Житие Моисея, архиепископа Новгородского
Житие Моисея, архиепископа Новгородского – памятник агиографии, посвященный видному иерарху XIV в. (ум. в 1363 г.), особенно известному своей широкой деятельностью по основанию многочисленных церквей и монастырей в Новгороде, книжнику, о котором сказано, что он умер, «много писание оставив» (см. Краткое Ж.), принадлежит Пахомию Сербу. В рукописной традиции именем Пахомия Серба надписываются две редакции Ж. – пространная и сокращенная. В. О. Ключевский считал сокращенную редакцию не принадлежащей Пахомию, а В. Яблонский приписывал ему обе редакции. Развернутого сопоставления редакций никто из исследователей не проделал.
Обе редакции Ж. (озаглавленные как «Преставление (или «Житие») иже во святых отца нашего Моисея архиепископа, новгородскаго чюдотворца, творение Пахомия Сербина») имеют вступление (нач.: «Понеже убо онем великим отцем и божественным мужем...»), центральную часть и заключаются четырьмя посмертными чудесами. Сокращению подверглась лишь центральная часть; вступление и чудеса в основном идентичны в обеих редакциях. Одно из чудес (о повреждении в уме архиепископа Сергия, пренебрежительно отнесшегося к памяти Моисея) дает основание для датировки Ж., так как описывает события 1484 г., когда Сергий был послан на новгородскую архиепископскую кафедру; следовательно, Ж. не могло быть создано раньше этого года, если принять за бесспорное то, что чудеса писались одновременно с его предыдущими частями.
Краткое Ж. архиепископа Моисея, не имеющее ни вступления, ни посмертных чудес, написанное в простом лаконичном стиле, без украшений (нач.: «Сей блаженный отец наш Моисей бе от Великаго Новаграда, от отечьства своего, родися от благочестну родителю...») включено в «Роспись, или краткий летописец новгородских владык», малоизученный памятник, который издатели новгородских летописей без особой аргументации относили к кон. XVI в. (см.: ПСРЛ, т. 3, с. 117; Новгородские летописи, с. X). Краткое Ж. исследовано еще меньше, чем Ж. Пахомия Серба; его авторство, датировка, обстоятельства включения в «Роспись», текстологические взаимоотношения с другими редакциями совсем не изучены; обращено лишь внимание на то, что Краткое Ж. послужило источником для обеих редакций Пахомия.
Следующая редакция Ж. представлена в списке ГПБ, собр. ПДА, № 270, т. 2, XVII в., л. 284–311 об. В ней Ж. начинается с пространного, риторически украшенного предисловия, отличного от предисловия Пахомия Серба (нач.: «Возлюбленнии, приклоните ко мне слухи своя, исповедати бо хощю добру повесть, таити убо советы царьския добро, а поведати божия тайны благо...»), в центральной части, тоже риторически распространенной, использованы и Краткое и Пахомиево Ж.; 4 посмертных чуда также риторически украшены и распространены. В сравнении с этой редакцией даже пространное сочинение Пахомия Логофета кажется кратким.
И наконец, еще одна редакция Ж. дошла до нас в списке ГПБ, F.I.729, кон. XVII в., л. 202–205 (нач.: «Сей иже во святых отец наш Моисей родися в Великом Новеграде от отца благочестива, именем Филиппа...»). Она совпадает с редакцией Пахомия по содержанию, но при этом полностью устраняет пахомиево «плетение словес». Последние две редакции также совершенно не изучены.
Изд.: ПСРЛ. СПб., 1841, т. 3, с. 181–182; Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862, вып. 4, с. 10–15; Новгородские летописи. СПб., 1879, с. 135–137; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографическис писания. СПб., 1908, с. 20, 105–108, LXXXII–XCI (Приложения).
Лит.: Амвросий [Орнатский]. История российской иерархии. СПб., 1822, ч. 1, с. 73–74, ч. 6, с. 143; Ключевский. Древнерусские жития, с. 126, 147–152; Барсуков. Источники агиографии, стб. 380–382; Голубинский. История канонизации, с. 145.
Н. В. Понырко