Епифаний, инок
Епифаний (кон. XIV – нач. XV в.) – инок, автор «Сказания о пути к Иерусалиму». «Сказание» существует в ряде списков XVI–XVIII вв. и представляет собой просто краткий перечень пунктов и расстояний между ними на пути из Великого Новгорода через Царьград, Афон и острова до Иерусалима. Архимандрит Леонид предполагал, что автор «Сказания» – Епифаний Премудрый, и указывал на 1415–1417 гг. как на возможное время его паломничества. Затем он установил факт заимствования большей части текста «Сказания» из «Хождения» архимандрита Грефения, написанного в 1370-е гг. (см. Агрефений) и пришел к выводу, что Епифания Премудрого «следует исключить если не из паломников, то из паломников-писателей». К.-Д. Зееман допустил, что странное имя Грефений (архимандрит Леонид пытался его прочесть как Агрефений) есть искажение имени Епифаний. В таком случае можно думать, что «Сказание» и «Хождение» по-разному отражают одни и те же путевые заметки некоего архимандрита монастыря пресвятой Богородицы Епифания. С Епифанием Премудрым, считает К.-Д. Зееман, у этого автора нет ничего общего. У «Сказания» иное, чем у «Хождения», начало: в «Хождении» сначала указываются расстояния от Москвы и Твери до Смоленска, от Смоленска до Минска, далее – без связи с Минском – от Великого Новгорода до Лук, от Лук до Витебска, оттуда до Дрютска, от Дрютска до Слуцка, после чего идет Белгород, а затем Царьград; в «Сказании» же дорога начинается Великим Новгородом и идет через Великие Луки, Полоцк. Минск, Малый Слуцк, Великий Слуцк и лишь потом – так же, как в «Хождении» Агрефения. Так что не исключено, что некий Е., возможно Епифаний Премудрый, совершил паломничество в Святую землю после 1370 г. и воспользовался для своего итинерария уже существующим «Хождением» какого-то автора, имя которого дошло до нас в искаженной форме.
Изд.: Леонид, архим. Сказание Епифания мниха о пути к Иерусалиму // ППС. СПб., 1887, вып. 15 (т. 5, вып. 3).
Лит.: Леонид, архим. Хожденье архимандрит Агрефенья обители пресвящыя Богородица около 1370 г. // ППС. СПб., 1896, вып. 48 (т. 16, вып. 3); Sееmann K.-D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur: Theorie und Geschichte eines literarischen Genres. München, 1976, S. 139, 203.
Г. М. Прохоров