Житие Галактиона и Епистимии
Житие Галактиона и Епистимии – переводной памятник, восходящий к греческому роману Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт». Греческий текст этого раннехристианского жития включен в Минеи Симеона Метафраста и в Менологий Василия II Македонянина. Повествование ведется от лица очевидца Евтоломиоса, который последовательно рассказывает о происхождении Галактиона, о его родителях-язычниках, у которых не было детей, пока они не крестились тайно, с помощью нищего монаха Ануфрия. Обучение Галактиона характеризуется в духе позднеантичной системы образования, включавшей грамматику, риторику, астрономию и другие «хитрости». Когда скончалась мать Галактиона, отец обручил его с отроковицей Епистимией, по Галактион не целует ее, так как она не христианка. Опечаленная Епистимия решает креститься, и Галактион сам совершает обряд крещения. С этого времени ее начинают посещать видения. После одного видения (с тремя поющими ликами в прекрасных палатах), истолкованного Галактионом как указание на будущий постриг, супруги раздают имущество и уходят в горы – он в мужской монастырь, она в женский. Шесть лет проводят они в молитвах не видя друг друга. Во время начавшегося гонения на христиан воины ведут Галактиона на суд перед князем Урсом; Епистимия сама присоединяется к мужу. Их связывают вместе и подвергают допросу. За осуждение языческих богов («ваши бози камение суть и древо, – вещь тленна») Галактиона бьют воловьими жилами. Заступившуюся Епистимию обнажают, при этом князь теряет зрение до тех пор, пока Епистимия не исцеляет его. Узнав, что это христианское чудо, Урс приказывает мучить Галактиона и Епистимию, а затем четвертовать. Тела мучеников подбирает и прячет Евтоломиос. Назидательный рассказ был известен в древнерусском переводе домонгольской поры, он входил в состав древнерусского Пролога под 5 ноября; в XVI в. он был включен в ВМЧ митрополита Макария.
Изд.: ВМЧ, ноябрь, дни 1–12. СПб., 1897, стб. 146–147, 149–160.
Лит.: Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. М., 1876, т. 2, с. 349; История русской литературы. М.; Л., 1941, т. 1. Литература XI – нач. XIII в., с. 89; Полякова С. В. Из истории византийского романа. М., 1979, с. 38.
О. А. Белоброва