Житие Нифонта Констанцского
Житие Нифонта Констанцского – переведенное с греческого Ж., широко известное в древнерусских списках. В Ж. повествуется, как Нифонт в юности, следуя наущению бесов, вел разгульную и распутную жизнь. Когда же будущий святой раскаялся и обратился к благочестию, бесы еще долгое время, являясь ему в видениях, угрожали, искушали его и вызывали на догматические споры, внушая еретические мысли. Став праведником-аскетом, Нифонт получил особую способность видеть бесовские «козни», поэтому в Ж. много эпизодов, когда Нифонт уличает бесов, толкающих людей на греховные поступки, влекущих их к мирским развлечениям и т. д. В Ж. много вещих снов, видений (в которых рассказывается о рае, загробных муках, «мытарствах»). В тексте находится ряд вставных новелл: о милостивом Созомене, о праведнике-«мурине», о наказанном божественной карой морском разбойнике Феогносте и др.
Исследователи выделяют три редакции памятника: две пространных, представленных списком 1219 г. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 35), и рядом других, в числе которых и список ГПБ, собр. ОЛДП. Q.XVII (45), изданный ОЛДП, и списком ГПБ, Солов, собр., № 525/212 и подобными ему, а также краткую, известную по списку конца XII в. (ГБЛ, Муз. собр., № 62; так называемый Выголексинский сборник) и по четырем спискам XVI–XVII вв.: ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры № 793; Волок. собр. № 521; собр. Румянц., № 362 и список ГПБ, Солов. собр., № 984/1093.
Кроме того, в древнерусской книжности получили широкое распространение извлечения из Ж., вошедшие, в частности, в сборники постоянного состава – «Златоуст» и «Измарагд».
1. «Слово святого Нифонта, како подобает всякому христианину обедати на трапезе с тихостию и молчанием» (нач.: «Некогда преходя праведный Нифонт виде человека седяща и обедающа...») читается в Златоусте в субботу 4-й недели поста. Тот же текст с иным заголовком («Слово святого Нифонта о ядении») и иным началом («Паки преходя святый Нифонт и обрете человека обедающа...») читается там же в неделю 10-ю после недели «всех святых». Варианты этого же слова читаются также в Прологе и входят в ВМЧ под 9 августа. Эта статья восходит к главе 62 Ж. пространной редакции (главы указаны по изданию А. В. Рыстенко; там они соответствуют делению на главы греческого текста). 2. «Слово святого Нифонта о русалиях» (нач.: «Рече святый Нифонт: якоже труба гласящи, собирает вой, тако и молитва...») читается в «Измарагде» 1-й редакции – гл. 23; во 2-й редакции «Измарагда» это слово составляет гл. 33, но начинается иначе («Иногда бысть идущу блаженному Нифонту...»). В «Златоусте» это слово читается в отдельных списках на 12-ю неделю после недели «всех святых». Слово это по «Измарагду» 1-й редакции опубликовано в ПЛ, вып. 1, с. 207–208. Этот текст восходит к гл. 127–128 Ж., но существенно сокращен. 3. Слово Нифонта «како подобает в церкви стояти и о смирении» или «Слово святого отца Нифонта к верным» (нач.: «Тайну убо цареву подобает (достоит) хранити, дела же божий проповедати...»), имеющее текстуальные соответствия в гл. 1, 39 и 52 Ж. входит в качестве гл. 50 в первую и как гл. 23 во 2-ю редакцию «Измарагда». По «Измарагду» статья издана И. И. Срезневским (Древние памятники, с. 227–229). 4. «Слово святого Нифонта о искушении божий» (нач.: «Сего деля, братие, попущает бог укоры приимати и скорби...») составляет гл. 32 «Измарагда» 2-й редакции. Эта статья – извлечение из гл. 64 Ж. 5. «Слово святого Нифонта о богатом и скупом (о богатом скупе)» – пересказ гл. 74 Ж. (нач.: «Иногда святый Нифонт ходя видя человека, емуже множество молящих нищих...»); статья входит в «Измарагд» 2-й редакции (гл. 108) и читается в ВМЧ под 10 августа. 6. «Слово святого Нифонта, како в последнем издыхании покаянием и слезами и милостынею угодити богу» (нач.: «Виде преподобный Нифонт два ангела, возносяща душу на небо...») читается в Прологе второй редакции под 29 декабря и под тем же числом в ВМЧ (опубликовано: ВМЧ, декабрь, дни 25–31. М., 1912, стб. 2441–2443). Эта статья – пересказ 101 и 102 глав Ж. Нифонта.
Кроме того, в сборниках встречаются статьи: «От книг святого Нифонта о мыслях» (нач.: «Вопроси некто святаго Нифонта, глаголя, яко бог в тебе живет...») и «О святом Нифонте, к нему же бог глагола о смирении» (нач.: «Молящуся некогда блаженному Нифонту...»).
Изд.: Житие преподобного Нифонта. СПб., 1879–1895, вып. 1–3. (Изд. ОЛДП, № 39, 62, 70) (см. также ПДП, 1880, вып. 2, с. 33–51); ВМЧ, декабрь, дни 18–23. М., 1907, стб. 1783–1837; Матер. з ист. вiзант.-слов’ян. лiт. та мови / Пiдг. А. В. Ристенко. Одеса, 1928; Выголексинский сборник / Изд. подг. В. Ф. Дубровина, Р. В. Бахтурина, В. С. Голышенко. М., 1977.
Лит.: Поленов Д. В. Житие св. Нифонта Константиноградского по рукописи XII–XIII в. – ИпоРЯС, 1862, т. 10, вып. 4, с. 374–387; Соболевский А. И. Два древних памятника галицко-волынского наречия. – РФВ, 1884, т. 12, вып. 3, с. 94–99; Житие св. Нифонта, лицевое XVI в. М., 1903 (имп. Рос. истор. музей: Описание памятников, вып. 2); Ляпунов Б. М. Профессор А. В. Рыстенко и напечатанные им тексты Жития Нифонта. – Изв. Одес. библиогр. о-ва при Новорос. ун-те. Одесса, 1917, т. 5, вып. 3–4, с. 85–103; Xодова К. И. Из наблюдений над лексикой древнерусского списка «Жития Нифонта» 1219 г. – Учен. зап. Ин-та славяновед. АН СССР. М., 1954, т. 9, с. 182–204; Тихомиров Н. Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей XI–XII вв., хранящихся в Отд. рукописей Гос. библ. СССР им. В. И. Ленина. – Зап. ОР ГБЛ. М., 1965, вып. 27, с. 103–105, 136–142.
О. В. Творогов