Житие Лазаря Муромского
Житие Лазаря Муромского – сочинение, составленное в форме автобиографии Лазаря, основателя Муромского монастыря у восточного берега Онежского озера (ум. 8 марта 1391 г.), записанной с его слов его преемником Феодосием, или же написанное в такой форме позже произведение неизвестного автора. Из него следует, что Лазарь был выходцем из Византии, постриженником игумена «римския обители Высокогорския» Афанасия Дискота, посланным в Великий Новгород к архиепископу Василию «повести сказати... о белом клобуце», – имеется в виду легендарная история передачи новгородским владыкам константинопольским патриархом белого головного убора, изложенная в Повести о белом клобуке. Кроме того, здесь содержится намек на какую-то повесть Василия Новгородского о самом Лазаре: «И о мне грешнем повесть духовно и явленно да скажется Василием епископом новгородским». Лазарь похоронил епископа Василия, а тот вскоре явился ему во сне и повелел основать монастырь на острове в Онежском озере. Лазарь выпросил этот остров у его владельца, новгородского посадника Ивана Фомина сына Захарьевича, жителя Славенского конца. Но когда он добрался до острова, встретил там сопротивление местных жителей – племен лопи, чуди и самояди. Лишь после того, как он исцелил слепорожденного мальчика старейшины-лопянина, те покинули остров. Из рассказа ясно, что у Лазаря была с собой икона – «образ Владыки Христа-Бога». При новгородском архиепископе Моисее (1352–1360 гг.), преемнике Василия, Лазарь вновь посетил Новгород и получил там все необходимое для устройства обители. Сын к тому времени покойного посадника Ивана Федор передал ему завещанные монастырю отцом сто гривен и грамоту на владение землями и водами. В ряде списков Ж. приводится текст грамоты (из него следует, что подаренные места были в свое время куплены дедом посадника Ивана) и описывается прикрепленный к ней «на утверждение» свинцовый моливдовул. В Ж. говорится также, что первые пришедшие к Лазарю, чтобы жить вместе с ним, монахи «от дальних стран» поставили церковь Лазарева воскрешения, прибывшие затем киевские иноки Иона и Ефросин – церковь Успения пречистой Богородицы Афонской, а явившийся с Афона старец Феодосий «своим имением» воздвиг трапезную церковь во имя Иоанна. Этот Феодосий наименовал монастырь Успение Богородицы Муромской. О нем говорится, что он «премудр бе книжной мудрости». Он записал рассказы Лазаря и был избран им в преемники. Умер Лазарь в возрасте 105 лет в 1391 г. и был похоронен за алтарем Лазаревской церкви.
Согласно наблюдениям Н. К. Литвиновой (дипломная работа в Лен. гос. унив.), известно тринадцать списков Ж. XVII–XIX вв., из которых одиннадцать содержат краткую редакцию, а два (ГИМ, собр. Уварова, № 542 (408), XVII в. и ГБЛ, собр. Ундольского, № 146, XVIII в.) – пространные. Пространными воспользовался для издания Амвросий. Название произведения в списках варьируется: «Повесть о Муромском острове», «Повесть о Лазаре Муромском», «Начало святыя обители Успения пречистыя Богородицы Печерския и Рождества великого во пророцех Предтеча Господня Иоанна и преподобного чюдотворца Афанасия, еже есть близ Понта Окияна моря».
Филарет назвал это «духовное завещание» Лазаря весьма любопытным, но, к сожалению, испорченным переписчиками. С. Н. Валк усомнился в соответствии формы грамоты посадника Ивана, содержащейся в Ж., нормам XIV в. и датировал произведение XVII в. (Валк С. Н. Начальная история древнерусского частного акта // Вспомогательные исторические дисциплины. М.; Л., 1937, с. 301–303). Известно, что в 1539 г. Муромский монастырь вел с Палеостровским монастырем тяжбу из-за земельных владений и проиграл, возможно потому, что не смог представить владельческих документов (по крайней мере, их подлинников). В 1650 г. царь Алексей Михайлович дал разоренному в Смутное время «немецкими и литовскими людьми» Муромскому монастырю грамоту на владение землей и водой, в которой сослался на «списки», упоминающие посадника Ивана как дарителя монастырю «по душах своих» земли и воды (Олонецкие губернские ведомости, 1849, № 37, с. 113–116). По мнению Н. К. Литвиновой, около середины XVII в. была создана лишь краткая редакция Ж., а пространные более древни, одна – середины XVI в., а другая – конца XV – начала XVI в., в основе же всего лежит подлинная автобиография Лазаря, записанная Феодосием в конце XIV в.
В 1958 г. из Муромского монастыря в Кижи была перевезена небольшая деревянная Лазаревская церковь с иконостасом. Иконостас датируют XVI в., саму же церковь, судя по особенностям обработки дерева, креплению дверей не на петлях, а на пятах, врубленных в стены, и по традиции, считают современной основателю монастыря (см.: Бартенев И., Федоров Б. Архитектурные памятники Севера. М.; Л., 1968, с. 31; Смирнова Э. С. По берегам Онежского озера. Л., 1969, с. 51–52, 120–126).
Ж. неоднократно пересказывалось (Костомаров Н. И. Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. СПб., 1863, с. 358–360; Петров К. Муромский монастырь // Олонецкий сборник. Петрозаводск, 1886, вып. 2, с. 99–117; Олонецкие губернские ведомости, 1867, № 43, с. 183–194); отдельно публиковалось извлеченное из него завещание посадника Ивана Фомина сына Захарьевича (Материалы по истории Карелии XII–XVI вв. // Под ред. В. Г. Геймана. Петрозаводск, 1941, с. 355; Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С. Н. Валка. М.; Л., 1949, с. 284).
Изд.: Амвросий. История российской иерархии. М., 1813, ч. 5, с. 115–129; Барсов Е. П. Русские святые. СПб., 1862, вып. 1, с. 325–326; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера. Муромский монастырь // Христ. чт., 1886, сентябрь – октябрь, с. 496–505.
Лит.: Филарет. 1) Русские святые. СПб., 1862, вып. 1–4, с. 325–336; 2) Обзор, с. 99; Барсов Е. П. Преподобный Лазарь Муромский // Олонец. губ. вед. 1867, № 43; Барсуков. Источники агиографии, стб. 322; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 113–120; Розов Н. Н. «Повесть о новгородском белом клобуке» как памятник общерусской публицистики XV в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1953, т. 9, с. 200–201; Литвинова Н. К. Сказание о Муромском острове – памятник новгородской публицистики XV в. // Пробл. компл. изуч. Северо-Запада РСФСР. Л., 1972, с. 24.
Н. К. Литвинова, Г. М. Прохоров