Житие Алексея митрополита
Житие Алексея митрополита – памятник русской агиографии, первоначальная редакция которого датируется XIV в. Существует пять редакций Ж., из которых первоначальная – рассказ «О Алексее митрополите» – содержится в Летописце Рогожском XV в., Летописи Симеоновской XVI в. и содержалась в Летописи Троицкой 1408 г. Судя по тесной связи, тематическому (митрополичий престол), композиционному, стилистическому и лексическому родству этого рассказа с примыкающей к нему в летописи Повестью о Митяе-Михаиле, они были написаны одновременно, стало быть между 1379 и 1382 гг. Вставленный в летопись вслед за сообщением о кончине митрополита Алексея, под 6885 (1377–1378) г., рассказ «О Алексеи митрополите» представляет собой весьма суммарное и неточное описание жизни митрополита от рождения до смерти и похорон, причем акцент сделан на постепенности прохождения Алексеем всех иерархических ступеней: тем самым – по контрасту – в невыгодном свете выставляется фигура Митяя-Михаила, по воле великого князя ставшего наместником митрополичьего престола после смерти митрополита Алексея. По внешности беспристрастный и фактографичный рассказ этот, предваряющий Повесть о Митяе, и в литературном отношении являет собой как бы посредственную ступень между погодным летописным повествованием и Повестью с ее интригой и сюжетом (преступление и наказание Митяя).
После того как 20 мая 1431 г., при митрополите Фотии, были обретены мощи митрополита Алексея, архимандрит, а затем епископ Пермский Питирим написал службу (стихиры и канон) митрополиту Алексею, использовав для нее как житие первоначальный летописный рассказ «О Алексеи митрополите» (Пахомий Серб, а вслед за ним Ключевский склонен был считать Питирима автором первоначального рассказа). Около 1450 г. митрополитом Ионой было установлено всецерковное празднование памяти митрополита Алексея; в связи с этим, примерно в это время, Пахомий Серб написал повесть об обретении мощей митрополита Алексея, а затем и Ж., пополнив сведения первоначального рассказа, но данными столь же неточными и хронологически спутанными, почерпнутыми из разных источников, устных и письменных, главным же образом «от самого писания архимарита Питирима» (Житие... составленное Пахомием Логофетом, с. 4–5).
Однако 1486 г., полагает Ключевский, Ж. вторично было пересмотрено и дополнено. В Летописи Никоновской (ПСРЛ. СПб., 1897, т. 11, с. 29–35) находится 3-я редакция, представляющая собой компиляцию нескольких источников, главными из которых служили первоначальный рассказ и Пахомиева редакция; почти дословные выписки из них здесь чередуются. В XVI же веке по распоряжению митрополита Макария при составлении Степенной книги была создана новая, 4-я редакция Жития (ПСРЛ. СПб., 1913, т. 21, 2-я пол., с. 346–386) опять-таки как компиляция разных источников – предшествующих редакций (в том числе 3-й), Жития Сергия Радонежского, летописных записей. Ж., приписывавшееся Питириму, и Пахомиево были включены митрополитом Макарием в ВМЧ под 12 февраля (ГПБ, Соф. собр., № 1320, л. 285 и сл.).
В последние десятилетия XVII в., при патриархе Адриане, монахом Чудова монастыря, по всей видимости, известным справщиком книг и сотрудником Епифания Славинецкого Евфимием, была написана 5-я, самая полная редакция Ж. Кроме предшествующих редакций и летописи автор воспользовался доступными ему грамотами, ярлыками, своим знанием рукописей XIV в. и истории Московского княжества. Хотя и этот редактор не смог, отмечает Ключевский, устранить все неточности и внутренние противоречия своих предшественников, его труд он считает одним из лучших в древнерусской литературе среди житийных памятников по искусству и грамотности изложения и сравнительной свободе от условных форм и общих мест жития. Оканчивается это Ж. известием о перенесении мощей митрополита Алексея в 1686 г. К нему приложены акты, которые упоминает в тексте автор, ханские ярлыки и копия найденной в казне рязанской митрополии подлинной грамоты митрополита Алексея на Черленый Яр с его собственноручной подписью по-гречески. Эта, пятая, редакция находится в рукописи ГИМ, Синод. собр., № 596, Сборник, XVII–XVIII в.; напечатанная в книге «Службы и акафист...» Краткая проложная редакция Ж. напечатана и А. И. Пономаревым в «Памятниках...».
Изд.: Житие митрополита всея Руси святаго Алексия, составленное Пахомием Логофетом // ОЛДП. СПб., 1877–1878, т. 4, № 1–2; Службы и акафист иже во святых отцу нашему Алексию митрополиту, всея России чудотворцу. М., 1891; Пономарев А. И. Памятники древнерусской церковноучительной литературы. СПб., 1898, вып. 4, ч. 2, с. 41; Шляков Н. Житие св. Алексия митрополита московского в пахомиевской редакции // ИОРЯС. СПб., 1914, т. 19, кн. 3, с. 85–152; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба: (Старшая редакция Жития митрополита Алексея) // Источники и историография славянского средневековья. М., 1967, с. 242–257; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: (Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы). Л., 1979, с. 216–218.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 120, 132–140, 168–169, 243–245, 319, 355–356; Барсуков. Источники агиографии, стб. 27–31.
Г. М. Прохоров