862 по 1534 год, ч. 1, с 862 по 1425 г. / Изд. П. М. Строев. М., 1820; Софийские летописи // ПСРЛ. СПб., 1853, т. 6, с. 119–122; Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Сергиев Посад, 1853; ВМЧ, Сентябрь, дни 25–30. СПб., 1883, стб. 1408–1563, 1563–1578; Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия-чудотворца и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием в XV в. Сообщил архимандрит Леонид. Печатаются по Троицким спискам XVI в. с разночтениями из Синодального списка Макарьевских Четьих Миней. СПб., 1885 (ПДПИ, № 58); Житие преподобного Сергия Радонежского. Написано государынею императрицею Екатериною Второю. Сообщил П. И. Бартенев. СПб., 1887 (ПДПИ, № 69); Книга о новоявленных чудесах пр. Сергия. Творение Симона Азарьина. Сообщил С. Ф. Платонов. СПб., 1888 (ПДПИ, т. 70); Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892, с. 157–171 (отд. 2), с. 199–206 (отд. 2) 2-е изд. М., 1916 (переизд.: Die Legender, des heiligen Sergij von Radonež. Nachdruck der Ausgabe von Tichonravov. Mit einer Einleitung und einer Inhaltsübersicht von Ludolf Müller. München, 1967); Пономарев А. И. Памятники др.-рус. церк.-учительн. лит. Вып. 2. Славяно-русский Пролог. Ч. 1. Сентябрь – декабрь. СПб., 1896, с. 12–20, 175–176; Никоновская летопись // ПСРЛ. СПб., 1897, т. 11, с. 30–34, 127–147; Книга степенная царского родословия // ПСРЛ. СПб., 1908, т. 21, ч. 1; СПб., 1913, ч. 2, с. 350–363; Львовская летопись // ПСРЛ. СПб., 1910, т. 20, ч. 1; СПб., 1914, ч. 2; Житие Сергия Радонежского // Подг. текста и ком. Д. М. Буланина / Пер. на соврем. рус. яз. М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина // ПЛДР. XIV – сер. XV в. М., 1981, с. 256–429, 570–579.
Лит.: Матвеевский П. Рец. на кн.: Лаврентьев. Описание жизни и чудес преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского // Странник, 1863, № 1, с. 20–22; Ключевский В. О. 1) Древнерусские жития, с. 98–112, 351; 2) Значение препод. Сергия для русского народа и государства // БВ, 1892, № 11, с. 199–215 (переизд.: Очерки и речи. Второй сб. статей В. О. Ключевского. М., б/г; Троицкий цветок, 1892, № 9); Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881, с. 39–87, 334–371; Барсуков Н. П. Источники агиографии, стб. 511–521; Филарет. Обзор, с. 206–222; Макарий. История русской церкви. СПб., 1886, т. 4, с. 352–359; т. 7, с. 160, 439; Голубинский Е. Е. 1) Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад, 1892, с. 45–46, 80, 94; (рец.: Пономарев А. – Странник, 1893, № 1, с. 140–146); 2) Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. 1. Жизнеописание преподобного Сергия // ЧОИДР, 1909, кн. 2, отд. III, стб. 3–11); 3) Речь о значении преп. Сергия в истории нашего монашества // БВ, 1892, № 11; 4) Ответ критику журнала «Странник» (А. Пономареву) // Там же, 1893, № 10 и 11; Л. Преподобный Сергий Радонежский // Христ. чт., 1892, № 9–10, с. 217–257; Пономарев А.: 1) Жизнь и подвижнические труды препод. Сергия, игумена Радонежского по древнему славянорусскому Прологу и Четьим Минеям митрополита Макария // Странник, 1892, № 9, с. 3–19; 2) Ответ на статьи Е. Голубинского в Богословском вестнике, 1893, № 10–11 // Там же, 1893, № 2, с. 805–812; Зелинский И. Епифаний Премудрый как автор житий // Тр. Киев. дух. акад., 1897, № 3, с. 230–232 (Приложение); Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. 5. Русские жития XV–XVI вв. и современные им направления русской религиозной мысли // РФВ, 1901, № 3–4, с. 15–32; Р–ский С. Сергий, преподобный Радонежский // РБС, СПб., 1904, т. 18, с. 352–360; Епифанпй Премудрый // ПБЭ. Пгр., 1905, т. 5, стб. 483–484; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908, с. 37–66; Буслаев Ф. И. Для истории русской живописи XVI в. Пг., 1910, с. 305–307 (Соч., т. 2); Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. 2-е изд. СПб., 1913, с. 378–382 (переизд.: Соч., т. 2); Перетц В. Н. Отчет об экскурсии Семинария русской филологии в Киев 30 мая – 11 июня 1915 г.: (Отчет о занятиях В. Красногорского). Киев, 1916, с. 84–89; Бугославский С. Литературная традиция в северовосточной русской агиографии // СОРЯС. Л., 1928, т. 101, № 3, с. 335 (Сб. статей в честь А. И. Соболевского. Статьи по славяноведению и русской словесности); Алпатов М. В. Историко-художественное значение русской миниатюры XVI в. // Древнерусская миниатюра. М., 1933, с. 15–26, 109 и 100 лл. ил.; Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944, с. 176–198; Адрианова-Перетц В. П. «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго» // ТОДРЛ. М.; Л., 1947, т. 5, с. 82–84, 91; Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб: (К вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского») // Там же. М.; Л., 1953, т. 9, с. 145–158; Лазарев В. Н. (Житие Сергия) // История русского искусства. М., 1955, т. 3, с. 149–150; Лихачев Д. С. 1) Изображение людей в житийной литературе конца XIV–XV в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1956, т. 12, с. 105–115; 2) Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. М., 1958, с. 32–40 (то же: Исследования по славянскому литературоведению и фольклористике. М., 1960); 3) Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. (Кон. XIV – нач. XV в.). М.; Л., 1962; 4) Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967, с. 158–184; 2-е изд. М., 1971, с. 128–136, 182–184; 3-е изд. М., 1979); Белоброва О. А. 1) Посольство константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому // Сообщ. Загор. ист.-худож. музея-заповедника, 1958, вып. 2, с. 12–18; 2) О некоторых изображениях Епифания Премудрого и их литературных источниках // ТОДРЛ. М.; Л., 1966, т. 22, с. 91–100; Бурейченко И. И. 1) К вопросу о дате основания Троице-Сергиева монастыря // Сообщ. Загор. ист.-худож. музея-заповедника, 1958, вып. 2, с. 3–11; 2) К истории основания Троице-Сергиева монастыря // Там же, 1960, вып. 3, с. 5–40; Воронин Н. Н. Лицевое житие Сергия как источник для оценки строительной деятельности Ермолиных // ТОДРЛ. М.; Л., 1958, т. 14, с. 573–575; Коновалова О. Ф.: 1) К вопросу о литературной позиции писателя конца XIV в. // Там же. М.; Л., 1958, т. 14, с. 205–211; 2) «Плетение словес» и плетеный орнамент конца XIV в. (К вопросу о соотношении) // Там же. М.; Л., 1966, т. 22, с. 101–111; Скворцов-Степанов И. И. Из ист. рус. правосл. церкви // Ежегодник Муз. ист. религии и атеизма. Т. 4. Критика идеологии правосл. церкви. М.; Л., 1960, с. 263–285; Тихомиров М. Н. Андрей Рублев и его эпоха // ВИ, 1961, № 1, с. 3–17 (то же в кн.: Тихомиров М. Н. Русская культура X–XVIII вв. М., 1968); Будовниц. Монастыри на Руси, с. 77–111; Николаева Т. В. Троицкий живописец XVI в. Евстафий Головкин // Культура Древней Руси. М., 1966, с. 177–183; Филатов В. В. 1) Икона с изображением сюжетов из истории Русского государства // ТОДРЛ. М.; Л., 1966, т. 22, с. 277–293; 2) Три века в одной иконе, или о чем рассказала исследователю удивительная находка в Ярославском историко-художественном музее / Икона, написанная на основе «Жития Сергия Радонежского», составленного Симоном Азарьиным // Наука и религия, 1969, № 3, с. 62–66; Xорошкевич А. Л. Изображения иностранных купцов в миниатюрах «Жития Сергия Радонежского» конца XVI в. // Культура Древней Руси. М., 1966, с. 281–286; Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева // ВИ, 1969, № 1, с. 35–48; Насонов А. Н. История русского летописания XI – нач. XVIII в.: Очерки и исследования. М., 1969, с. 362–372; Арреl О. Die Vita des h. Sergij von Radonež. Untersuchungen zur Textgeschichte. München, 1972; Мюллер Л. Особая редакция Житий Сергия Радонежского // Зап. Отд. рук. ГБЛ. М., 1973, вып. 34, с. 71–100; Моисеева Г. Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII в. Л., 1980, с. 91; Алексеев В. Н. Троицкий книгописец Герман Тулупов // Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии. Новосибирск, 1981, с. 130; Кочетков И. А. Иконописец как иллюстратор жития // ТОДРЛ. Л., 1981, т. 26, с. 335–337; Alissandratos J. 1) Medieval Slavic and Patristic Eulogies. Firenze, 1982. (Studia Historica et Philologica, t. 14. Sectio Slavica, 6); 2) Симметрическое расположение эпизодов одной редакции «Жития Сергия Радонежского» // American Contributions to the Ninth International Congress of Slavists. Vol. 2. Literature, Poetics, History. Kiev, September 1983 / Ed. by P. Debreczeny. Columbus, Ohio, 1983, p. 7–17; Морозов В. В. Миниатюры Жития Сергия Радонежского из Летописного свода XVI в. // Матер. и сообщ. по фондам Отд. рук. и редкой книги БАН СССР за 1985 г. Л., 1987; Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV–XV вв. Л., 1987, с. 97, 101, 117–118.
Н. Ф. Дробленкова